Что значит быть интеллигентным человеком убеждающая речь. Грамотная речь – залог успеха в любой профессии, показатель интеллигентности, культуры человека

ЧТО ТАКОЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ

В разнообразных словарях данное понятие обычно определяется как «качество, присущее людям, профессионально занятым умственным трудом».
Однако в 1990-е ученые стали говорить о важности нравственного аспекта при определении понятия интеллигенция. Отныне термин стал обозначать особую социально-профессиональную и культурную группу людей, занятую преимущественно в сфере умственного труда, обладающую способностью к чуткости, такту и мягкости в проявлениях, ответственную за поступки и склонную к состоянию самоотречения.

Таким образом, интеллигент – не просто грамотный человек, он обязательно носитель нравственных ценностей. Такой человек способен отстаивать жизнеутверждающие ценности, которые хороши не только для него, но и для всей нации. Самое главное, такой человек не боится отстаивать свои убеждения и живет в соответствии с ними.

Д.С. Лихачев, главный русский интеллигент 20 века и защитник русской культуры, говорил об интеллигентности так:

«Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.
(Т.е. интеллигент не пассивный потребитель культуры, он активно осмысляет все сделанное прежде и творит на основе созданного что-то новое, свое, особое. – примечания Е.П.)

Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите его самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но при всем при этом сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной, только чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного – вот это и будет интеллигентный человек.

К интеллигенции, по моему жизненному опыту, принадлежат только люди свободные в своих убеждениях, не зависящие от принуждений экономических, партийных, государственных, не подчиняющиеся идеологическим обязательствам.

(То есть имеет свои собственные, никем не навязанные убеждения!)

Основной принцип интеллигентности – интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Интеллигенция – интеллектуально независимая часть общества. Независимость от интересов партийных, сословных, классовых, профессиональных, коммерческих и даже просто карьерных. Интеллигент теряет интеллектуальную свободу и перестает быть интеллигентом, когда принужден слепо следовать догмам какого-либо учения. Обязанность интеллигента: знать, понимать, сопротивляться, сохранять свою духовную самостоятельность и не участвовать во лжи». (Цитируется по книге Лихачев Д.С. Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре. М.: Российский Фонд культуры, 2006.)

Получается, что интеллигентность – больше, чем простая принадлежность к интеллектуальной сфере деятельности. Это еще и совесть, собственные убеждения и способность следовать им, понятие чести и достоинства – своего и других людей. Ключевое качество интеллигента, на мой взгляд, – способность уважать личное достоинство.

Таким образом, интеллигентность можно определить как совокупность интеллектуальных и душевных качеств личности, которые являются отражением черт характера человека и степени развитости задатков и способностей.
Именно данные качества определяют направленность интересов человека, его поведение, а также влияют на речь и стиль общения с окружающими.

КАК СТАТЬ ИНТЕЛЛИГЕНТОМ

Английская пословица гласит: «Хочешь воспитать леди, начни с бабушки». И еще: «Для того чтобы воспитать джентльмена, нужно три диплома: один у деда, другой у отца и третий у джентльмена». Эта пословица подчеркивает, что интеллигентность воспитывается в семье.

В целом, на формирование интеллигентности влияет несколько факторов:

  • семья;
  • образование;
  • окружение.

Психолог М.Е. Литвак рассказывает о том, как он развивал в себе интеллигентность: «Я, когда стал всерьез заниматься психологией, почувствовал, что не могу причислить себя к интеллигенции, хотя диплом о высшем образовании у меня имеется. Но диплом - это крыша, шалаш. К нему нужны еще стены и фундамент. И коль у тебя уже есть «крыша», подведи под нее фундамент и стены интеллигентности».

Ключ к формированию истинной интеллигентности М.Е. видит в образовании и приобщении к мировой культуре.

«Когда я это понял, то познакомился с гимназическими программами и стал заниматься общим образованием. Я изучил психологию, логику, греческую и римскую мифологию, основные религиозные источники - Библию, Коран, Евангелие, философию буддизма, историю древнегреческой философии, «Сократические диалоги» Платона, ознакомился с некоторыми трудами Аристотеля, Сенеки, Шопенгауэра, Ницше. Многое мне дали и такие великие писатели и поэты, как Шекспир, Пушкин, Гоголь, Чехов, Данте и другие.

