Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Грамотное обоснование темы диссертации, а также шаблон и пример обоснования Что значит обоснование выбора темы проекта

Работа над любой диссертацией начинается с определения тематики. Задача несложная.

Необходимо определить сферу собственных научных интересов, сопоставить ее с уже имеющимися авторефератами ученых и найти какой-то уникальный предмет исследования или же придать новое звучание уже раскрытой другими авторами проблематике.

Выбранную тему нужно обсудить с научным руководителем, а также обосновать важность и нужность изучаемого вопроса на заседании ведущей кафедры.

Что такое обоснование темы диссертации

Обоснование тематики кандидатской – это документ, который представляет собой базовую основу для всей квалификационной работы. Именно с этого момента стартует работа над исследованием. Формальный подход к обоснованию не приведет к нужному результату.

А вот тщательная подготовка обоснования темы позволит исследователю лучше разобраться в изучаемом вопросе, а также спрогнозировать результаты своего труда.

Этот документ является обязательным при поступлении в аспирантуру. Тема научного труда уже поступившего аспиранта должна быть утверждена на ведущей кафедре, а затем на Ученом совете ВУЗа. Соответствующая отметка Ученого совета появится в индивидуальном учебном плане аспиранта.

Как обосновать тему диссертации

Работать над главным вопросом кандидатской стоит только совместно с руководителем. Именно он подскажет, какая проблематика будет выигрышнее звучать на защите, под каким углом стоит рассмотреть тот или иной научный вопрос.

Перед встречей с куратором постарайтесь изучить существующие научные исследования.

Обращайте внимание не только на российские источники, но и заграничные. Найдите слабые стороны в изучении выбранного вопроса, придумайте, что нового вы можете сказать по данной теме. Все эти моменты должны быть отражены в обосновании диссертационной работы.

Этапы обоснования темы диссертации

Тематика научного труда должна быть обоснована по определенному шаблону. В этом документе должны содержаться следующие параметры: формулировка темы,

  • ее актуальность,
  • цели и задачи исследования,
  • предполагаемые новизна
  • и практическая значимость.

Формулировка темы

От грамотной формулировки зависит успех будущей квалификационной работы. Ее нельзя выразить в свободной форме, она должна отвечать требованиям Паспорта специальностей ВАК и четко отображать перспективное содержание кандидатской. Первоначальная формулировка тематики может быть изменена в процессе исследования.

Актуальность темы

Тематика должна быть не только четко сформулированной, но и актуальной, отвечающей запросам времени. Иначе говоря, соискатель должен четко представлять, востребована ли научная проработка предложенной им проблематики. Таким образом в обязательном порядке надо подчеркнуть актуальность исследуемого вопроса.

Пример актуальности темы

Определение цели и задач исследования

В документе также должны быть отражены цель и задачи исследования. Цель может быть только одна, и она должны вытекать из тематики и актуальности. В определении цели содержится ответ на вопрос: как именно будет решена проблематика квалификационного исследования? Задачи – это конкретные шаги, которые позволят достигнуть обозначенную цель.

Пример целей и задач в кандидатской диссертации

Предполагаемая новизна исследования

Еще один важный параметр – это научная новизна. На этом этапе нужно изложить, каких уникальных результатов планирует добиться автор и при помощи каких нестандартных методов.

Пример новизны в кандидатской

Предполагаемая практическая значимость

В практической значимости нужно обосновывать, какие прикладные задачи сможет решить данное исследование, как оно может пригодиться в реальной деятельности предприятий и учреждений. Этот блок в документе должен показать, что кандидатская не носит исключительно теоретизированный характер.

Пример практической значимости в диссертации

Образец обоснования темы кандидатской диссертации

Существует несколько образцов обоснования квалификационных работ. Большинство из них будет строиться по стандартному шаблону.
Образец заполняется соискателем, подписывается им и куратором. Затем главный вопрос исследования выносится на заседание кафедры, к которой прикреплен будущий кандидат наук.

После обсуждения в преподавательском коллективе тематика может подвергнутся корректировке и в обоснование вносятся изменения.

