Политический деятель и философ Томаш Масарик: биография, особенности деятельности и интересные факты. Томаш Гарриг Масарик – первый чехословацкий президент Память и признание

(и.о.)
Эдвард Бенеш

Рождение: Гёдинг , Моравия , в составе Австрийской империи Смерть: Ланы , Чехословакия Супруга: Шарлотта Гарриг (1850-1923) Дети: Алиса (1879-1966) , Герберт (1880-1915) , Ян Масарик (1886-1948), Элеонора (1890; умерла во младенчестве), Ольга (1891-1978) , Анна (умерла во младенчестве) Автограф: Награды:

То́маш Га́рриг Ма́сарик (чеш. Tomáš Garrigue Masaryk (при рождении - Томаш Масарик), имя часто сокращается как TGM ; 7 марта 1850 года , Гёдинг , Моравия , Австрийская империя , - 14 сентября 1937 года , Ланы , Чехословакия) - чешский социолог и философ , общественный и государственный деятель, один из лидеров движения за независимость Чехословакии , а после создания государства - первый президент Чехословацкой Республики ( -).

Биография

Отец, Йозеф Масарик (1823-1907), был словаком из венгерской части Австро-Венгрии , мать, Тереза Масарикова (в девичестве - Кропачкова) (1813-1887) - немкой из Моравии . Масарик родился в простой рабочей семье. Учился в Брно , Вене и Лейпциге (среди его учителей были Франц Брентано и Вильгельм Вундт), в стал профессором Пражского университета . Его работы были посвящены истории философии (в том числе написал книгу о русской философии, печатался в России на русском языке), социологии и истории; рано начал выступать как идейный вдохновитель национального движения. Степень доктора философии он получил, защитив диссертацию на тему: «Самоубийство как социальное явление». Основал влиятельный журнал «Атенеум. Журнал литературы и научной критики ». В частности, Масарик был координатором деятельности учёных на страницах «Атенеума» по разоблачению подложных рукописей Вацлава Ганки (утверждая, что истинный патриотизм не может основываться на подделке). «Великое не может быть великим, если оно лживо» - таков был девиз всей его жизни.

В 1902 году Масарик по приглашению американца Чарльза Крейна читает лекции в Чикагском университете. Там же в 1903 и в 1904-1905 годах читал лекции и будущий первый министр иностранных дел Временного правительства России Милюков П. Н. , который помог Масарику в создании первых Чешских военных формирований из военнопленных в России в 1917 году Масарик и Бенеш ещё раз встречаются в Англии в Кембридже с Милюковым П. Н. и Дмовским Р. В. в 1916 году.

Депутат парламента австрийских земель (рейхсрата) в - и - . C 1915 года участвовал в подпольной организации «Maffie» - Движение за независимость Чехословакии . Годы Первой мировой войны провёл в Швейцарии , Италии , Великобритании , Франции , России , США , где активно агитировал общественное мнение Антанты за независимость Чехословакии именно в таких границах и признание «чехословаков» особой нацией. После падения Австро-Венгерской империи был заочно избран (будучи в США) в 1918 году первым президентом Чехословацкой республики; через месяц вернулся в страну.

В 1917 году Масарик приехал в Россию, где участвовал в создании Чехословацкого корпуса (переименованного потом в Чехословацкий легион , а затем 1 февраля 1919 года в Чехословацкую армию - Чехо-войско). В марте 1918 года Масарик уехал в США из Москвы через Владивосток. О своей работе в России Масарик говорил: «Эта была большая работа, в России, но замечательная; мы возвращались домой не с голыми руками, у нас было что-то настоящее, своё, наша армия, первая, настоящая, пускай экстерриториальная, часть нашего будущего государства». Чехословацкий национальный совет , председателем которого был Томаш Масарик, признавался единственным верховным органом всех чехословацких военных формирований.