    «О сокровищах, которые лежат под боком»
    Итак, что это за сокровища?
    Прежде всего книги. И я, и мои подопечные отмечали, что многие книги, которые у них десятилетиями стоят на полке, несут, оказывается, так много полезной судьбоносной информации. Так, перечитывая Пушкина в зрелые годы, я понял, что ранее не мог ничего извлечь из творчества этого мудреца. Самые интересные и глубокие места я пропускал. А не понимал я его еще и потому, что не прочел тех книг, которые читал он, а именно античной литературы, Библии и вообще, культурного наследия. Я понял, что мой диплом – это просто крыша, а нет ни стен, ни фундамента интеллигентности. Вот сейчас я и занимаюсь тем, что под свои дипломы подвожу фундамент интеллигентности. Читаю книги, которые давно стоят у меня нечитанными или непонятыми на полке, и подвожу этот фундамент, да и стены уже стал возводить. Это тоже способ роста.

    Я могу предложить примерную программу чтения:

  1. Безусловно, необходимо знать древнегреческую культуру. Древняя Греция - это детство нашей цивилизации. Причем это детство проходило при благоприятных условиях. Чтобы понять систему культуры Древней Греции быстрее, лучше начать с чтения книги профессора Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Затем можно прочесть те книги, на материале которых создана работа Куна. Все идеи, над которыми бьются сейчас умные люди, уже были высказаны древними греками. Без этих работ трудно читать классиков XIX века. Все они были людьми просвещенными. Их образы часто связаны с мифическими героями. Не зная Древней Греции, очень трудно насладиться, например, Пушкиным. Многие современные писатели не имеют столь фундаментального образования. Их можно понять и без предварительного окультуривания. Из древнегреческих авторов просто необходимо прочесть Гомера («Илиада» и «Одиссея»). Если сделать это несколько раз, стиль (гекзаметр) станет привычным, и вы будете наслаждаться этими текстами, хотя при первом прочтении вы можете испытать большие трудности. Мои подопечные и я читали эти работы детям, конечно, выбороч-но. Они эти работы внимательно слушали.
  2. Вторая монументальная в этом плане работа «История древнегреческой философии» Диогена Лаэртского. Там есть и очень серьезные нравоучительные эпизоды, и поучительные, и поучительно-смешные эпизоды, которые очень нравятся детям старше 5 лет. Они их запоминают на всю жизнь.
  3. Полезны, юмористичны и афористичны работы Аристофана.
  4. Работы Софокла, Эсхила и многих других воспринимаются легче после специальной подготовки.
  5. Чуть позже можно ознакомиться с диалогами Платона и поразиться еще раз его благородству, который записал речи Сократа, свидетелями которых он был. Ведь сам Сократ книг не писал.
  6. Мне также кажется полезными работы Плутарха. Тем более что он описывает исторических деятелей парами: один, взятый и истории Древней Греции, второй - из истории Рима. Можно его работы читать и в изложении наших авторов. Есть очень хорошие популяризаторы.
  7. (Продолжение статьи М.Е. Литвака можно найти в его книге «Похождения Вечного принца».

ИТАК, ГЛАВНЫЕ КАЧЕСТВА ИНТЕЛЛИГЕНТНОЙ РЕЧИ ТАКОВЫ:

  1. Знание норм языка: проистекает из образованности, большого количества чтения и от общения с кругом образованных грамотных людей – родителей и друзей родителей, с хорошими учителями;
  2. Логичность рассуждения: обеспечивается развитостью мышления, достигается большим количеством чтения, хорошим общим образованием и особой культурой рассуждения, которой в интеллигентных семьях учатся прямо у старших, в процессе живого общения;
  3. Богатство словаря, способность говорить сложными развернутыми фразами: является следствием начитанности, развитыми речевыми навыками; значение имеет также подобающий круг общения, в котором можно обсуждать самые сложные и абстрактные вопросы, например, философские концепции.
  4. Манеры оратора-интеллигента проистекают из такого личностного качества, как уважение к другим. Поэтому в речи интеллигента отсутствует ненужная резкость в интонациях и жестах. Этому способствуют также высоко развитый интеллект, который обычно снижает степень эмоциональных реакций, а также отсутствие в детстве примеров грубого поведения. Интеллигент умеет вести дискуссию и критически обсуждать какой-либо вопрос без обвинений в адрес противника, уважая собственное достоинство и достоинство оппонента. Внимание к личности другого формирует вежливость и такое качество как обходительность. Он всегда знает, как обратиться к собеседнику, и в беседе старается уделять внимание всем.