Готовый документ передается на утверждение ректору учебного заведения. Приведенный пример не является универсальным, лучше всего документ готовить по тому шаблону, который существует на кафедре соискателя.

Образец “Обоснование темы кандидатской диссертации” СибГУФК

Обоснование темы кандидатской диссертации «_____________________________________»

название темы

Специальность: __.__.__ – ___________________________________________. (пример: 13.00.

08 «Теория и методика профессионального образования») Исполнитель: аспирант/соискатель __ года очной/заочной формы обучения __________________________________________________________________. (Ф.И.О.

(полностью) Научный руководитель: _____________________________________________.

(ученая степень, звание, Ф.И.О. полностью)

Актуальность исследования:

Проблема исследования:

Объект исследования:

Предмет исследования:

Гипотеза исследования:

Цель исследования:

Задачи исследования:

Методологическая основа исследования:

Методы исследования:

Организация исследования:

Научная новизна исследования:

Теоретическая значимость исследования:

Практическая значимость исследования:

Подпись исполнителя:

Подпись научного руководителя:

Пример обоснования темы докторской диссертации

Для докторской тематика обосновывается по схожему примеру, как и для кандидатской. В шаблон могут быть также включены такие параметры, как объект и предмет исследования, методы и этапы работы, а также планируемые публикации.

Шаблон обоснования темы докторской диссертации

Источник: http://disszakaz.ru/services/kandidatskaya-dissertatsiya/obosnovanie-temy-dissertatsii/

Обоснование выбора темы диссертации

Поиск Лекций

_

Общий учебный план аспиранта

___________

Научный руководитель ___________________________

Зав.кафедрой ____________________________________

Дата заполнения плана ______________________ 20___ г

Рабочий план 1-ого года подготовки

Период подготовки с ______ по_________

Аспирант: ___________________________

Научный руководитель ___________________________

Дата заполнения плана ______________________ 20 г.

Зав. кафедрой _______________“ ___ ” ____________ 20 ___ г.

Рабочий план 2-ого года подготовки

(заполняется и согласовывается с научным руководителем после положительной аттестации за первый учебный год)

Период подготовки с________ по ___________

Аспирант: ___________________________

Научный руководитель ___________________________

Отзыв научного руководителя о работе аспиранта

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель: _______________“ ___ ” ____________ 20 ___ г.

Аттестация утверждена на Ученом совете факультета ________________ протокол №_______________

От “ ___ ” ________________ 20 ___г.

УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета ____________________________________

Рабочий план 3-ого года подготовки

(заполняется в конце второго года подготовки)

Период подготовки с ________ по ________

Аспирант: ___________________________

Научный руководитель ___________________________

Дата заполнения плана ______________________ 20___ г.

Отзыв научного руководителя о работе аспиранта

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель: _______________“ ___ ” ____________ 20 ___ г.

Зав.кафедрой _______________“ ___ ” ____________ 20 ___ г.

Аттестация утверждена на Ученом совете факультета ________________ протокол №_______________

От “ ___ ” ________________ 20 ___г.

УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета ____________________________________

Рабочий план 4-ого года подготовки (для заочников)

(заполняется в конце третьего года подготовки)

Период подготовки с __________по ______________20____год

Аспирант: ___________________________

Научный руководитель ___________________________

Дата заполнения плана ______________________ 20___ г.

Отзыв научного руководителя о работе аспиранта

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель: _______________“ ___ ” ____________ 20 ___ г.

Зав.кафедрой _______________“ ___ ” ____________ 20 ___ г.

Аттестация утверждена на Ученом совете факультета ________________ протокол №_______________

От “ ___ ” ________________ 20 ___г.