Личность Масарика в межвоенной Чехословакии стала объектом полуофициального культа . Он рисовался наиболее авторитетным политическим и духовным лидером независимой Чехословакии (имел полуофициальное прозвище «батюшка» - Tatíček ), воплощением этичной борьбы за независимость и создания нового государства. Подчеркивался "гуманистический" характер президентства Масарика, для него характерно высказывание: «Всякая разумная и честная политика есть реализация и укрепление принципов гуманизма. Политику, как и все, что мы делаем, следует подчинять этическим принципам. Политику, как и всю жизнь человека и общества, я не могу понимать иначе как sub specie aeternitatis». Ещё при его жизни сложился официальный культ Масарика - «Президента-освободителя»; значительный вклад в формирование «масариковского мифа» внёс Карел Чапек , автор многотомных «Бесед с Т. Г. Масариком». Поклонник англо-американской культуры, Масарик стремился к созданию либеральной многопартийной демократии, с допущением национальных меньшинств в политику, однако как идеолог «чехословакизма» допускал антинемецкие высказывания. После его отставки в , из двух кандидатур: Эдвард Бенеш и Богумил Немец , президентом был избран многолетний министр иностранных дел Эдвард Бенеш . Масарик умер в 1937 году в своём имении Ланы , за год до краха Первой Чехословацкой республики.

В 1928 г. Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 10 крон с портретом Т. Масарика. Монета была посвящена 10-летию независимости. Масса 10 граммов, проба 700.

В 1937 г. в связи с кончиной Т. Масарика Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 20 крон. Масса 12 граммов, проба 700.

В 1990 г. Чехословацкая Федеративная Республика выпустила серию памятных монет номиналом в 10 крон, в том числе с Т. Масариком.

В современной Чехии существует орден , учреждённый в честь Т. Масарика.

Произведения

  • Ideály humanitní; Problém malého národa; Demokratism v politice. Praha: Melantrich, 1990
  • Masaryk T.G. Svobodni zednari, Nase doba 1925.
  • Masaryk T.G. Katolicke povery o zednarstvi a satanismus, Svobodny zednar VIII/1934.
  • Thomas Masaryk The making of a State
  • Masaryk. T.G. Svetova revoluce, Cin, 1925
  • T. G. Masaryk «Die Weltrevolution»

Публикации на русском языке

  • Масарик Т. Г. Философия - социология - политика. Избранные тексты. М.: РУДН, 2003
  • Масарик Т. Г. Россия и Европа. Эссе о духовных течениях в России. Т.1-3. СПб: РХГИ, 2004

Напишите отзыв о статье "Масарик, Томаш Гарриг"

Литература

  • Masaryk osvoboditel: sborník. Praha, 1920
  • Chavez E.A. Masaryk como filósofo. México: Universidad nacional, 1938.
  • Opat J. Tomáš Garrigue Masaryk. Praha: Melantrich, 1990 (на англ. яз.)
  • Soubigou A. Tomáš Garrigue Masaryk. Praha; Litomyšl: Paseka, 2004
  • Lt.Gen. «Die tschechischen Legionen in Sibirien», 1930.
  • Задорожнюк Э. Г. Штрихи к портрету Томаша Гаррига Масарика // Новая и новейшая история. - 2012. - № 5. - С. 151-163.
  • Документы об антинародной и антинациональной политике Масарика / ред. Туманов М. , М., изд. Иностранной литературы, 1954 г.
  • Т. Г. Масарик и «Русская акция» Чехословацкого правительства. К 150-летию со дня рождения Т. Г. Масарика: по материалам международной научной конференции / отв. ред. М. Г. Вандалковская. М.: Русский путь, 2005.
  • Александр Котомкин «О Чехословацких Легионерах в Сибири 1918 −1920. Воспоминания и документы», Париж, 1930
  • Фирсов Е. Ф. Т. Г. Масарик в России и борьба за независимость чехов и словаков. М.: «Индрик» , 2012. - 336 с., ил. ISBN 978-5-91674-225-1
  • Генералъ-Лейтенантъ К. В. Сахаровъ «Чешскiе легiоны въ Сибири. (Чешское предательство)», Берлинъ, 1930

Примечания

Ссылки

  • Троцкий Л.

Отрывок, характеризующий Масарик, Томаш Гарриг

В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.
Рассматривая дела и бумаги своей покойной жены, он к ее памяти не испытывал никакого чувства, кроме жалости в том, что она не знала того счастья, которое он знал теперь. Князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся ему трогательным, добрым и жалким стариком.
Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия. Все суждения, которые он составил себе о людях и обстоятельствах за этот период времени, остались для него навсегда верными. Он не только не отрекался впоследствии от этих взглядов на людей и вещи, но, напротив, в внутренних сомнениях и противуречиях прибегал к тому взгляду, который он имел в это время безумия, и взгляд этот всегда оказывался верен.
«Может быть, – думал он, – я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что… я был счастлив».
Безумие Пьера состояло в том, что он не дожидался, как прежде, личных причин, которые он называл достоинствами людей, для того чтобы любить их, а любовь переполняла его сердце, и он, беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их.