Безусловно, важнейшее качество интеллигента – уважение человеческого достоинства. Своего, собеседников и людей вообще. Очевидно, что именно поэтому настоящие интеллигенты часто становятся правозащитниками и пропагандистами высших ценностей – таковы примеры А. Сахарова, Д.С. Лихачева и др.

Познакомиться с примерами выступлений наиболее интересных и интеллигентных ораторов можно было на встрече ораторского клуба «Слово и мысль», который прошел 12 апреля 2014 года. Возможно, в будущем мы будем возвращаться к этой теме. Следите за новостями!
С наилучшими пожеланиями, Екатерина Пестерева.

ОСНОВЫ ИСКУССТВА РЕЧИ

FUNDAMENTALS OF ART SPEECH

Курсы грамотной речи
постановка грамотной, красивой речи
правильное произношение слов
правильно строить фразы
расширение словарного запаса
правильно ставить ударение
убрать речевые ошибки
возможность четко выражать свои мысли
изучение речевой интонации
речь свидетельствует о культурном уровне говорящего
речь человека характеризует его культурный уровнь
узучение артикуляции

Courses literate speech

setting literate, beautiful speech
the correct pronunciation of words
construct sentences correctly
vocabulary
the right to put the emphasis
remove speech errors
the ability to articulate
speech intonation study
it testifies to the cultural level of the speaker
man it characterizes its cultural level
uzuchenie articulation

Человек не рождается с готовым умением красиво излагать свои мысли. Дар речи приобретается благодаря работе над собой на протяжении многих лет.
Man is not born with a ready ability to beautifully express their thoughts. Speechless acquired by working on yourself over the years.

Хорошо поставленная речь в сочетании с красиво звучащим голосом помогает, порой, найти выход даже из самых сложных ситуаций, возникающих в процессе общения. Такая речь превосходно воспринимается аудиторией, способствует достижению целей
(Good speech delivered in conjunction with a beautifully sounding voice helps, sometimes, to find a way, even the most difficult situations that arise in the process of communication. Such speech is perceived by the audience perfectly, it contributes to achieving the objectives)

А умение гармонично и благозвучно складывать слова в предложения пригодится в любой сфере деятельности.
(And the ability to harmoniously and sweetly put words into sentences is useful in any field of activity.)

Хорошо поставленная речь: как сделать свою речь четкой, понятной и грамотной?
Good question posed: how to make your speech clear, understandable and correct?

Человека, обладающего приятной грамотной речью и хорошим словарным запасом, всегда хочется слушать. Собеседники воспринимают такого человека как очень образованного и интеллигентного, так как он умеет доступно и слаженно выражать свои мысли, а его речь предельно понятна.
(A person with a pleasant literate speech and a good vocabulary, you always want to listen. The interlocutors perceive such a person as a very educated and intelligent as he is able and available consistently express their thoughts, and his speech was very clear.)

Вводя в личный словарь новое затейливое слово, узнайте его точное значение, поинтересуйтесь, откуда оно пришло
(By introducing the new personal dictionary intricate word, find its exact meaning, ask where it came)

совершенные методы построения речи, постичь искусство произнесения ее, уметь говорить сжато, впечатляюще, образно.
(improved methods for constructing speech, grasp the pronunciation of her art, to be able to speak briefly, impressively, figuratively.)

Яркая, интересная мысль должна высказываться в хорошей форме.
Bright, interesting idea is to speak in good shape.

Курс рассчитан на тех, кому необходим навык публичных выступлений: докладов, презентаций, переговоров, питчингов, интервью, а так же для решения задач, связанных с управлением персоналом.
{The course is designed for those who need the skill of public speaking: reports, presentations, negotiations, Pitching, interviews, as well as to solve problems related to the management staff.}

Человек должен быть интеллигентен – такую фразу нередко можно слышать, но вот зачем это нужно и что значит быть интеллигентным человеком в наше время, рассказать может не каждый.