УТВЕРЖДАЮ: Декан факультета ____________________________________

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №17

Богородицкого района Тульской области

Творческий проект по технологии

Руководитель: Гречишкина О.В. учитель технологии

Содержание

    Введение ……………………………………………………3

    Цель проекта ………………………………………………...4

    Задачи проекта ……………………………………………...4

    Обоснование выбора проекта ……………………………...5

Основная часть

    Из истории мягкой игрушки …………………………….…..6

    Правила техники безопасности ……………………….……7

    Материалы и инструменты ………………………………...8

    Техника выполнения изделия ………………………………9

Итоговый этап

    Экономическое обоснование проекта ……………………..10

    Эстетическое обоснование проекта ……………………….10

    Экологическое обоснование проекта ……………………...10

    Самооценка деятельности ………………………………….11

    Анализ готовой работы ………………………………… ..11

Заключение

    Список использованных источников …………………….13

Цель работы:

Освоить технику шитья и вязания крючком,

изготовить мягкую игрушку своими руками.

Задачи:

    Изучить развитие игрушки дней.

    Игрушка в готовом виде должна соответствовать размерам выкройки.

    Самореализоваться при выполнении работы своими руками.

Обоснование выбора темы проекта

За время обучения в школе, на уроках технологии, совершенствовались мои умения и навыки в декоративно-прикладном творчестве. На уроках технологии мы занимались рукоделием: вышивали шерстяными нитками, бисером, мастерили сувениры и подарки, шили мягкие игрушки.

Необходимо было выбрать темы творческого проекта, и я решила сделать мягкую игрушку, так как с этим видом рукоделия мы познакомились недавно и он меня больше всего заинтересовал.

Пересмотрев несколько энциклопедий по рукоделию, во многих из них меня привлекли игрушки – куклы, цветы, сказочные персонажи. Однако, я решила изготовить мягкую игрушку. Мне захотелось узнать историю развития игрушки и проявить свое мастерство в новой для меня работе.

История развития игрушки

Искусство изготовления игрушек – это один из Древнейших видов народного художественного творчества. Игрушки любят все: дети и взрослые. Для детей она забавная игра; взрослые же с радостью смотрят на красивые, забавные игрушки, которые доставляют им истинную радость, переносят в мир детства, вызывают добрую улыбку.

Игрушка всегда сопутствовала человеку. Различного рода игрушки были найдены в захоронениях Египта, Греции, Римской империи. В далекие времена. Когда еще не было специальных мастерских, производящих игрушки, их создавали народные умельцы – кустари, которые работали в одиночку или членами семьи. Это были первые народные художники – игрушечники, которые передавали свое мастерство из поколения в поколение. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями и используемым материалом. Так, в областях богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева, в местах богатых залежами глины – из глины. Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Древнейшие игрушки найдены на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до н. э. Это – миниатюрные орудия охоты – луки, стрелы, топорики, предметы быта, погремушки.

Различные игрушки, найденные в захоронениях Древнего Египта, Греции, Китая. Это – куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных, выточенные из мягкого камня, бивней мамонта. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки – куклы, сшитой из лоскутков ткани, меха.

Иногда игрушке придавалось магическое значение. Например, различные свистульки, трещотки по языческим верованиям древних славян своим свистом и шумом отгоняли злых духов. По тем же причинам запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол разных народов вместо изображения лица можно увидеть узор в виде креста, ромба, квадрата.

Самые ранние игрушки Древней Руси, найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны, Радонежа – датируются приблизительно Х-Х V вв. Учеными установлено ремесленное производство игрушек в Киеве и Новгороде уже в X - XIII вв. О высоком мастерстве московских гончаров-игрушечников XIV - XVII вв. свидетельствуют находки в Зарядье, на территории бывшей Гончарной слободы. Сюжеты игрушек этого времени: кони, медведи, птицы – свистульки, а также забавные фигурки всадников, скоморохов-гудошников.

Традиции настоящего искусства в настоящее время продолжают жить и развиваться.

Правила техники безопасности

При работе с иголками и булавками

    Шейте с напёрстком.

    Храните иголки с булавками в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не берите иголки, булавки в рот.

    Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.

    Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.

При работе с ножницами.

    Храните ножницы в определённом месте (коробочке).

    Кладите их сомкнутыми, остриями от себя.

Во время работы нельзя отвлекаться, а быть внимательным.