На недавней весенней сессии Академии наук Абхазии, Грузия, с боль­шим вниманием был заслушан доклад президента Чешского землячества в Грузии «Злата Прага», члена-корреспондента АН Абхазии, Грузия, Гарольда Шмальцеля. Он был подготовлен по инициативе президента АН Абхазии Шота Мисабишвили. Тема доклада, затрагивающего личность политического деятеля, первого президента Чехословакии Томаша Масарика, была выбрана не случайно. В течение нескольких лет Шота Мисабишвили находился в этой стране и успел достаточно хорошо ознакомиться с основными моментами ее развития. Особенно интересовал ученого вопрос государственного строительства Чехословакии после распада Австро-Венгерской империи, начавшегося под руководством ее первого президента. Также был подготовлен доклад аспиранта Академии МВД Гочи Очигава на тему – «Парламентские реформы в Чехословакии после обретения независимости». Оба доклада были с большим интересом прослушаны и одобрены Чрезвычайным и Полномочным Послом Чешской Республики в Грузии Иржи Неквасилом, являющимся почетным академиком АН Абхазии, Грузия.

Томаш Гарриг Масарик (1850-1937) – чехословацкий го­сударственный и политический деятель. Получил образование в Венском и Лейпцигском университетах. С 1876 г. – доктор философии. В 1882-1914 годах Масарик – профессор фило­софии Пражского университета. В 1889 году вместе с Крамаржем и другими основал либерально-политическую группу «Реалисты». Масарик был основателем и идеологом либеральной Чешской народной (реалистической) партии (1900-1920), стремившейся к автономии Чехии в составе Австро-Венгрии. В 1898 г. свои лекции и статьи переработал в книгу «Социальный вопрос. Философские и социологические основы марксизма», которая в силу ее критического отноше­­ния к марксизму использовалась как идеологическое ору­жие. Пе­ред первой мировой войной Масарик приобрел популярность среди прогрессивной интеллигенции благодаря своей борьбе с австро-венгерским гегемонизмом, антисемитизмом и клерикализмом. Неоднократно избирался депутатом пар­ламента. В 1887 1889, 1910 годах посещал Россию. С декабря 1914 г. жил в эмиграции: в Женеве, Париже, Лондоне, Чикаго, Вашингтоне и Бостоне. По договоренности с Бенешем и другими политическими деятелями он создал в Париже Чешский (затем Чехословацкий) национальный совет (1915), ориентировавшийся в вопросе создания самостоятельного государства на Антанту. До 1917 г. Масарик допускал, что новое государство может быть монархией во главе с представителем династии Романовых. Он приветствовал Февральскую буржуазно-демократическую революцию в России телеграммами на имя князей Львова и Родзянко. В мае 1917 и марте 1918 гг. был в России, стремился сблизиться с партией кадетов. В речах и заявлениях поддерживал политику Временного правительства. Октябрьскую социалистическую революцию встретил враждебно.
Масарик организовал контрреволюционный антисоветс­кий мятеж Чехословацкого корпуса. Через два месяца после провозглашения Чехословацкой Республики (октябрь 1918) прибыл в Прагу из США, где находился с апреля 1918 г. В ноябре 1918 г. Национальное собрание избрало Масарика президентом республики (переизбирался в 1920, 1927 1934 годах). Вместе с Бенешем являлся ведущим представителем либерально-буржуазной группировки «Град» – руководящего ядра новой Чехословакии в 1918-1938 годах. Во внешней политике Масарик ориентировался на западные державы и проводил антибольшевистский курс. Масарик заслужил титулы «великого демократа», «гуманиста» и «друга рабочих».
Доклад Гарольда Шмальцеля позволил раскрыть личность первого президента Чехословакии Масарика, более детально ознакомиться с основными моментами его политической карьеры.