Какого человека можно назвать интеллигентным?

Если провести опрос на тему, какого человека можно назвать интеллигентным, что значит быть таким человеком, то точное определение из разрозненных высказываний будет составить сложно. Большинство сойдутся на том, что основными качествами интеллигентного человека будут образованность и начитанность. Другая часть скажет, что главное – это воспитание, потому что интеллигентный человек никогда не скажет грубого слова в присутствии женщины.

Самое забавное будет в том, что обе группы будут правы и не правы одновременно. Наверное, самую точную характеристику интеллигентного человека дал Д. Лихачев в своей статье «Человек должен быть интеллигентен». В ней говорилось, что образование и воспитание только подчеркивают интеллигентность человека, но качество это является врожденным. Даже не имеющий образования человек, воспитывавшийся в семье потомственных работяг, может быть человеком интеллигентным. Потому что это качество подразумевает не знание интеллектуальных ценностей человечества, а желание их познавать. Интеллигентность проявляется в способностях понимать другого человека и не использовать эти способности во вред людям. Речь интеллигентного человека не будет изобиловать нецензурными словами, потому что такие люди тонко чувствуют красоту и не могут себе позволить ее нарушить ни словами, ни действиями. Обобщая, можно сказать, что интеллигент – это тот человек, который умеет терпимо относиться к людям и к миру. Именно поэтому нельзя быть фанатиком (спортивным, религиозным, политическим) и оставаться интеллигентом.

Хотя, в попытке разобраться, что значит быть интеллигентным человеком, можно пойти более простым путем и заглянуть в словарь. Там мы увидим определение интеллигента, как человека образованного, занятого умственным трудом. Какое из мнений наиболее соответствует тому, каким должен быть интеллигентный человек, решать вам.

Почему человек должен быть интеллигентным?

Если согласиться с последним определением интеллигентного человека, то особой нужды быть такой личностью нет. Потому что существует масса рабочих специальностей, не требующих получения высшего образования. Но если принять во внимание высказывания Лихачева, то необходимость быть интеллигентным человеком станет очевидна. С кем вам приятнее общаться – с человеком, не уважающим мнение других, старающимся унизить собеседника или с тем, кто выслушивает любую точку зрения, пытаясь понять оппонента?

Как стать интеллигентным человеком?

Но раз мы решили, что интеллигентность качество врожденное, то можно ли его у себя выработать? Да, научиться быть интеллигентным человеком можно, но это потребует немалых волевых усилий. Можно сколько угодно читать книги – художественную литературу и научные сочинения, запоминать обороты речи и использовать их в своем обращении, но интеллигентом это вас не сделает. Кроме образования необходимо учиться думать самостоятельно и уважать чужое мнение, любить других людей, бережно относиться к окружающему миру. И это не сектантская проповедь, а необходимость, если бы не было тех, кто создает произведения искусства, кто делится душевной теплотой с другими, наша жизнь была бы серой, а существование бесцельным. Впрочем, решать, кем быть вам – хамство и злоба нынче процветают и, вроде бы, таким людям живется неплохо.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

КУЛЬТУРА

Л.П. КРЫСИН

Можно ли по речи узнать интеллигента?

Тебе звонили.

интеллигентный.

Из разговора мужа и жены

Один из самых талантливых отечественных лингвистов Е. Поливанов еще в 20-е гг. прошлого века (в совсем "неинтеллигентное" время!) задавался вопросом: что позволяет среди услышанных нами по телефону голосов почти безошибочно выделять голоса интеллигентные? Ведь иногда и слов-то как следует не разобрать, а суждение об интеллигентности голоса мы тем не менее делаем с уверенностью. Сам Поливанов не дал на этот вопрос ответа, указав, однако, характерные фонетические признаки того, что мы можем назвать "интеллигентным голосом" [Поливанов, 1968, с. 232, 235]. Помимо фонетики важны и такие черты речи, которые относятся к модуляции голоса, то есть совокупность его характеристик по высоте и тембру, а также интонационные его свойства. У интеллигентного, образованного, культурного человека эти характеристики и свойства богаче, разнообразнее. Это предположение подтверждается и экспериментально: записанный на магнитофон телефонный разговор предъявлялся испытуемым с заданием определить, кто говорит - человек из интеллигентной среды или из среды простонародной? Чтобы испытуемый не мог опираться на анализ содержания разговора, записанную речь намеренно делали неразборчивой. И все-таки испытуемые почти не ошибались в квалификации голосов, и в частности в выборе голоса интеллигентного.