Материалы и инструменты

Иголка -1 шт.

Мел портновский - 1 шт.

Нитки: черные и белые - по 1 катушке

Ткань, синтепон - обрезки, остатки

Пряжа -остатки

Крючок №2 - 1 шт.

Глаза - 2 шт.

Клей - 1 фл.

Мех

Технология выполнения изделия.

    Подбираю материал и подготавливаю его к работе.

    Делаю выкройки из картона.

    Готовую выкройку накладываю на изнаночную сторону меха, плотно прижимаю о обвожу мелом (маркером или мылом).

2 детали для головы,

4 детали для уха,

4 детали передней лапки,

4 детали задней лапки,

2 детали мыски,

2 детали подошвы,

2 детали грудки, 2 детали хвостика,

1 деталь накладки для мордочки (белого цвета),

2 детали щеки (белого цвета),

Штанишки: 36 см длиной, 11 см шириной

1 деталь донышка штанишек

    Сшиваю все эти детали потайным швом, нижнюю часть оставляю не зашитой (для набивки)

    Набиваю игрушку синтепоном, кроме ушек

    Все детали зашиваю

    Собираю игрушку

    Вяжу крючком сумочку:

4 ряда без накида и 5 рядов с накидом.

От одного конца сумки набираю воздушные петли 27 и скрепляю с другим концом.

    Вяжу шарфик:

    4 ряда без накида, с одного конца закруглить, чтобы получилась петля. На другом конце сделать кисточку.

Экономическое обоснование проекта

Нитки- 10 рублей

Пряжа – 10 рублей

Клей – 15 рублей

Глаза – 5 рублей

Мех, синтепон, иголка, ножницы, ткань – имелись в наличии

Итого: 40 рублей

Вывод: Себестоимость мягкой игрушки составило 40 рублей. Это гораздо дешевле готового изделия, купленного в магазине. К тому же, вещи, сделанные своими руками хранят тепло приятных часов, которые я провела за этой работой.

Эстетическое обоснование

Изделие имеет законченный вид. Оно красиво. Точно подобраны цвета меха и контраст вязаных изделий. Выполнено качественно с соблюдением всех требований к работе.

Экологическое обоснование

Данная проектная работа выполнена из экологически чистого материала. Изготовление и эксплуатация мягкой игрушки не повлечёт за собой изменений в окружающей среде, нарушений жизнедеятельности человека.

Самооценка деятельности

Моя игрушка мне очень нравится. Вообще, у игрушек сделанных своими руками много преимуществ.

Спецификация

Оценка

Пояснение

Экономичность

высокая

Аналогичная работа в магазине стоит намного дороже, чем я потратила

Эстетичность

высокая

Изделие красивое, точно подобрана контрастность цветов изделия и отделки

Сложность

высокая

Шитьё требует большой внимательности, аккуратности и терпения

Быстрота изготовления

высокая

Требует определённых затрат времени

Анализ готовой работы

Мне очень понравилось работать над данным проектом, так как познакомилась с новой для меня техникой шитья мягкой игрушки. Овладела навыками шитья и вязания крючком, оформления их в готовую композицию. По отношению к работе стала аккуратной, усидчивой, терпеливой, трудолюбивой. Я считаю, что этот проект удался. Мне очень нравится моя работа. Она будет являться украшением моей комнаты.

Белые, зайцы зимой.
Серые, зайчики летом.
Светло-коричневого цвета
Зайка игрушечный мой.

Я мягкая игрушка Со мной можно играть В меня ты и поплачешь Меня ты и обнимешь Но ты не понимаешь Что сердце не отнимешь Ты ведь видишь Я не живая игрушка Со мной обращаться Как душе лучше. Но никто не поймет Я ведь с наружи Маска одета, А внутри меня Как буд-то ничего и нету А у меня есть душа А ее незаметно Заслонилась она Множеством меха Ты не замечаешь Иногда меня А я зову Когда мне скучно без тебя. Я кричу, Но не слышу ответа. Я ведь мягкая игрушка У меня нет от тебя секретов


Введение.

