Спасение по вере или по делам? Преподобный Исаак Сирин. Вера и дела: дела – доказательство того, чьи мы дети

Большое количество стихов Писания говорит, что мы спасаемся верой; однако ни один из них не учит, что мы спасаемся «верой только».

Есть только одно место Писания, где имеется фраза «верой только», и оно говорит:

«Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?»
(Иак. 2:24).

Таким образом Библия очень ясно учит, что никто НЕ спасается только верой.

Не смотря на вышеуказанную истину многие деноминационные группы настаивают на том, что спасение дается «только по вере».

«Тот факт, что мы спасаемся только верой, является самой полной и очень утешающей доктриной» - говорят их вероучения. «Просто поверь в Иисуса Христа и ты будешь спасен» - говорят они людям.

БИБЛИЯ УЧИТ

Библия учит, что вера, которая спасает, это вера, которая повинуется Божьей воле.

В каждом веке люди благословлялись по мере веры, которой они обладали, если эта вера вела их к исполнению того, что Бог им заповедовал, но никогда это не происходило перед их повиновением.

Авель, Енох, Ной, Авраам, Моисей, Рахаб и другие являются примерами тех, кто был благословлен по вере, но не «верою только» (Евр.11).

«Авель предложил жертву», «Енох ходил пред Богом», «Ной приготовил ковчег», «Авраам повиновался», «Моисей … отверг … выбрал»; «Рахаб … приняла лазутчиков».
Вера каждого содействовала исполнению ими Божьих повелений.

«Верой стены Иерихонские пали, после того, как они обошли их на протяжении семи дней» (Евр. 11:30). Отметьте, что стены пали верой «после», а не до этого, т.е. вера содействовала послушанию Божьему (Иис.Нав. 6:1-21).

Сама вера провозглашена Иисусом как дело.

28 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
(Иоан.6:28,29)

Это не является делом каких-то заслуг, т.е. дел закона, но это труд праведности, который требуется Богом.

8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
(Еф.2:8,9)

28 Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
(Рим.3:28)

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
35 но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.
(Деян.10:34,35)


(Иак.2:24)

Когда кто-то слышит Евангелие и верит ему, ему заповедуется покаяться в своих грехах и на основании исповедания своей веры этот человек погружается в воду для получения спасения или прощения грехов.

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
(Рим.10:17)

10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
(Рим.10:10)

30 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,
(Деян.17:30)

38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
(Деян.2:38)

15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.
16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет.
(Мар.16:15,16)

Вот такая вера спасает. «Только вера», без дел повиновения, мертва.

17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
(Иак.2:17-26)


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


3.274. Paul Lebedev ([email protected]) пишет: "В рассылке 65 Вы писали: "И всякий, принимающий Христа вскоре просто не сможет быть нелюбящим, разве что он не принял Христа на самом деле, а только обманывает сам себя". Как распознать - на самом деле или нет?
Возникает вопрос о вере. Ведь фундаментальное утверждение протестантизма - что человек спасается только верой. При этом складывается впечатление, что вера зачастую понимается как простое согласие с тем, что то, что случилось две тысячи лет назад - правда. Ты поверил - и спасен. Некоторые приезжие проповедники пишут: "если ты согласен с этим, распишись - и до встречи на Небесах". Получается - все, вопрос решен! Мы спасены. И теперь всю энергию можно направить на благоустроение земной жизни. Какая подмена!
Например, если не ошибаюсь, Кальвин писал о предопределении - что одних Бог предопределил ко спасению, а других нет, а узнать кого да, а кого - нет, можно по успеху хозяйственной деятельности. И началось бурное развитие в хозяйственной деятельности, просто взрыв - вся энергия человека пошла на это. А сейчас что, не так?
На деле получается "главная заповедь протестантизма" - ищите прежде что поесть и во что одеться, а Царство Божие приложится вам. Хотя Господь говорил - "ищите прежде Царствия Божия, и все остальное приложится вам". Немного;-(по другому.
А какое положение дел у Адвентистов? Не говорится ли сразу всем, что одной уверенности недостаточно? Или сначала в миссионерских проповедях - вы все спасены, а уже потом для "продвинутых" - что, оказывается, возможно принятие Христа "не на самом деле"? В Православии такое понимание есть.
Писание говорит, что можно отпасть (хотя, по воззрениям протестантизма, ты поверил - и уже автоматически спасен несмотря ни на что): "Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть" ( , 1). Оказывается, можно отпасть!
О вере: , 1: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Оказывается, вера - не просто некое умонастроение, а некий деятельный акт.
А теперь о вере и о делах: "Ведь бесы веруют и трепещут" (Иак. 2, 19)! "Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?" !!! ( , 20).
И две цитаты об одном: , 21: Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? , 17: Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
Хотелось бы услышать мнение Адвентистов о понимании 1) веры и 2) спасении - по вере ли только или вера должна подтверждаться делами? И еще интересует понимание АСД спасения - насколько знаю, у протестантов упор делается на прощении и оправдании, у католиков - на искуплении (отсюда логично появление индульгенций), у православных - на исцелении - грех понимается прежде всего как болезнь (а не как вина перед Богом. Еслы мы грешим - мы делаем прежде всего плохо себе) души, от которой нужно исцелится. Как - отдельный разговор."

Брат Павел, как Вы и просили в своих письмах, я указываю Ваш адрес полностью. А теперь к Вашим размышлениям. Похоже, что первый вопрос по рассылке 65 не относится к остальному размышлению о вере, не так ли? Я уточняю это на всякий случай, так как я не вижу большой взаимосвязи между первым вопросом и остальными Вашими размышлениями.

Итак, Ваш первый вопрос: как распознать, человек принял Христа на самом деле или нет? На это нельзя ответить однозначно. Каждый человек имеет свой характер, свой темперамент, свою индивидуальность. Так что мы не можем сравнивать поведение или реакцию человека на то или иное действие в его жизни. Я не могу сказать, например, что тот, кто не разозлился на обидчика, тот пребывает во Христе. Потому что один и без Христа может не разозлиться - у него такое светское воспитание или такой темперамент, а может он и не понял, что его обидели. С другой стороны, праведник падает семь раз, но и встает семь раз, так что согрешение, срыв, падение - это еще не признак того, что человек не принял Христа. Кроме того, принятие может быть формальным или поддельным. Человек часто может обманывать самого себя. Ситуаций может быть очень много. И наконец, не судите, да не судимы будете, ибо только Господь знает сердце человека. Зачем мне судить о том, принял ли тот или иной человек Христа или нет? Правда, если я хочу узнать это о себе - принял ли я Христа, то здесь Священное Писание дает мне достаточно возможностей для того, чтобы проверить себя. Себя, а не другого! И самым лучшим тестом в этом смысле я вижу два текста - Первое послание Иоанна, целиком, и Тринадцатая глава Первого Коринфянам. Прочтите эти два текста и примерьте их к себе. Если Вы совершенно довольны проверкой, то остается только добавить: Претерпевший до конца спасется (). Если же нет, тогда идите ко Христу.