Как уже отмечалось ранее, после избрания президентом Чехословакии, Масариком была организована группировка «Град», состоящая из крупнейших деятелей страны – банкиров, финансистов, промышленников, деятелей культуры, общественных деятелей. Большая заслуга президента заключается в том, что он смог сплотить всю элиту страны для совместного строительства послевоенного государства. Именно ему принадлежит и теория «гуманной демократии», которая основывалась на англо-саксонском парламентаризме и менталитете чешского народа. Этот принцип помог на­циональной демократии выстоять – даже в то время, когда в Европе уже появились фашистские и тоталитарные госу­дарства. Помог он во многом и во время второй мировой войны. Принцип «гуманной демократии» ясно охарактеризовал президент Вацлав Гавел в 1990 году. «Масарик основывал политику на нравственности. И нам следует в новое время и по-новому попытаться возобновить такое понимание политики. Следует научиться нам самим и научить других, что политика должна быть выражением стремления содействовать счастью общества, а не выражением потребности подводить общество или подвергать его насилию. Следует научиться нам самим и научить других… как сделать лучшими самих себя и весь мир».
Интересно отношение Масарика и к Октябрьской рево­люции. Он был большим противником, как ее, так и самой личности Ленина. Во время первой мировой войны и до Октябрьской революции чуть ли не тысячами, целыми подразделениями чешские солдаты и офицеры сдавались России. Таким образом, в России собралось очень много чешских военнопленных. Масарик всеми силами старался вывезти их с тех участков российской территории, которые были захвачены Германией, что имело целью выступление против большевизма. Успешными его шагами стали поддержка Колчака, мятеж военнопленных чехов и многое другое.
Ма­са­рик активно содействовал легендарному русскому те­ррористу Борису Савинкову. Он финансировал проведение ан­тибольшевистских акций, за что сам Савинков был без­г­ра­нично ему благодарен. Помогал Масарик и соратникам Са­винкова.
Зна­чи­тельна роль президента в формировании пос­левоенной Ев­ро­пы. Он проживал в эмиграции во многих странах Европы и Америки. Именно поэтому европейская и американская политика была ему хорошо знакома. Масарик с лег­костью ориентировался в лю­бых политических ситуациях, что не раз помогало ему нахо­дить правильное решение, а так­же непрерывно поддерживать свою идею полной независимости Чехословакии. Некоторые члены Антанты, в особенности Англия, не желали распада Австро-Венгерской империи, однако Масарику удалось убедить их в своей правоте. По его твердому убеждению, страны, вхо­див­шие в Австро-Венгерс­кую империю, в том числе Чехо­словакия, должны были обре­с­ти независимость. Члены Ан­танты вынуждены были признать правоту Масарика. Их согласие придало легитимность этому процессу, и вот 14 ноября 1918 г. Национальное собрание Чехословакии еди­ногласно избрало Т. Г. Масарика президентом республики. Без обсуждения и существенных изменений был утвержден и состав правительства, ранее согласованный в Женеве. В правительстве «общенациональной коалиции», главой которого стал К. Крамарж, роли были распределены таким образом, что важнейшие позиции в экономике и государственном управлении заняли представители буржуазных партий. С этого момента и практически до конца существования республики они не выпускали из своих рук руководства министерствами промышленности и торговли, финансов, сельского хозяйства, обороны, внутренних и иностранных дел, а также пост премьера.
После обретения независимости, Масарик совмест­но с группой «Град» активно занялся обустройством чехо­словацкого государства. В результате такой согласованной деятельности и менталитета чешского народа ему удалось за 10-15 лет вывести республику на четвертое место в мире по объему промышленной продукции. Это было время расцвета науки, культуры, промышленности, политики…
Находившийся в преклонном возрасте Масарик ушел с поста президента, но его идеи продолжали оказывать сильное воздействие на реформистски настроенные слои чешского народа.
Диана ШЕРЕШАШВИЛИ