Обоснование выбора темы. В нынешнем постреформенном обществе сложилась достаточно сложная, но интересная разного рода исследователям ситуация в СМИ. Начиная рассматривать обозначенную тему, стоит разобраться в следующем. Изменения в социальных отношениях общества получили отражение в понятии «маргинализация», то есть «неустойчивость», «промежуточность», «переходность». Главным признаком маргинализации является разрыв социальных связей. В классическом случае рвутся как экономические и социальные, так и духовные связи. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи, ибо они зависят от известной «переоценки ценностей» Для того, чтобы эта переоценка произошла, необходимо некоторое время и воздействие извне.

Общая нестабильность, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей, развал СССР объективно приводят к усилению маргинализации.1

Сегодняшнюю ситуацию в российском обществе вполне можно назвать “маргинальной”, поскольку в ее основе – пограничное, промежуточное, переходное положение, в котором оказалось общество и все его элементы в результате разрушения одной и попыток формирования другой социальной системы. В связи с обозначенными социальными процессами проблема маргинальности приобретает особое значение и актуальность.

Термин «маргинальность» возник в первой трети ХХ века и должен был объяснить один из редких доселе способов человеческой жизнедеятельности – на “границе” культурных миров. Феномен маргинальности, в частности относительно к СМИ, необходимо рассматривать в контексте современного культурного фона2.

Именно культура самым острым образом реагирует на начинающиеся процессы маргинализации. Она является своего рода индикатором и катализатором подобных процессов. Именно поэтому в данной работе молодёжная пресса будет рассмотрена именно с точки зрения освещения ею культуры и искусства.

Тема культуры всегда занимала большое место в духовной жизни общества по причине того, что культура сама по себе является носителем духовности, а, если выразиться точнее, самого духа общества в целом и человека в частности. Особо остро вопрос культуры начал вставать в двадцатом веке в связи с всплеском духовной активности и появлением новых видов и форм проявления культурной деятельности человека. Усиленное и ускоренное развитие средств массовой информации подстегнуло данные процессы. Можно сказать, что именно средства массовой информации явились катализатором проявления новой духовной активности и проводником между культурой, культурными явлениями и личностью, обеспечили обратную связь между ними.

Тема культурного воздействия на человека выглядит особо остро в контексте общих проблем современного российского общества, появившихся с началом затянувшихся реформ. На фоне достаточно заметных достижений в экономике и внешней политике особенно заметен духовный кризис общества. Данная тема не раз поднималась академиком Д. С. Лихачёвым в его статьях. В частности он говорил, что в настоящее время имеет место отсталость и катастрофическое падение культуры3. Подтверждение этим словам можно легко найти при самом поверхностном взгляде на происходящее в духовной жизни России. Термин «бездуховность» не является излишним сгущением красок. Проблема отсутствия культуры у современного россиянина и, в частности, у молодёжи, представляется действительно серьёзной и почти глобальной проблемой. Шаги в направлении разрешения данной ситуации должно на всех уровнях проделывать не только российское правительство, но и, в первую очередь, российские средства массовой информации.

Для преодоления опасных тенденций массовой маргинализации необходимо регулировать процессы социализации личности. Требуется целенаправленная инкультурация, то есть введение индивидуума в систему принятых в обществе культурных норм социального общежития и взаимодействия4. Здесь необходимо коснуться социальных функций журналистики.

Прямая обязанность журналистики исторически восходит к сложившейся функции СМИ к просвещению и социализации. Любое средство массовой информации должно воздействовать на душу человека созидательно. Особые требования в данной ситуации необходимо предъявлять именно тем СМИ, основными адресатами которых являются представители молодёжи. Печать можно считать участником духовного производства. Она привносит в сознание человека морально нравственные и эстетические ценности. Это касается формирования идеалов и представлений, не только политических, но и религиозных, научных и культурных, эстетических5. Профессор Санкт-Петербургского государственного университета С. Г. Корконосенко, в частности, говорит следующее: «В соответствии с гуманистическим пониманием целей социального развития выше всего ставится деятельность журналистики в духовно-идеологической сфере, проявление в ней творческих задатков человека и удовлетворение его потребностей в знаниях, просвещении, ценностях мировой культуры6.