А теперь о вере. Вы правильно подметили, что в представлении роли веры во спасении у разных христиан полный хаос. Да, к сожалению, это именно так. Вот только мне не понятно, почему Вы всех протестантов сгребли под одну гребенку - якобы все они считают, что поверивший однажды спасен навсегда. Увы, это учение Кальвина, который был протестантом, но это не учение Лютера, основоположника протестантизма, и не учение множества других протестантов, как например, баптистов, пятидесятников, адвентистов... Верно, что в наши дни, когда голод по духовной литературе еще не полностью удовлетворен, пресвитериане и другие последователи учения Кальвина, раньше других протестантов в России успели выпустить в обращение все труды Кальвина на русском языке, вследствие чего баптисты забили тревогу, что в их семинариях стало чувствоваться преобладание кальвинистских взглядов. И, как следствие, практически неизвестные в советское время пресвитериане сегодня присутсвуют во многих уголках России. Но я хочу напомнить всем нам, и себе в том числе, что цель моей рассылки - не разбирать учение различных деноминаций и групп, включая и адвентистов, а исследовать Священное Писание. Каждый волен понимать вопросы веры и спасения по-своему. Каждая церковь имеет достаточно богословских выкладок и разработок по тому или иному вопросу. Зачастую можно встретить в одной деноминации противоречивые и взаимоисключающие мнения видных богословов. Я не собираюсь разбирать их проблемы и находить, кто из них стоит ближе к истине. Даже, будучи адвентистом, я не буду приводить мнения адвентистов, потому что и среди адвентистских богословов можно встретить разные мнения, особенно по такому вопросу, как вера и спасение. Поэтому, позвольте мне говорить исключительно на основании Библии. Причем, это даже не будет моим мнением, потому что есть некоторые моменты в моем понимании веры и спасения, которые выработались на основании общего понимания Библии, и мне сложно обосновать их, отвечая на узкий вопрос. Потому, я воздержусь от деталей и тонкостей, а отмечу только основные принципы на основании Библейских текстов.

Итак, вера - это не просто выражение согласия с тем, что то или иное существует. Потому что, "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?" (). Сатана тоже верит, но он не спасется. А потому, всякая попытка сказать, что "только веруй и спасешься" - это только половина Евангелия. Да, "без веры угодить Богу не возможно" (Евр 11:6), но если хотите, выражаясь математическими понятиями, вера - это необходимое, но не достаточное! Добрая половина христан решила, что можно взять только веру и благодать, и спастись. Другая половина христан, понимая, что этого не достаточно, впала в другую крайность - в попытку спастись делами и соблюдением закона. Но истина заключается в том, что хотя человек спасается верой (Еф 2:8,9), но судим он будет по делам ( ; ). Что же мы должны иметь? И то, и другое - веру, действующую любовью! (). Что это такое? "то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа" (). Хотите знать больше? Читайте все то же Первое послание Иоанна. Там очень даже хорошо представлена зависимость веры, любви, дел, закона и спасения. Все это должно быть в христианине безо всяких крайностей. Сатана пытается увлечь нас крайностями - чтобы мы больше думали о чем-то одном, о вере ли, о законе ли, или даже о любви, но только в отрыве от закона и веры. Если в человеке будет отсутствовать один из этих компонентов, то ему рано думать о том, что он уже спасен.

Читайте еще по теме "Спасение":

К сожалению, до сих пор встречаются люди, которые, называя себя православными христианами, всерьез полагают, что возможно спасение, то есть вхождение в Царствие Небесное, для нехристиан. По их мнению, и те, кто не верит во Христа, если совершает хорошие дела, тоже может спастись.

Подобные взгляды не новы, они были известны и ранее. Опровержению этого заблуждения еще в позапрошлом веке посвятил свое письмо святитель Игнатий (Брянчанинов), из которого мы приведем лишь несколько фраз, хотя оно достойно прочтения целиком:

«Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чем состоит христианство! Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду. “Отчего не спастись, – пишите вы, – язычникам, магометанам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Считать себя спасенными, а членов прочих верований погибшими – это и безумно, и крайне гордо!”

Постараюсь отвечать вам в немногих по возможности словах. Вот истинное учение об этом предмете, учение Святой Вселенской Церкви: спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцов… Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе для спасения, необходимо было искупление… Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом – верой в Господа нашего Иисуса Христа…

Напрасно же ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение! Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви – и ветхозаветной, и новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения – Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад…

Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства» .

Это письмо святителя довольно известно, хотя, к сожалению, не так широко, как хотелось бы. Мне доводилось в беседах приводить его сторонникам мнения о том, что неправославные могут спастись; их реакция была предсказуемой: собеседники старались объявить это «личным мнением святителя Игнатия, а не учением Церкви», с которым они отождествляли собственные взгляды, прямо противоположные словам святителя.

Это, надо сказать, вообще характерно для современного модернистского сознания – объявлять «частным мнением» в учении Православной Церкви все, что противоречит частному мнению самого модерниста.

Однако сами слова святителя Игнатия говорят о том, что он в своем письме излагает не личное мнение, а именно учение Православной Церкви. А кроме того, если мы обратимся к другим святым отцам, то найдем и у них изложение той же самой истины.

Вот, например, святитель Тихон Задонский свидетельствует: «Никто не может оправдаться перед Богом и спастись без Христа и помимо Христа, но только – верою во Христа… Ибо никто не может от диавола, греха, проклятия законного и от ада избавиться без Христа, и это все в кратком слове Христовом заключается: “Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (Ин. 8: 36)» .

За тысячу лет до святителя Игнатия точно такой же вопрос задавали преподобному Анастасию Синаиту: «Если кто-нибудь неверующий во Христа, например иудей или самаритянин, творит много благих дел, то войдет ли он в Царство Небесное?» И святой Анастасий дает тот же ответ:

«Поскольку Господь говорит Никодиму: “Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное” (Ин. 3: 5), то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдет в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает свое благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: “Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей” (Лк. 16: 25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много (см.: Ин. 14: 2) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний» .

Итак, святой Анастасий так же, как святитель Игнатий, свидетельствует, что неверующий во Христа, не родившийся от воды и Духа, то есть не крещеный человек, не войдет после смерти в Царство Божие, хотя сделанное им добро, безусловно, не останется без воздаяния.

И преподобный Симеон Новый Богослов свидетельствует: “Великое благо есть веровать во Христа, потому что без веры во Христа невозможно спастись”» .

И святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное. Слово дерзновенно, но не мое; ибо так определил Иисус!» .

И святитель Иоанн Златоуст увещает: «Слышите вы все, чуждые просвещения [крещением]: ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в Царствие Небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в Царстве знака» .

Можно было бы и далее продолжать цитировать, поскольку эту истину согласно возглашают святые отцы разных эпох и народов, но для благочестивых христиан и приведенного достаточно, а для модернистов сколько ни приводи, все будет мало.

Естественно, ведь если воспринимать слова святых отцов не как свидетельство боговидцев о единой, опытно познанной ими истине, а как «просто еще одно личное мнение», то нет особой разницы, сколько этих «личных мнений» – одно, семь или тысяча.