А есть ли еще какие-либо признаки звучащей речи, по которым мы можем определить интеллигента? Чтобы получить ответ на этот вопрос, мы должны обратиться к определенному направлению в современной лингвистике, которое условно называется речевым портретированием. Специалисты, работающие в рамках этого направления, пытаются создавать либо индивидуальные речевые портреты носителей языка, либо речевые портреты целых социальных групп. Объективности ради надо сказать, что это направление исследований - молодое, и хотя его представители добились определенных успехов, главные результаты, видимо, еще впереди. Посмотрим, чем руководствуются, на что опираются ученые, задаваясь целью создать речевой портрет человека или группы.

Крысин Леонид Петрович - доктор филологических наук, профессор, заместитель директора Института русского языка им. ВВ. Виноградова.

Непосредственным толчком к разработке понятия "речевой портрет" явилась идея фонетического портрета, выдвинутая в середине 60-х гг. XX в. выдающимся отечественным лингвистом М. Пановым. Эту идею он блестяще воплотил в ряде фонетических портретов политических деятелей, писателей, ученых, которые он представил в книге "История русского литературного произношения ХУШ-ХХ вв." (М., 1990). Книга замечательна тем, что из нее мы можем узнать не только об особенностях речи наших современников, но и о том, как говорили люди, жившие в "безмагнитофонную" эпоху, - например Петр I, М. Ломоносов, А. Сумароков... Их фонетические портреты Панов нарисовал, собрав и тщательно изучив их письменную речь -произведения, частные письма, дневники, бытовые бумаги, записки...

Хотя созданные Пановым портреты индивидуальны (описывается манера произношения отдельного, данного человека), их социальная и общекультурная ценность несомненна, поскольку каждый из портретов отражает особенности речи определенной общественной среды (представителем которой является "портретируемый"). Выбирая "модель" для создания фонетического портрета, Панов обосновывает свой выбор именно социальными и социокультурными соображениями: принадлежность к тому или иному поколению, социальному слою, следование в речи определенной культурной традиции (театральной, поэтической, бытовой), наличие локальных речевых особенностей и т.п.

Идея фонетического и, шире, речевого портрета была подхвачена другими исследователями. Появились (и продолжают появляться) работы, в которых делаются попытки создать речевые портреты бизнесмена, ребенка из определенной социальной среды, домохозяйки, ученого, "нового русского"1... И русского интеллигента.

Но прежде чем обратиться к речевым особенностям, на которых строится речевой портрет интеллигента, надо решить вопрос: что мы имеем в виду, когда употребляем словосочетания "современный русский интеллигент", "современная русская интеллигенция"? Едва ли найдутся хотя бы два человека, чьи интерпретации указанных словосочетаний совпадали бы полностью. Разногласия возможны и, как показывают наши наблюдения, они реально существуют - и в понимании определения "современный" (конец XX в.? его вторая половина? весь этот век? - в этой статье под современностью я буду иметь в виду вторую половину XX-начало XXI в.), и в понимании того, кто может быть назван "русским". Скорее всего, русский - это русский по культуре, по системе воспитания, а не только по месту рождения и уж, конечно, не только по крови, хотя последнее осмысление слова "русский" делается в современной публицистике все более актуальным, противопоставляясь термину "русскоязычный". Особенно же сложно, противоречиво и изменчиво как во времени, так и от одной социальной среды к другой, понимание слов интеллигент, интеллигенция. Даже если отвлечься от сугубо качественного осмысления этих понятий2 и иметь в виду социальные характеристики интеллигента и интеллигенции, то остаются неясными многие вопросы, относящиеся к статусу этого общественного слоя.