Развитие журналистики показывает наличие ещё одной её функции, сформировавшейся исторически. Это просветительская функция. Информационная функция подчёркивает в журналистике её объективные корни, а просветительская несёт в себе факторы, определяющиеся деятельностью творца-просветителя7.

Жизнь индивида невозможна без демонстрации образцов поведения. Пресса берёт на себя ведущую роль, которая заключается в аргументации необходимости исполнения определённых социальных норм8. СМИ способны приучать к состраданию.

Однако современное общество демонстрирует пример полного равнодушия к духовности и состраданию, внимания к прекрасному, нарочито акцентируясь на безобразном и низменном. Произошла переоценка ценностей, и всё то, что некогда считалось отрицательным, бескультурным возносится на пьедестал и считается модным, в то время как традиционные ценности отступают на третий план и перестают играть существенную роль в облагораживании общества.

Средства массовой информации, в частности молодёжные, идут по пути, который можно было бы назвать путём маргинализации. Данный термин более соотнесён с социальными группами и их положением в обществе, но главной идеей понятия является процесс распада, разрыв традиционных связей между людьми9. Вместо исполнения своих традиционных функций социализации, СМИ пропагандируют со своих страниц искажённые ценности и искажённую мораль. Проповедуемые ими нормы и ценности являются противоречащими и порой выходящими за рамки нормального понимания. Во второй главе данной работы сказанное выше будет находить подтверждение в процессе анализа отобранных молодёжных периодических изданий.

В более широком смысле маргинальность – это "пограничность", промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается "культурным гибридом" (Р. Парк), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп10.

Главный признак маргинализации – разрыв социальных связей, погружение идивида «на дно». Состояние современных СМИ достаточно ярко демонстрирует нам процесс отчуждения от традиционной культуры. Общая нестабильность в стране, разрушение прежнего жизненного уклада, отказ от привычной системы ценностей – вот лишь некоторые причины подобного положения.

В зависимости от контекста под маргинальностью понимаются особые поведенческие явления (субкультуры). Маргинальность всегда связана с нарушением социальной регуляции поведения11. В данной ситуации СМИ как зеркалу общества уделяется особое внимание. Являясь посредником между обществом и индивидами, средства массовой информации должны облагораживать своего читателя, слушателя, зрителя. Это может происходить по-разному.

СМИ доносят до человека культуру как своеобразный «архив» накопленных человеком знаний и представлений через искусство. Искусство – это зеркало культуры. Это самосознание культуры, по словам Кагана12. Творец, художник, через создаваемые им произведения искусства, неважно, к какому именно виду искусства они относятся, доносит до человека свой внутренний мир, одновременно отражая в своём творчестве взгляды и установки, соответствующие культуре его эпохи и народа. Он – выразитель культурных парадигм13. Каждое художественное произведение открывает нам какие-то черты мира культуры. Можно сказать, что искусство – это основное «орудие» культуры, тот самый инструмент, которым она воздействует на наше сознание, но, в первую очередь, на наши души. Искусство, в первую очередь, ориентировано именно на человеческую душу. Как писал Ницше, «…голос красоты говорит тихо: он вкрадывается только в самые чуткие души».14 Искусство надо научиться понимать, поэтому в данной ситуации необходим доступный подход его освещения. Подобный доступный подход могут обеспечить СМИ. Именно их мы в праве назвать популяризаторами культуры, делая скидку на доступность и доходчивость публицистического языка.

Современные средства массовой информации предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления и не воспитывать свою аудиторию, а всячески потакать её не самым высоким запросам. Именно это можно назвать маргинализацией СМИ. Искусство развивает человека разносторонне, оно равномерно воздействует на все органы его чувств, на воображение, вкусы, мысли, самосознание, что особо важно в процессе взросления человека и становления его как личности 15.