Для мало-мальски благочестивого христианина не может не показаться чудовищной мысль, что истина закрыта, неопределима и непознаваема, – а именно эта мысль стоит за модернистским желанием разложить все Священное Предание на «личные точки зрения давно умерших людей», а Священное Писание на «исторические точки зрения, аллегории и условности, адресованные древним, давно умершим людям». И напротив, именно эта чудовищная мысль вдохновляет тех, кому очень не хочется, чтобы истина была определима и познаваема, потому как тогда придется отказываться от своих точек зрения, противоречащих истине. Той истине, о которой Господь сказал: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 32).

Освобождающая истина христианства состоит в том, что Христос пришел и уплатил великую цену ради того, чтобы даровать спасение людям, и что кроме Христова «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12).

И хотя Церковь каждый год в чине Торжества Православия с предельной ясностью провозглашает: «Непринимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом - анафема!», многие модернисты упорно пытаются навести туману и представить дело так, что будто бы в этом краеугольном вопросе никакой ясности нет.

Они любят говорить о том, что, мол, было бы непростительной дерзостью предвосхищать грядущий суд Божий, утверждая, что все нехристиане не спасутся, это, мол, решить может только Бог.

Хотя, повторяя неоднократно выраженную в Священном Писании и Предании истину, мы вовсе тем самым не «дерзаем опережать Суд Божий», а, напротив, выражаем то из этого суда, что уже о нем открыл нам Бог: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16). Это не мы «дерзаем», а Христос так сказал, а Он есть Истина, и нет в Нем никакой лжи. Вера Церкви в последний суд вовсе не ограничивается одним лишь утверждением о том, что такой суд будет, но включает в себя и основные критерии, по которым он будет производиться – и главнейшим из них является сознательное принятие Христа.

Если спасение возможно без Христа, то оно, следовательно, возможно было и до Христа, а если так, то зачем приходил Христос на землю к людям, и не только приходил, но и пошел на смерть? И зачем мы Его тогда называем Спасителем, вслед за апостолами и Им Самим? Как же Он тогда сказал, что «пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19: 10), если, оказывается, человечество до Его пришествия было вовсе не погибшим, а вполне себе спасалось в нехристианских религиях?

Если Христос пришел только для того, чтобы прибавить к уже имеющейся возможности человеческого спасения какую-то новую «опцию», предложить просто некий новый, «улучшенный» вариант спасения, то Он тогда не Спаситель, а «Улучшатель». Но само имя Его в переводе означает «Спаситель», то есть само имя Иисусово обличает и опровергает тех, кто думает, что можно достичь спасения без Него.

Известно, что, искушая Христа в пустыне, сатана при этом цитировал строки Священного Писания. Объясняя этот евангельский эпизод, преподобный Ефрем Сирин пишет: «То, что ему нужно было, он взял из Писания, а что противоречило ему, то опустил. Так и еретики берут из Писания то, что нужно им для своего соблазнительного учения, и опускают то, что противоречит их заблуждению, дабы сим образом ясно показать себя учениками этого учителя» .

Сторонники мнения, что будто бы без познания и принятия Христа возможно спастись, пусть бы только добрые дела человек творил, а верит ли он, не важно, пытаются приводить цитаты из Писания, якобы подтверждающие их заблуждение. В частности, указывают на слова апостолов о том, что «во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему» (Деян. 10: 35) и что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах» (Рим. 2: 14–15).

Прежде чем разбирать этот аргумент, стоит сделать небольшое введение.

Святые отцы единогласно говорили, что нет спасения вне Христа и Его Церкви. И это не случайность, не простое «совпадение во мнениях». Святые отцы понимали, что допущение возможности спасения вне Христа и Церкви полностью обессмысливает Боговоплощение, страсти, смерть и воскресение Христа, и вообще лишает смысла само христианство.

О том же самом говорил и апостол Павел: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2: 21). Апостол прямо писал, что даже исполнением ветхого закона, данного истинным Богом, невозможно достичь спасения, а вдруг теперь ему приписывают мысль, что будто бы не только те, кто почитал истинного Бога и исполнял Его закон, данный в откровении, но и те, кто почитал идолов и знать не знал о Божием откровении, тоже могут оправдаться перед Богом!

Иными словами, апостол Павел, который говорил, что «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10: 20), и который восклицал: «Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?» (2 Кор. 6: 15), по мысли модернистов, становится их единомышленником в том, что якобы в Царствии Божием будет соучастие того, кто почитал Бога, с тем, кто приносил жертвы бесам, и того, кто молился Христу, с тем, кто кланялся Велиару.

Представляется, что абсурдность подобной мысли очевидна. Естественно, что предложенное модернистами толкование апостольских слов не только противоречит святоотеческим толкованиям, но и прямо разоблачается святыми отцами, в частности преподобным Иосифом Волоцким:

«Если “во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему” (Деян. 10: 35), то почему Петр не оставил Корнилия и его близких пребывать в их прежней вере, хотя они боялись Бога и совершали добрые дела больше всех, но повелел им креститься во имя Христа? Если бы во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Его приятен был Ему, то почему Господь наш Иисус Христос сказал Своим святым ученикам: “Идите, проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам” (Мф. 28: 19–20)? И еще сказал Господь Иисус Христос: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк. 16: 16)…

Великий апостол Петр сказал: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему” о праведниках, живших прежде воплощения Христа, Его распятия и воскресения, о тех людях среди иудеев или в других народах, кто боялся Бога и поступал по правде, кто поклонялся не идолам, но истинному Богу, как Корнилий и подобные ему. Но после воплощения Христа, Его распятия и воскресения “нет другого имени под небом… которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа”. Господь говорит в Святом Евангелии, что тот, кто не родится от воды и Духа во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может спастись, даже если будет праведнее всех людей. Это засвидетельствовал и апостол Петр, крестив праведного Корнилия, о котором Бог объявил апостолу… Теперь Богу приятны люди из-за их крещения и стремления к добрым делам, до воплощения Христа Богу были приятны праведники из-за страха Божиего и их праведной жизни… Очевидно, что апостол сказал эти слова о праведниках, живших до воплощения Христа, о тех, кто боялся Бога и поступал по правде, не поклонялся идолам. О них же и еще сказал Павел: “Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах” (Рим. 2: 14–15)» .

Часто сторонники того заблуждения, что и без Христа можно спастись человеку, в качестве аргумента указывают на то, сколь мало православных христиан в мире, отсюда, по их мнению, следует, что нельзя говорить про спасение только искренних членов Православной Церкви, ведь иначе получится, что спасающихся очень мало, а погибающих очень много.

Но разве не о том же самом говорил Господь Иисус Христос: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 13–14), «много званых, но мало избранных» (Лк. 14: 24), «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12: 32).

С самого начала Господь обозначил ту печальную реальность, что погибающих много, а спасающихся мало. Впрочем, слава Богу, спасающихся ныне гораздо больше, чем число спасшихся в Ноевом ковчеге во время всемирного потопа, а этот ковчег, по словам святителя Филарета Московского, есть образ Церкви Христовой.