МАСАРИК Томаш
МАСАРИК, ТОМАШ ГАРРИГ
(Masaryk, Tom Garrigue)
(1850-1937), чехословацкий государственный деятель, первый президент Чехословакии. Родился 7 марта 1850 в Годонине (Моравия). Его отец - словак, извозчик в имперском имении; мать - немецкоязычная чешка. Окончил гимназию в Брно в 1869, затем переехал в Вену и поступил в Академическую гимназию, а в 1872 - в Венский университет. Во время учебы в университете присоединился к чешской патриотической группе, публиковал статьи в чешском ежемесячном журнале "Просвещение" ("Osveta"). Был наставником сына банкира, жил в Италии, а затем в Лейпциге. В 1876 получил звание доктора философии. Вернувшись в Вену, Масарик в 1878 представил на рассмотрение в университет монографию Самоубийство как общественно-массовое явление современной цивилизации, после защиты которой получил звание профессора. В 1882 занял пост профессора в Пражском Чешском университете. В 1883-1891 Масарик издавал ежемесячный журнал "Атенеум" ("Athenaeum"), в котором впервые изложил программу развития чешской культуры. Еще в 1879 в чешском обществе возобновилась дискуссия об аутентичности двух предположительно древних славянских поэтических рукописей, "открытых" в 1817, в 1886 в нее включился Масарик, который считал их поддельными и подчеркивал, что опора на подобного рода документы о культурном прошлом наносит вред патриотическому движению. В 1890 Масарик, ранее состоявший членом старочешской, а затем младочешской партий, организовал либеральную партию "Реалисты". В следующем году он был избран в австрийский рейхстаг, а в 1892 - в богемский ландтаг, выступал там по вопросам образования и отстаивал предложение о большей автономии Чехии в составе Австро-Венгрии. Два года спустя разошелся во мнениях с руководством партии и сложил с себя депутатские полномочия. Вернувшись к академическим обязанностям, издавал либеральный ежемесячник "Наше время" ("Na doba"), написал основательные труды по социальным и философским проблемам: Чешский вопрос (1895), Ян Гус (1896), Карел Гавличек (1896), Социальный вопрос, Философские и социологические основы марксизма (1898). В эти годы Масарик высказывал идею объединения чешского народа и получил широкую известность как борец за права евреев. В 1899 и 1900 в журнале "Наше время" он защищал еврея Л.Гильснера, обвинявшегося в ритуальном убийстве; благодаря усилиям Масарика судебный процесс был возобновлен, а смертный приговор отменен за недоказанностью факта преступления. В 1900 Масарик основал т.н. Народную партию, позднее переименованную в Прогрессивную партию, программа которой включала требования о равенстве языков, большей автономии для Чехии, союзе между чехами и словаками. Масарик вернулся в парламент в 1907. В 1908 конфликт между Австро-Венгрией и Сербией вылился в Аграмский (Загребский) судебный процесс, в ходе которого Масарик смог доказать на парламентских слушаниях поддельность австрийских документов, послуживших основанием для привлечения сербов к суду. В итоге к суду был привлечен венский историк Г.Фридъюнг, публиковавший антисербские статьи. Масарик сумел доказать, что Фридъюнг некритически воспринимал документы, сфабрикованные в канцелярии министра иностранных дел Австрии князя фон Эренталя. Масарик вернулся в парламент в 1913 - в год выхода в свет его труда Россия и Европа. В августе 1914, вскоре после начала Первой мировой войны, Масарик приступил к организации движения за освобождение Чехословакии. В декабре 1914 он выехал из Австро-Венгрии, вскоре за ним последовал Э.Бенеш. Вместе со словацким астрономом М.Штефаником, жившим во Франции, они создали в Париже Чешский (затем Чехословацкий) национальный совет. Масарик был представителем Совета в Лондоне, где решал двуединую задачу: побудить к совместной работе различные группы чешских и словацких эмигрантов и добиться признания союзными державами Совета в качестве полномочного представителя обоих народов. Важнейшим результатом деятельности Масарика в эмиграции был Питсбургский договор об объединении Чехии и Словакии, подписанный в 1918. 28 октября 1918 в Праге была провозглашена Чехословацкая Республика, а 21 декабря Масарик стал президентом нового государства. Масарик трижды переизбирался на пост президента - в 1920, 1927 и 1934. В 1934 были восстановлены дипломатические отношения Чехословакии с СССР, а в 1935 заключено соглашение о взаимопомощи. 14 декабря 1935 Масарик ушел в отставку по состоянию здоровья.
Умер Масарик в Ланах 14 сентября 1937.
ЛИТЕРАТУРА
Беляева В.И. Разработка Т.Г.Масариком в годы Первой мировой войны планов создания независимого чехословацкого государства. - В сб.: Первая мировая война и проблема политического переустройства в Центральной и Юго-Восточной Европе. М., 1991 Серапионова Е.П. Томаш Гарриг Масарик: 1850-1937. - В сб.: Пленники национальной идеи. Политические портреты лидеров Восточной Европы (первая треть ХХ в.). М., 1993 Задорожнюк Э.Г. Т.Г.Масарик об образовании. - Вестник высшей школы, 1997, № 2

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "МАСАРИК Томаш" в других словарях:

    - (Masaryk) (1850 1937), президент Чехословакии в 1918 1935. В 1900 1920 руководитель либеральной Чешской народной, затем Прогрессистской (реалистической) партии. Председатель Чехословацкого национального совета. Труды по философии и социологии. *… … Энциклопедический словарь

    Масарик, Томаш - МАСАРИК (Masaryk) Томаш (1850 1937), президент Чехословакии в 1918 35. В 1900 20 руководитель либеральной Чешской народной, затем Прогрессистской (реалистической) партии. Председатель Чехословацкого национального совета. Философские труды по… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Масарик Томаш - Т. Масарик. Т. Масарик. Масарик Томаш () президент Чехословакии в 1918 35 гг. В 1900 1920 гг. руководитель либеральной Чешской народной, затем Прогрессистской () партии. Председатель Чехословацкого национального совета. Философские труды по… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Томаш Гарриг Масарик Tomáš Garrigue Masaryk … Википедия

    Масарик в 1918 Томаш Гарриг Масарик (чешск. Tomáš Garrigue Masaryk, имя часто сокращается как TGM; 7 марта 1850, Гёдинг (Годонин), Моравия, Австрийская империя 14 сентября 1937, Ланы, Чехословакия) чешский социолог и философ, общественный и… … Википедия

    Масарик Томаш Гарриг - (Masaryk, Tomas Garrigue) (1850 1937), чехословацкий гос. деятель. Депутат австр. парламента (1891 93 и 1907 14), получил известность, защищая права славянских и др. меньшинств Австрии. Во время 1 й мировой войны находился с Бе нешем в Лондоне.… … Всемирная история

    Масарик (Masaryk) Томаш Гарриг (7.3.1850, Годонин, ‒ 14.9.1937, Лани, близ Праги), чехословацкий государственный и политический деятель, философ позитивист. Получил образование в Венском и Лейпцигском университетах. С 1876 доктор философии, в… … Большая советская энциклопедия

    Масарик в 1918 Томаш Гарриг Масарик (чешск. Tomáš Garrigue Masaryk, имя часто сокращается как TGM; 7 марта 1850, Гёдинг (Годонин), Моравия, Австрийская империя 14 сентября 1937, Ланы, Чехословакия) чешский социолог и философ, общественный и… … Википедия

    Масарик в 1918 Томаш Гарриг Масарик (чешск. Tomáš Garrigue Masaryk, имя часто сокращается как TGM; 7 марта 1850, Гёдинг (Годонин), Моравия, Австрийская империя 14 сентября 1937, Ланы, Чехословакия) чешский социолог и философ, общественный и… … Википедия



Ян Черны
Эдвард Бенеш
Антонин Швегла
Ян Черны
Франтишек Удржал
Ян Малипетр
Милан Годжа Отец Йозеф Масарик [d] Мать Тереза Масарикова (Кропачкова) [d]

То́маш Га́рриг Ма́сарик (чеш. Tomáš Garrigue Masaryk (при рождении - Томаш Масарик), имя часто сокращается как TGM ; 7 марта , Гёдинг , Моравия , Австрийская империя , - 14 сентября , Лани , Чехословакия) - чешский социолог и философ , общественный и государственный деятель, один из лидеров движения за независимость Чехословакии , а после создания государства - первый президент Чехословацкой Республики ( -).

Биография

Отец, Йозеф Масарик (1823-1907), был словаком из венгерской части Австро-Венгрии , мать, Тереза Масарикова (в девичестве - Кропачкова) (1813-1887) - немкой из Моравии . Масарик родился в простой рабочей семье - отец, происходивший из бедных фермеров, одно время состоял камердинером, затем управляющим имением Натана Редлиха (хотя был долгое время неграмотным и освоил чтение и письмо благодаря своему сыну), мать служила поварихой. Родители хотели чтобы сын изучил кузнечное дело и стал слесарем, однако Томаш продолжал учебу. Учился в Брно , Вене и Лейпциге (среди его учителей были Франц Брентано и Вильгельм Вундт), в стал профессором Пражского университета . Его работы были посвящены истории философии (в том числе написал книгу о русской философии, печатался в России на русском языке), социологии и истории; рано начал выступать как идейный вдохновитель национального движения. Степень доктора философии он получил, защитив диссертацию на тему: «Самоубийство как социальное явление». Основал влиятельный журнал «Атенеум. Журнал литературы и научной критики ». В частности, Масарик был координатором деятельности учёных на страницах «Атенеума» по разоблачению подложных рукописей Вацлава Ганки (утверждая, что истинный патриотизм не может основываться на подделке). «Великое не может быть великим, если оно лживо» - таков был девиз всей его жизни.