Необходимо сделать существенную оговорку по поводу различий между понятиями "интеллигент" и "интеллигенция". Несмотря на общность основы, эти слова различны по смыслу. Социологи определяют интеллигенцию как слой людей, обладающих определенным уровнем образования и культуры и занятых умственным трудом. А интеллигент - это не просто, так сказать, один "квант" интеллигенции и даже не обязательно представитель этого социального слоя, а человек, обладающий большой внут-

1 Некоторые из подобных портретов можно найти в книгах [Современный... 2003; Язык... 1989; Язык... 1990].

2 Например, А. Солженицын в "Архипелаге ГУЛАГ" дает такое определение: интеллигент - это тот, чьи интересы и чья воля к духовной стороне жизни настойчивы и постоянны, не понуждаемы внешними обстоятельствами и существуют даже вопреки им. Интеллигент - это тот, чья мысль неподражательна.

ренней культурой. Высшее образование при этом может и отсутствовать, поэтому интеллигента можно встретить и в университетской аудитории, и в заводском цеху, и за штурвалом комбайна. В дальнейшем мы будем говорить в основном об интеллигенции как определенном социальном слое в структуре современного русского общества.

Но даже и с этим понятием не все ясно. Например, несомненно, что характер образования - гуманитарное оно или техническое - накладывает отпечаток на человеческую личность, на систему его ценностей. В связи с этим возникает вопрос: гуманитарная и техническая интеллигенция - это один культурный и социальный слой или два разных? Интеллигенция старшего, среднего и молодого поколений - "одна и та же" или же речь может идти о каких-либо качественных различиях между этими поколениями, в том числе и существенными с лингвистической точки зрения (выбор разных языковых средств, различия в тактиках речевого поведения и т.п.)? Интеллигенция Москвы, Петербурга, Тулы, Костромы, Иркутска - это один социальный слой или же надо говорить о локальных различиях, имеющих под собой не только чисто территориальные, но и некие качественные основания? Ограничимся только этими вопросами, хотя очевидно, что ими не исчерпываются неясности по поводу "социального лица" интеллигенции.

Само собой разумеется, что прежде чем браться за создание речевого портрета представителя интеллигенции, нужно решить, каков же наш объект: чей портрет мы собираемся "рисовать"? В связи с только что сказанным представляется разумным следовать принципу множественности, неоднородности описываемого объекта - интеллигенции и неединственности типичного представителя этого социального слоя. Помня о его неоднородности, разумно различать гуманитарную и техническую интеллигенцию, старшее, среднее и молодое ее поколения (соответственно, это люди, имеющие возраст от 60 лет и старше; от 36 до 59 лет; до 35 лет), территориально маркированные слои интеллигенции, располагающиеся по оси основного противопоставления: интеллигенция главных культурных центров (Москвы и Петербурга, с фиксацией языковых различий между москвичами и петербуржцами) versus интеллигенция средних и малых городов России (с фиксацией речевых различий, обусловленных близким соседством разных территориальных диалектов, которые, несомненно, влияют на устную речь интеллигенции).

Не исключено, однако, что некоторые характерные черты языка и речевого поведения свойственны интеллигенции как социальному слою в целом, в его противопоставлении иным социальным слоям. Естественно, что и такие черты - в качестве штрихов к речевому портрету типичного представителя современной русской интеллигенции - должны быть отмечены. Подчеркну: речь идет именно о штрихах, а не о целостном портрете.

Укажу наиболее характерные черты, относящиеся к выбору языковых единиц и употреблению их в речи представителя интеллигенции (или какой-либо из отмеченных выше групп, составляющих этот слой) и к его речевому поведению.

Фонетические, то есть произносительные, черты - наиболее характерный показатель речи человека: вспомним профессора Хиггинса, который именно по этим чертам определял социальную принадлежность говорящего. Кроме того, произносительные и интонационные навыки, которыми человек овладевает с детства, не осознаются самим говорящим, действуют автоматически (в отличие от выбора слова, который часто бывает вполне осознан и взвешен): самоконтроль того, как вы произносите тот или иной звук, в нормальной речи затруднен или даже невозможен. Ведь если вы начнете обращать внимание на звуковую сторону ваших слов и тем самым отвлечетесь от их смысла, то вскоре потеряете нить разговора, и речевое общение нарушится. Стало быть, манера произношения - достаточно объективн