Кроме того, сторонники указанного заблуждения любят говорить о тех несчастных «простых» язычниках, мусульманах или католиках, которые будто бы «объективно» не имели возможности стать православными христианами, потому что до них не добрались еще православные миссионеры. При этом говорящие это словно бы и не знают о Промысле Божием, который показывает прямо противоположную зависимость: не потому эти «аборигены» не стали православными христианами, что до них не дошли апостолы, а потому Господь не послал к ним апостолов, что заранее знал по Своему предведению, что никто из них не послушает проповедь истины.

И это сохранение их в неведении было для них выражением милосердия Божия, ибо «раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12: 47–48).

И напротив, если Господь видел человека, чье сердце искренне взыскует истины, пусть даже этот человек жил в народе, совершенно не знающем о Православии, Он устраивал для такого человека возможность принять Православие.

Так в XII веке Бог устроил для одного немца-католика возможность узнать о Православии, и тот, обратившись, стал известен как святой Прокопий Устюжский; в том же веке Бог дал такую возможность одному волжскому булгарину-мусульманину, и тот, обратившись, стал известен как святой Авраамий Болгарский; в следующем столетии Господь дал такую возможность одному монголу-язычнику, и тот, обратившись, стал известен как святой Петр Ордынский. Вся история Церкви полна подобными примерами.

Уместно здесь привести слова архимандрита Рафаила (Карелина), посвященные тому же вопросу: «Бог есть любовь, правда и всемогущество. Деяния Бога вызваны Его любовью, определены мудростью и исполнены могуществом; следовательно, неведение людей о Боге не может быть объяснено историческими ситуациями, так как руль истории в руке Бога. Такое объяснение было бы скорее свидетельством о детерминизировании Бога внешними ситуациями и историческими законами. Значит, неведение людей, неспособных принять истину, это тоже жалость Бога к человеку. Так Гедеон возвращает часть войска по домам, зная, что в бою эти люди обратятся в бегство» .

Когда вникаешь в аргументы и утверждения тех, кто считает возможным спасение некрещеных, возникает впечатление, что они забывают не только про Божий Промысл, но и про Самого Бога.

«Хороший» человек для них это тот, кто не грешил против людей и делами оказывал им благорасположение. Тем самым он, по их мнению, становится достоин спасения.

Но ведь даже десять заповедей Моисеева закона не ограничивались перечислением обязанностей по отношению к другому человеку – самые первые из них посвящены обязанностям человека пред Богом: «Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира… не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель… Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20: 2–7).

И получается, что такой тягчайший грех, как неверие в Бога, непочитание Христа, модернисты и за грех не считают. Так, мелочь какая-то. Разве можно, говорят они, из-за такой «мелочи» лишать человека в вечности единства с Тем, Кого он при жизни не желал ни знать, ни почитать?

Ответим: не только можно, но это и неизбежно, ибо посмертное единство с Богом есть логичное продолжение того единства, которое человек избрал уже в земной жизни и которое даруется только Христом в Его Церкви. Точно так же и посмертное отлучение от Бога есть логичное продолжение того отлучения, который человек избрал при этой жизни и которому он подверг себя, предпочтя Богу или поискам истинного Бога самолюбие и любовь ко греху.

Бог есть единственный подлинный источник блага и радости. Отлучение от блага есть мука. Те, кто решил быть с Богом и самой жизнью засвидетельствовал эту решимость, будет с Богом в вечности и, естественно, будет пребывать в блаженстве и радости. Те же, кто предпочел Богу что-либо иное и не соединился с Ним в таинстве евхаристии, те и в вечности окажутся отлучены от источника блага и радости, то есть будут пребывать в муках. В обоих случаях «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6: 7).

Необходимо также напомнить еще одну истину, которую замечательно выразил архимандрит Рафаил: «Вера, крещение и евхаристия – это не условия договора, который надо исполнить; это не дань, которую должник обязан заплатить, чтобы выйти из долговой ямы; это не претензия Бога к грешнику, которую можно простить, если человек не имеет средств, чтобы выплатить долг или возможности исполнить пункты договора. Вера, крещение, евхаристия относятся непосредственно к самому человеку, его личности, его природе, его общению с духовным миром. Через крещение и евхаристию он становится новым творением. Благодать изменяет его личность, одухотворяет его природу, преображает его душу, освящает все силы души, воскрешает дух и приготовляет человека к посмертной встрече с Христом… В будущем веке откроется то, что мы стяжали здесь, на земле, иначе земная жизнь как период самоопределения была бы бессмысленна» .

Завершить эту статью хотелось бы словами двух великих святых ХХ века:

Священномученик Иларион (Троицкий): «И много можно дивиться тому, как далеко заходят люди в своем “истолковании” христианства. Чего только ни захотят они, тотчас все это и находят в Евангелии. Оказывается, что всякую свою праздную мечту и даже злонамеренную мысль можно прикрыть евангельским авторитетом.

Нет, вера Христова становится только тогда ясна и определена для человека, когда он нелицемерно верует в Церковь; только тогда бисер этой веры бывает чист, только тогда не смешивается он с кучей грязного мусора всевозможных своевольных мнений и суждений. Об этом ведь говорил еще апостол Павел, когда Церковь Бога Живого называл столпом и утверждением истины (см.: 1 Тим. 3: 15)» .

Святитель Николай Сербский: «Истинной является лишь та жизнь, кою ищут и обретают во имя Господа Иисуса Христа. Все прочее – смерть и тлен. В жаркой пустыне человеческой истории воскресший Христос есть единственный отверстый и непресыхающий источник, напояющий, освежающий и животворящий. Все прочее, что утомленному и жаждущему путнику может показаться источником, не источник, но блеск раскаленного песка, подобный блеску воды, или бесовское наваждение» .

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

“Встань, иди; вера твоя спасла тебя”,- слышим мы с вами, дорогие мои, други наши, в сегодняшнем евангельском чтении слова Спасителя (Лк. 17, 19).

Слова тем более удивительные, что они обращены к грешному человеку и что они еще при жизни его свидетельствуют о его спасении. Спасение человека уже совершилось. И одно только слово открывает нам причину совершившегося.

…Вера твоя спасла тебя!

Но какой смысл сокрыт в этом слове – “вера”? Какая вера? Какая жизнь? Ведь и мы тоже веруем, но так ли, чтобы и нам услышать решительное слово: “Иди, ты спасен!” Краткое евангельское слово обращено к нам – прииди и виждь, научись спасению верой.

Враг рода человеческого исказил душу человека грехом. Он, как ловец, преследует душу без устали, он сделал ее согбенной аж до земли. И человек перестал видеть небо. Лишь собственное чрево да прах, попираемый своими же ногами, предстают его взору, его помыслам. И болезни тела неотступно следуют за болезнью души.

Так, десять прокаженных, десять страдальцев, чьи распадающиеся, гниющие тела несли на себе страшные язвы греховной жизни, предстали Господу Спасителю. Они стояли вдали от Него, колеблемые слабой верой и неверием одновременно. Но слух о Христе, как о великом Целителе, уже дошел и до них и родил в их душах некоторую надежду.