В 1902 году Масарик по приглашению американца Чарльза Крейна читает лекции в Чикагском университете. Там же в 1903 и в 1904-1905 годах читал лекции и будущий первый министр иностранных дел Временного правительства России П. Н. Милюков , который помог Масарику в создании первых Чешских военных формирований из военнопленных в России в 1917 году. Масарик и Бенеш ещё раз встречаются в Англии в Кембридже с П. Н. Милюковым и Р. В. Дмовским в 1916 году.

В 1910 году Томаш Масарик посетил Льва Толстого в Ясной Поляне, и имел с ним несколько бесед, об этих встречах упоминается в "Дневниках" Льва Толстого.

Депутат парламента австрийских земель (рейхсрата) в - и - . По словам коммуниста В. Копецкого , он считал, что «если бы было создано самостоятельное чешское государство, то это было бы таким курьёзом, что на него могли бы приезжать любоваться негры из Африки» . C 1915 года участвовал в подпольной организации «Maffie» - Движение за независимость Чехословакии . Годы Первой мировой войны провёл в Швейцарии , Италии , Великобритании , Франции , России , США , где активно агитировал общественное мнение Антанты за независимость Чехословакии именно в таких границах и признание «чехословаков» особой нацией. После падения Австро-Венгерской империи был заочно избран (будучи в США) в 1918 году первым президентом Чехословацкой республики; через месяц вернулся в страну.

В 1917 году Масарик приехал в Россию, где участвовал в создании Чехословацкого корпуса (переименованного потом в Чехословацкий легион , а затем 1 февраля 1919 года в Чехословацкую армию - Чехо-войско). В марте 1918 года Масарик уехал в США из Москвы через Владивосток. О своей работе в России Масарик говорил: «Эта была большая работа, в России, но замечательная; мы возвращались домой не с голыми руками, у нас было что-то настоящее, своё, наша армия, первая, настоящая, пускай экстерриториальная, часть нашего будущего государства». Чехословацкий национальный совет , председателем которого был Томаш Масарик, признавался единственным верховным органом всех чехословацких военных формирований.

Личность Масарика в межвоенной Чехословакии стала объектом полуофициального культа . Он рисовался наиболее авторитетным политическим и духовным лидером независимой Чехословакии (имел полуофициальное прозвище «батюшка» - Tatíček ), воплощением этичной борьбы за независимость и создания нового государства. Подчеркивался "гуманистический" характер президентства Масарика, для него характерно высказывание: «Всякая разумная и честная политика есть реализация и укрепление принципов гуманизма. Политику, как и все, что мы делаем, следует подчинять этическим принципам. Политику, как и всю жизнь человека и общества, я не могу понимать иначе как sub specie aeternitatis». Ещё при его жизни сложился официальный культ Масарика - «Президента-освободителя»; значительный вклад в формирование «масариковского мифа» внёс Карел Чапек , автор многотомных «Бесед с Т. Г. Масариком».

Карта Первой Чехословацкой республики

Поклонник англо-американской культуры, Масарик стремился к созданию либеральной многопартийной демократии, с допущением национальных меньшинств в политику, однако как идеолог «чехословакизма» допускал антинемецкие высказывания. После его отставки в , из двух кандидатур: Эдвард Бенеш и Богумил Немец , президентом был избран многолетний министр иностранных дел Эдвард Бенеш . Масарик умер в 1937 году в своём имении Ланы , за год до краха Первой Чехословацкой республики.

Марка Чехословакии с изображением Т. Г. Масарика

Память и признание

В Годонине открыт музей Масарика. Его имя носят Масариков университет в Брно, многие улицы, проспекты и вокзалы. Самый большой автодром Чехии назван трассой имени Масарика . Также его имя носит населённый пункт на севере Израиля - Кфар Масарик и площадь в центре Тель-Авива .

В 1928 г. Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 10 крон с портретом Т. Масарика. Монета была посвящена 10-летию независимости. Масса 10 граммов, проба 700.

В 1937 г. в связи с кончиной Т. Масарика Чехословакия выпустила памятную монету номиналом в 20 крон. Масса 12 граммов, проба 700.