“…Иисус Наставник, помилуй нас!” – взывают прокаженные о помощи (Лк. 17, 13). И вид их страдания, и вопль о помощи преклоняют Господа на милость. Он отсылает больных в церковь, требуя от них исполнения закона: “…пойдите, покажитесь священникам” (Лк. 17, 14). Своей же целительной силой Христос снимает проказу болезни, хотя они находятся еще только на пути к исполнению закона, на пути в церковь. Вознаграждена и сама готовность грешников исполнить закон. И десять человек вошли в церковь прощенными и, как следствие прощения, получили исцеление от неисцельной болезни своей!

Но что происходит дальше? Их было десять, несчастных грешников, изувеченных общей болезнью, но только один, как слышим мы в Евангелии, получил дар Вечной Жизни – спасение. Только один из десяти прокаженных, пораженный чудом, совершившимся над ним, видя себя исцеленным, очищенным, вновь ищет Христа, чтобы припасть к Нему с чувством благодарности и изумления, ибо он познал в Целителе – Живого Бога. И он возвращается ко Христу, чтобы уже никогда не отойти от Него ни словом, ни делом, ни помышлением. И благодарность его стала свидетельством живой веры. А вера стала его жизнью, стала силой души. Чувство Живого Бога, потребность идти к Богу, хваля и прославляя Его, даруют человеку спасение.

Но “…не десять ли очистилось? где же девять?” – звучит снова голос Спасителя (Лк. 17, 17).

А девять, получив желаемое, получив милость прощения и очищения, возвратились в свою прежнюю жизнь – жизнь греха и порока. Они ушли, забыв о чуде, забыв о Том, Кто даровал им милость Свою. И вера их сразу угасла, ее задул вихрь жизни, ее похитил диавол. И в душах их – воцарилась прежняя темнота греха и пустота, не сохранила душа следа Божиего влияния на нее.

И нет любви к Богу – Благодетелю, Целителю, Источнику жизни. И опять Бог забыт до какой-нибудь очередной беды, болезни, скорби, которые снова вскормит их же греховная жизнь.

Но это можно сказать и о нас. Человек без конца подбегает к Богу и требует, требует благ: счастья, довольства, здоровья. Он подбегает к Богу со своей нуждой, но не живет Им, и всякий раз, получив просимое, возвращается к привычной прежней греховной жизни. И эта бесплодная толчея человека возле Бога все чаще и чаще вызывает в прокаженных душах ропот на своего Творца, ропот на всё и вся. Тогда Бог становится виновным во всем: это Он не отвечает на просьбы-требования, это Он не дает человеку всю полноту жизненного счастья. А то, что сам человек не живет по предписаниям Божиим и в законе Божием, что он пожинает горечь разрушенной своими же беззакониями жизни, не приходит ему на ум. Нет у него подлинной веры, подлинной жизни духа, и не кончится спасением жизненный путь его. Вот и все! Как ясно и просто!

Спасение человека совершалось, совершается и будет совершаться во все времена только верой и только в Церкви. Во все времена проказа греха – семени смерти – поразившая весь род человеческий, врачуется, исцеляется только там и только Спасителем Богом.

В нынешнем Евангелии мы опять ясно зрим борьбу двух начал – света с тьмою, добра со злом, жизни со смертью, Бога с диаволом. И если враг рода человеческого так неотступно, так настойчиво борет душу каждого человека, о чем подробно говорили мы в прошлой проповеди, то совершенно особенное имеет он попечение о Церкви Христовой от самого рождения ее, ибо только в Церкви и через Церковь совершается спасение человека.

Тайна беззакония совершенно противоположна тайне христианского благочестия. Уничтожение веры во Христа Спасителя как Бога – одна из основных задач неустанной диавольской заботы.

Ведь только Святая Православная Церковь Христова есть живой организм, насаждающий и взращивающий виноградник Христов, только в ней – залог жизни и спасения человека, только в ней – Христос всегда “живый и действуяй”.

Святой Киприан Карфагенский говорил: “Тот не имеет Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь”. Поэтому-то Церковь и находится под особо пристальным вниманием врага-губителя.

В каждую эпоху истории Церкви враг изобретал свои особые приемы борьбы с ней, и каждый раз, изощряясь в более подходящих по времени восстаниях на Святую Церковь, он то ополчался на нее извне гонениями от предержащих властей, то ввергался в лоно Церкви расколами, то роем ересей, заблуждений и неправд извращал истину, расторгая единство и ниспровергая веру.

Нам с вами, дорогие мои, необходимо знать не только все, касающееся козней диавольских против наших душ, чтобы не оказаться в пленении, но надо знать и все способы борьбы его против Церкви, чтобы вместо Церкви Божией не попасть в церковь лукавнующую.

Дух Божий еще в первые века христианства остерегал всех живущих, что “…в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским…” (1 Тим. 4, 1). Ныне отступление от Бога и веры распространяется по земле. Человек, отвергая добро и избирая зло, становится соучастником темной силы в борьбе против дела Божия – созидания жизни на земле. Мы видим это совершающимся.

Вот какая страшная опасность грозит миру! Как же жить нам на этой обезумевшей от зла земле? Слушайте внимательно. Святитель Божий Игнатий отвечает нам: “Те, которые поистине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими отцов, прославившихся знамениями”. Дорогие мои, это чрезвычайно важное указание нам! Берегитесь шума, берегитесь показного делания, берегитесь всего того, что лишает вас смирения. Там, где нет смирения, там нет и быть не может истинного угождения Богу. Ныне время, когда иссякли благодатные руководители подлинно духовной жизни. Теперь безопаснее руководствоваться Святым Писанием, писаниями подвижников благочестия. Господь и здесь пришел на помощь “малому стаду”, ищущему Его. Книги истинных духоносных отцов вновь увидели свет, снова пришли к верующим. Читайте святителя Феофана Затворника, внимайте прочитанному, и козни вражии не посмеют коснуться вас, следующих его советам.

А вот последнее слово нам, живущим в столь трудные времена: “Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею… Устранись, охранись от него сам; и этого для тебя довольно. Познай дух времени, изучи его, чтобы по возможности избежать его влияния”. Дорогие мои! “Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных” (Еф. 6,11-12). И Господь будет с нами, будет нашим Помощником.

Научимся же вере, дорогие мои, в Церкви научимся жизни по вере от евангельского прокаженного! И отнимется от нас прокажение душ, и снимется расслабление тел, и тогда одухотворенными душами, всем существом своим мы потянемся к Сладчайшему Источнику жизни – к Богу и, преданно припав к Нему, услышим Его голос, любящий и зовущий: “Встань… встань от прокажения грехом, вера твоя спасла тебя…” И встанем оправданными, и останемся со Спасителем своим во веки веков. Аминь.

Джон Уэсли

Проповедь 1

СПАСЕНИЕ ПО ВЕРЕ

Благодатью вы спасены через веру… Ефесянам 2:8 1.

Джон Уэсли Проповедь 1 СПАСЕНИЕ ПО ВЕРЕ Прочитанная в университете Святой Марии, Оксфорд, 11 июня 1738г. Благодатью вы спасены через веру… Ефесянам 2:8

1. Все благословения, дарованные Богом человеку, были даны исключительно по Его благодати, щедрости и милости, незаслуженной нами Божией милости. Милости, незаслуженной совершенно, так что мы не можем претендовать ни на малейшее из Его благословений. Именно по Своей даром данной благодати Бог «создал человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт.2:7), запечатлел на нем Свой образ и «положил все под ноги его» (Пс.8:7). Действие той же незаслуженной благодати проявляется для нас и сегодня и дает нам «жизнь и дыхание и все» (Деян.17:25). Потому что ничем из того, что мы делаем, или чем мы владеем, или кем мы являемся, мы не можем заслужить у Бога даже самого маленького благословления. Как сказал Исаия: «Все дела наши Ты устрояешь для нас» (Ис.26:12). То, кем мы являемся, все, что имеем, даровано нам по благодати Его, а если и есть в человеке какая праведность, то и она – дар Божий.

2. Чем же тогда грешному человеку расплатиться хотя бы за малейший из своих грехов? Своими хорошими делами? Нет. Да будь они даже чисты и святы, они принадлежали бы не человеку, а Богу. Но на самом деле, все они нечисты и греховны, и каждому из них требуется искупление. На худом дереве могут расти только худые плоды. А сердце человеческое стало нечисто и мерзко, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23). Человек утратил праведность, которая была в нем по образу Божию, и потому не имеет ничего в свое оправдание – ни дел, ни праведности – «так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим.3:19).

3. Тогда если грешные люди находят благоволение перед Богом, то это высшее проявление благодати! Если Бог все же соизволяет изливать на нас все новые и новые благословения, величайшее из которых есть спасение, то, что мы можем сказать на это в ответ, кроме как: «Благодарение Богу за неизреченный дар Его!» (2Кор.9:15). Так оно и есть. При этом «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками», чтобы спасти нас. Таким образом, «благодатью мы спасены через веру, и сие не от нас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8-9). Благодать – источник спасения, а вера – условие для его получения.

Теперь, когда мы уже не лишены благодати Божией, нам необходимо тщательно разобраться: (1) через какую веру мы спасаемся, (2) что за спасение мы получаем через веру, (3) как нам отвечать на некоторые возражения.

I. Вера, через которую мы спасаемся

1. Во-первых, это не просто вера язычников (тех, кто не поклоняются Богу Библии). Бог требует, чтобы все люди поверили в то, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6). И искать Его надо, прославляя как Бога, благодаря за все, и стараясь проявлять честность, справедливость, милосердие и правдивость по отношению ко всем людям. Поэтому ни грек, ни римлянин, ни скиф и ни индеец не могли бы оправдаться, если бы не имели веры в существование истинного Бога, в грядущее наказание, награду и необходимость нравственной чистоты. И от тех, кто не знает Бога, ожидается хотя бы этот минимальный уровень веры.

2. Во – вторых, вера, через которую мы спасаемся, отличается от интеллектуальной веры дьявола, хотя она гораздо глубже, чем у тех, кто не знает Бога. Ибо дьявол верит не только в то, что существует мудрый и сильный Бог, щедро награждающий и справедливо наказывающий, но также и в то, что Иисус есть Сын Божий, Христос и Спаситель мира. Мы видим, как в Евангелии от Луки он торопится заявить: «… знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» (Лук.4:34). Также не можем мы сомневаться и в том, что этот дух нечестия признает истинность слов, сказанных Иисусом. Он верит в то, что было написано святыми мужами прошлых лет, ибо мы видим, как дух зла вынужден был засвидетельствовать о Павле и Силе: «…сии человеки – рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения» (Деян.16:17). Итак, величайший враг Бога и человека верит во все это и дрожит от страха в присутствии Иисуса Христа. Потому что знает, что «Бог явился во плоти» (1Тим.3:16), что Он «низложит всех врагов под ноги Свои» (1Кор.15:25) и что «все Писание богодухновенно» (2Тим.3:16). Такова вера дьявола.

3. В-третьих, вера, через которую мы спасены (значение спасения будет объяснено ниже), не похожа на ту, которую имели апостолы еще до воскресения Христа. Апостолы верили во Христа, когда Он еще был на земле. Они доверяли Ему настолько, что, как Петр сказал: «оставили все и последовали за Ним» (Лук. 5:11)! Апостолы даже имели веру совершать чудеса и «врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Матф.10:1). И, конечно, они имели «силу и власть над всеми бесами» (Лук.9:1) и, самое главное, Учитель «послал их проповедывать Царствие Божие» (Лук.9:2).

4. Что это тогда за вера, через которую мы спасаемся? Отвечая, нужно в первую очередь сказать, что спасающая вера – это доверие Иисусу. Иисус Христос и Бог Отец через Христа – вот в кого мы верим. Таким образом, она существенно отличается от веры как древних, так и современных людей, не знающих истинного Бога. От веры дьявола она отличается тем, что это не просто рассуждение и умозаключение, безжизненное согласие, перечень идей в голове, но, в первую очередь, это расположение сердца. Ибо так говорит Писание: «Сердцем веруют к праведности» (Рим.10:10), а также: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим.10:9).

5. Вера, которая исповедует Христа, таким образом, отличается от той веры, которая была у апостолов, пока Иисус был еще на земле. Она признает необходимость и бесценность Его смерти и силу Его воскресения. Эта вера признает Его смерть как единственный путь искупления человечества от вечной смерти, а Его воскресение – как возрождение нас всех к жизни и бессмертию, поскольку Он «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Итак, поверить во Христа – это намного больше, чем разумом своим полностью согласиться с Евангелием. Необходимо также полностью положиться на силу искупительной крови Христа. Это полное доверие тому, что Он совершил, живя на земле, умерев на кресте и воскреснув в жизнь вечную. Спасающая вера основывается на том, что Он есть наше искупление и наша жизнь, что Он был предан за нас и живет в нас. Результатом такой веры является единение со Христом, «который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением » (1Кор.1:30), то есть, спасением.

II. Спасение, которое мы получаем через веру

1. Во-первых, это искупление, которое мы можем иметь сейчас, пока живем на Земле. И апостол Павел, обращаясь к верующим в Ефесе, а через них и к верующим всех времен и народов, не говорит, что «вы будете спасены» (хотя и это правда), но что «вы спасены через веру» (Еф.2:8).

2. «Вы спасены», говоря одним словом, от греха. Спасение, приобретаемое через веру, и есть то великое спасение, предсказанное ангелом еще до того, как Бог ниспослал Своего Единородного Сына в мир. Ангел явился Иосифу во сне и сказал: «…и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Матф.1:21). Ни здесь, ни в других местах Писания не упоминается, что искупление через Христа имеет пределы. «Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян.10:43). Иисус Христос хочет спасти всех людей от всякого их греха, первородного или фактически совершенного, прошлого или настоящего, греха «плоти и духа» (2Кор.7:1). Через веру в Него мы имеем спасение и от вины, и от власти греха.