В 1990 г. Чехословацкая Федеративная Республика выпустила серию памятных монет номиналом в 10 крон, в том числе с Т. Масариком.

В современной Чехии существует орден , учреждённый в честь Т. Масарика.

Портрет Масарика изображён на современной банкноте номиналом в 5000 чешских крон .

Произведения

  • Ideály humanitní; Problém malého národa; Demokratism v politice. Praha: Melantrich, 1990
  • Masaryk T.G. Svobodni zednari, Nase doba 1925.
  • Masaryk T.G. Katolicke povery o zednarstvi a satanismus, Svobodny zednar VIII/1934.
  • Thomas Masaryk The making of a State
  • Masaryk. T.G. Svetova revoluce, Cin, 1925
  • T. G. Masaryk «Die Weltrevolution»

Публикации на русском языке

  • Масарик Т. Г. Философские и социологические основания марксизма: этюды по социальному вопросу = Die philosophischen und soziologiscnen grundlagen des marxismus. / Пер. с нем. П. Николаева. - М.: 1900. - 535 с.
    • Философские и социологические основания марксизма: этюды по социальному вопросу. / Пер. с нем. П. Николаева. - М.: Ленанд , 2014. - 535 с.
  • Масарик Т. Г. О большевизме = O bolševictví / Авториз. пер. под ред. Бориса Соколова. - Прага: Наша речь, 1921. - 59 с.
  • Масарик Т. Г. Мировая революция . Воспоминания = Světová revoluce. / Авториз. пер. Н. Ф. Мельниковой-Папоушек. - Прага: Пламя, 1926-1927.
    • Т. 1. - 1926. - 232 с.
    • Т. 2. - 1927. - 367 с.
  • Масарик Т. Г. Философия - социология - политика. Избранные тексты. М.: - РУДН, 2003
  • Масарик Т. Г. Россия и Европа. Эссе о духовных течениях в России. Т. 1-3. - СПб: РХГИ, 2004

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.

Томаш Гарриг Масарик

Чехо-словак

Томаш Гарриг Масарик - выдающийся чешский политик, философ, историк, литератор родился в Годонине (на юге Моравии) Отец словак - кучер, мать чешка - служанка. Тем не менее, он окончил Венскии университет, в 18/6 г. стал доктором философии. В 1878 г. женился на американке из Бруклина - Ш. Гарриг, фамилия которой стала частью его имени, и перешел из католичества в протестантизм. Масарик последовательно боролся за независимость родных Чехии и Словакии. Он стал лидером чешских реалистов, выступал за федерализацию Австро-Венгрии, а затем - за независимость Чехии (1892). Симпатизируя идеям социализма, Масарик считал, что путь к нему идет не через революцию, а через духовное и нравственное совершенствование каждого члена общества. Не чужды ему были идеи славянской взаимности и большие симпатии к России. Долгим были путь и борьба за независимость родной страны. Он много сделал для достижения этой цели уже в эмиграции во главе тайного общества "Маффия, завоевав непререкаемый политический и моральный авторитет. После распада Австро-Венгрии 14 ноября 1918 г. Масарик был избран президентом независимой Чехословакии и занимал этот пост до 193 5 г. Умер и похоронен в своем имении Ланы.

Использованы материалы кн.: Русско-славянский календарь на 2005 год. Авторы-составители: М.Ю. Досталь, В.Д. Малюгин, И.В. Чуркина. М., 2005.

Другие биографические материалы:

Хевеши М.А. Чешский философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М ).

Маслин М.А. Чешский и словацкий философ, политический и общественный деятель (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014 ).

Прасолов С.И. Докторскую посвятил вопросу о самоубийствах, как массовом социальном явлении (Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 9. МАЛЬТА - НАХИМОВ. 1966 ).

Вопросами внешней политики занимался мало (Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948 ).

Далее читайте:

Масарик (Masarik) Ян (1886-1948), чехословацкий государственный деятель, сын Томаша Масарика.

Смодлака (Smodlaka) Иосип (1869-1956), югославский политический деятель, друг Т. Масарика.

Исторические лица Чехословакии (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Grundzüge einer konkreten Logik. W., 1887;

Russland und Europa, B. 1–2. N.Y., 1913–18.

Литература:

Novy L. Filosofie T.G. Masaryk. Praha, 1962;

T.G.Masaryk (1850–1937), v. 1–3, 1989–90.