3. Сначала от вины за все прошлые грехи, ибо, весь мир грешен перед Богом. Как написал псалмопевец: «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?» (Пс.129:3). И поскольку законом грех только познается, но освобождения от него не происходит, так как «делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим.3:20), то ныне явилась «правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих» (Рим.3:22). Люди получают «оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде» (Рим.3:24-25). Христос не только «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал.3:13), Он истребил «бывшее о нас рукописание, взял его от среды и пригвоздил ко кресту» (Кол.2:14). «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим.8:1).

4. Поскольку, те, кто доверились Христу, спасены от вины, они спасены и от страха. Но свободны они не от того страха, который помогает детям быть всегда почтительными с родителями, а от страха рабского. Верующие свободны от страха мучительного, страха наказания, от страха перед Божиим гневом. И на Бога они смотрят уже не как на сурового господина, но как на терпеливого отца. Словами Павла: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взывают: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии» (Рим.8:15-16). Они также защищены от страха, хотя и не от вероятности отпасть от благодати Божией и лишиться Его великих и драгоценных обещаний. То есть они имеют «мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:1-2,5). И поэтому те, кто верят, уверены (хотя не всегда их убеждение одинаково твердо), что «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим.8:38-39).

5. Опять-таки, через эту веру они спасены от власти греха, так же как и от вины за него. Так апостол Иоанн говорит: «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает» (1Иоан.3:5-6). А также: «Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает грех, тот от диавола. Всякий же верующий рожден от Бога. А всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Иоан.3:7-9). И вновь: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Иоан.5:18).

6. Всякий рожденный от Бога по вере не имеет (1) греховных привычек, потому что греховные привычки господствуют над человеком, а над верующими грех править не может. Он не грешит и (2) намеренным грехом, потому что его намерения и воля, пока он в вере, четко настроены против всякого греха и ненавидят его, как смертоносный яд. А также никаким (3) греховным желанием, ибо все, что он желает – это святая и совершенная воля Божия. Таким образом, любое побуждение к греховному желанию он, благодатью Божией, заглушает на корню. Также не грешит он и (4) своей немощью ни в действии, ни в слове, ни в мыслях, потому что его немощи не поддерживаются его волей и посему грехами не считаются. Таким образом, «рожденный от Бога, не делает греха» (1Иоан.3:9), и, хотя верующий христианин не может заявить, что не согрешил, зато теперь он может не подчиняться силе греха.

7. Таково есть спасение, которое можно получить через веру в наши дни на этой Земле. Это спасение освобождает нас от греха и его последствий и часто выражается одним словом – оправдание, которое в широком смысле предполагает избавление от вины и наказания посредством жертвы Христа за душу ныне верующего грешника. А также избавление от власти греха, происходящего через Христа, который укрепляется в его сердце. Итак, тот, кто оправдан или спасен через веру, истинно рожден свыше. Он рожден заново от Духа к новой жизни, которая «сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3:3) и, как новорожденный младенец, он с радостью принимает άδολον, «чистое словесное молоко» (1Пет.2:2), и возрастает, полагаясь на силу своего Господа, от веры к вере, от благодати к благодати, пока наконец не придет «в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13).

III. Ответы на некоторые возражения

1. Некоторые обвиняют, что проповедовать спасение или оправдание лишь по вере – значит проповедовать против святости и добрых дел. На это можно ответить кратко: «Это было бы так, если бы мы, как некоторые, говорили о вере, отделяя ее от дел и благочестия; мы же говорим о той вере, которая производит в избытке добрые дела и святость».

2. При этом полезно было бы рассмотреть этот вопрос шире, потому что данное возражение не является чем-то новым, а высказывается со времен Святого Павла, когда прозвучал вопрос: «Итак, мы уничтожаем закон верою?» (Рим.3:31). На это мы отвечаем, что, во-первых, те, кто неправильно проповедует веру, действительно уничтожают закон либо напрямую, грубыми ограничениями и комментариями, которые убивают дух Писания, либо же косвенно, не указывая на единственный путь проявления веры, уничижают важность добрых дел. Ибо только вера дает нам все необходимое для совершения добрых дел. Во-вторых, «мы закон утверждаем» (Рим.3:31), только понимая всю его полноту и духовное содержание. И провозглашаем добрые дела, призывая людей к вере, через которую «оправдание закона исполнилось в нас». Итак, те, кто верят лишь в кровь Христову, следуют всем Его заветам, совершают все «добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10), а также являются примером святости характера и имеют ум Христов.

3. Кто-то может спросить: «А не ведет ли проповедь веры к людской гордости?» Мы отвечаем: «Порой это возможно». Поэтому нам следует серьезно предупреждать каждого верующего словами апостола, который сказал, что первые ветви «отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак, видишь ли ты благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен» (Рим. 11:20-22). Помня эти слова апостола Павла, верующий сможет предвидеть любое возражение и ответить на него: «Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры» (Рим.3:27). Если бы человек оправдывался своими собственными делами, то у него было бы основание для гордости. «А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность» (Рим.4:5), поэтому славы ему не причитается. О том же говорят и слова, обрамляющие наш главный отрывок: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас» (Еф.2:4-8). От нас не исходит ни вера, ни спасение – это «Божий дар» (Еф.2:8), незаслуженный и незаработанный нами дар веры, через которую мы спасены, а также и спасение, которое Он лишь по Своему благоволению дарует нам. То, что вы верите – одно из проявлений Его благодати, а еще одно в том, что верою вы получаете спасение: «не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:9). Ибо всеми нашими делами и благочестием, предшествовавшими вере, мы ничего не заслужили у Бога, но по-прежнему оставались под Его осуждением. Человеческие усилия, заслужить благорасположение перед Богом очень далеки от того, что производит вера. Также спасение приходит к нам не от дел, которые мы совершаем, будучи уже в вере, ибо тогда в нас начинает работать Бог. Поэтому тот факт, что Он нам за это и воздает, хотя Сам производит эти дела в нас, только лишний раз свидетельствует нам о богатстве Его милости и не оставляет нам самим ни малейшего повода для гордости.

4. Однако, можно возразить, что, говоря о том, как Бог милостиво спасает и оправдывает людей лишь по вере, мы подталкиваем их к греху? Да, это может и будет происходить, если мы присоединимся к тем, кто говорит «оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать?» (Рим.6:1), но утверждающие это сами несут ответственность за их собственное заблуждение. Благость Божия должна вести их к покаянию, что и происходит с теми, кто искренен в сердце своем. Зная, что Бог по-прежнему прощает их по вере в Иисуса, они будут взывать к Нему, чтобы Он удалил от них грехи их. Если они искренны и постоянны в исповеди, если ищут Его всеми данными им путями, если не успокаиваются, пока не найдут, то «придет и не умедлит» (Евр.10:37). И Он может сделать очень многое за короткое время. В Деяниях апостолов мы видим многочисленные примеры того, как Бог зажигал веру в людских сердцах, подобно тому, как молния падает с неба. В тот же час, когда Павел и Сила начали проповедовать, стражник в тюрьме покаялся, уверовал и крестился. Также и три тысячи на Пятидесятницу покаялись и уверовали от одной только проповеди Святого Петра. Благословен Господь, «сильный, чтобы спасать» (Ис.63:1), чему и сегодня есть множество живых примеров.

5. На эту же самую истину спасения по благодати через веру, рассматриваемую с другой точки зрения, находится прямо противоположное возражение: « Если человек не может сам сделать ничего для собственного спасения, то он впадет в отчаяние». Это верно. Люди будут отчаиваться, пытаясь спастись по своим собственным делам, заслугам и самоправедностью. Но так и должно быть, потому что на самом деле мы не сможем принять заслуги Христа, пока целиком и полностью не убедимся в несостоятельности собственных усилий. Тот, кто пытается утвердиться на своей праведности, не посвятил себя праведности от Бога. Праведность по вере не будет дана, пока верим, что сами можем исполнить закон.

6. Говорят, что, то, что добрые дела не спасают, делает доктрину спасения «неудобной». Это же дьявол говорил в своей обычной манере, то есть бесстыдно лгал, когда осмелился преподнести людям подобную мысль. Спасение, заслуженное человеком, является «очень удобной» доктриной только для осуждающих и уничтожающих себя грешников. В Писании сказано, что «всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим.10:11). «Один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его» (Рим.10:12). И такова истинная доктрина, и только она дает утешение, которое превыше небес и сильнее смерти! Что! Бог милостив ко всем? К Закхею, всем известному вору? К Марии Магдалине, всем известной блуднице? Мне в этом слышится: «Так получается, что даже я имею надежду на помилование?» Да, имеешь. Ты, страждущий и никогда не имевший утешения, Бог не отвернется от твоей молитвы. Конечно же, нет. А в следующий момент ты можешь услышать, как Он говорит: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Матф.9:2). Прощаются так, что уже не будут властвовать над тобой, и «Святой Дух будет свидетельствовать духу твоему, что ты – дитя Божие» (Рим.8:16). О, благая весть! Великая радость, которая будет всем людям! «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте» (Ис.55:1). Какими бы ни были ваши грехи, «если будут, как багряное» (Ис.1:18), даже если их больше, чем волос на вашей голове, «обратитесь к Господу, и Он помилует вас, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис.55:7).

7. Когда возражения исчерпаны, нам просто говорят, что спасение через веру не должно проповедоваться, как первая доктрина, или вообще не должно проповедоваться. Но что на это говорит Святой Дух? «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). Поэтому истина неизменна «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16). И эта истина должна быть основанием всякой проповеди, то есть проповедоваться в первую очередь и более всего остального. Кто-то может сказать: «Да, но не всем». Кому же нам тогда не проповедовать? Кто станет исключением? Бедные? Нет, у них есть особое право услышать проповедь Евангелия. Неученые? Тоже нет. Бог открыл это немудрым и неученым с самого начала. Может проигнорируем юных? Ни в коем случае. Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф.19:14). Исключить грешников? Особенно нет. «Он пришел призывать не праведников, но грешников к покаянию» (Матф.9:13). Зачем же нам тогда обходить в своих проповедях богатых, образованных, знатных и добродетельных людей? Хотя верно и то, что они сами зачастую не считают необходимым слушать, но мы должны провозглашать слова нашего Господа. Ибо таков смысл великого поручения: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мар.16:15). Если кто-либо изменяет или иначе толкует хотя бы малую часть этой истины, то делает это себе на погибель, сам будет и отвечать за это. Но «жив Господь! мы изречем то, что скажет нам Господь» (3Цар.22:14).

8. Именно сейчас мы особенно будем говорить, что «благодатью вы спасены через веру» (Еф.2:8), потому что никогда держаться этой доктрины не было так своевременно, как сейчас. Ничто, кроме благой вести, не может предотвратить распространения католического заблуждения среди нас. Необходимо восстать против каждой ошибки, совершаемой этой церковью. Идея о спасении по вере бьет в самый корень неправды, и все ложные доктрины рушатся у основания, когда мы утверждаем истину. Такова доктрина спасения через веру, которую наша церковь называет скалой и крепким основанием христианской религии. Именно она послужила причиной упразднения папства в этих государствах, и только она не допустит его восстановления. Ничто другое не может сдержать безнравственность, которая наполняет землю, как воды. Можно ли опустошить огромный океан по капле? Если да, то можно попытаться исправлять людей, убеждая их в пагубности того или иного порока. Но пусть откроется «правда Божия через веру в Иисуса Христа» (Рим.3:22) и остановит этот поток нечестия. Ничто, кроме святой истины, не заставит замолчать языки, которые гордятся собственными постыдными делами и открыто отвергают Господа, искупившего их. Они могут так же утонченно говорить о законе, как и тот, у которого он написан Богом в сердце. Если послушать, что они говорят, то можно подумать, что они недалеко от Царствия Божьего. Но переведите их от закона к Евангелию, начните с праведности по вере, с Христа, «который есть конец закона к праведности всякого верующего». Тогда те, которые казались нам почти христианами, оказываются сынами и дочерьми погибели, и находятся так же далеко от спасения, (Боже, смилуйся над ними!) как глубины преисподни от ворот рая.

9. И так как Евангелие приносит свет миру, дьявол лютует всякий раз, когда спасение по вере провозглашается миру. Поэтому он поднял землю и ад на дыбы, чтобы уничтожить тех, кто впервые проповедовал благую весть благодати. И поэтому же, зная, что одной лишь верой можно разрушить основания его царства, он собрал все свои силы и применил все свое мастерство обмана и клеветы, чтобы, запугав, не дать Мартину Лютеру возродить эту истину. И нам не следует удивляться стратегии дьявола, потому что, как заметил Лютер: «Как бы разозлило гордого, сильного, вооруженного человека, если бы его остановил и обезоружил маленький ребенок, идущий на него с хворостиной в руке». Особенно если бы этот сильный человек знал, что маленький ребенок наверняка повергнет его и будет попирать ногами. Да будет так, Господь Иисус! Дитя веры, твоя сила «совершается в немощи» (2Кор.12:9)! Иди же вперед уверовавший во Христа, и Он покажет тебе великое. Хотя ты беспомощен и слаб, как младенец, дьявол не устоит перед тобой. Ты победишь его, повергнешь, подчинишь, и будешь попирать ногами. Ты пойдешь вперед за великим Начальником твоего спасения, и все враги твои будут уничтожены и смерть будет «поглощена победою» (1Кор.15:54). Благодарение нашему Богу, дающему нам победу через Господа Иисуса Христа. Отцу, Сыну и Святому Духу да будет слава, и благословение, и мудрость, и благодарение, и честь, и сила, и могущество во веки и веки. Аминь.

Это рабочий вариант проповеди Джона Уэсли, готовящийся к изданию Московской Богословской Семинарией Объединенной Методистской Церкви в Евразии, научный редактор Николаев С.В.