В обществе имеются положительные примеры использования искусства и его созидательной силы. Например, особенностью системы образования в Финляндии является сосредоточение на передаче детям наряду с фактическими знаниями общественно-этического и эстетического образования. На нижней ступени образования большое внимание уделяется преподаванию музыки и рисования. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале16.

Роль средств массовой информации в любом обществе огромна. СМИ призваны выполнять воспитательные цели; освещать общественную жизнь, самое главное – обращаться к массовой аудитории. Одной из западных концепций журналистики является теория культурных и социальных норм поведения, принятых в обществе17.

Молодые люди зачастую не имеют вообще никакого представления даже о родной культуре. В частности, Д.С. Лихачёв признавал подобное, упоминая в одной из своих работ о том «…что такое Александрийский столп не знают даже многие ленинградцы».18 Через журналистские произведения до нас доходят произведения искусства, литературы, выполненные в том или ином материале с помощью определенной знаково-символической системы. Речь идёт об информационном продукте – живом воплощении неразрывных уз познания и творчества19. Современные СМИ практически не проявляют интереса к искусству как проявлению культуры, специализируясь исключительно на «жареных» сенсациях. Подобные маргинальные проявления стали восприниматься почти органично.

Человек овладевает культурой, усваивая нормы, знания, развивая своё мировоззрение. СМИ, которые понимают важность и необходимость культуры для человека и общества, закладывают предпосылки для создания установок ценностных ориентаций, усвоения человеческих норм, способствуют общей и профессиональной специализации человека, овладению культурой во всём многообразии20. СМИ погружают человека в мир современного общества со всеми его морально-этическими, правовыми, идеологическими, культурными и политическими нормами.

Информационно-просветительская роль СМИ в наше время кажется особо привлекательной в свете развития средств связи. Телевидение, круглосуточное радио, качественная полиграфия в газетах, Интернет – всё это способствует лучшему выполнению средствами массовой информации своей культурно-просветительской функции21. Связь техники и культуры в развитии средств массовой информации, которые создают возможность для приобщения человека к культуре и искусству, очевидна, однако, все современные достижения науки и техники на данный момент используются, скорее, во вред. Достаточно вспомнить и привести в пример засилье доступных каждому пользователю порносайтов в Интернете. По материалам портала devir.ru, порносайты втрое популярней поисковиков. Их содержимое привлекает около 18.8% пользователей сети22.

Молодые люди зачастую не имеют вообще никакого представления даже о родной культуре. В частности, Д. С. Лихачёв признавал подобное, упоминая в одной из своих работ о том «…что такое Александрийский столп не знают даже многие ленинградцы»23. Это недостатки воспитания в семье и школе, но они могут иметь глубокие последствия тогда, когда человек повзрослеет и полностью войдет в общество.

Вынося в заголовок темы словосочетание «молодёжная пресса», автор опирался на возрастную периодизацию, данную в работе исследователя Л. И. Михайловой. Возрастная периодизация, принятая психологами, определяет границы молодёжного возраста от 16 до 29-30 лет, включающие в себя подростковый, юношеский и первый период среднего возраста24. В данной работе рассматриваются СМИ, ориентированные на подростковый период (старший школьный, 13-16 лет (мальчики); 12-15 лет (девушки)) и юношеский (16-21 год (юноши); 16-20 лет (девушки)).

Актуальность темы. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения тех радикальных процессов маргинализации, которые характерны для России последнего периода. Данная тема актуальна в связи с тем, что в последние годы на различных уровнях начала упоминаться прямо или косвенно проблема молодёжной бездуховности и стали возникать разговоры о моральной гибели подрастающего поколения. В частности, данная тема не раз поднималась на страницах газет25. Тема подростка и культуры освещается на страницах учебных изданий по социологии и культурологии.

Объектом исследования являются выбранная для анализа молодёжная пресса и её деятельность.

Предмет исследования – проблема маргинализации, которой подвержена молодёжная пресса, степень подверженности маргинализации отдельных СМИ.

Методы исследования – включённое неструктурированное систематическое наблюдение, сравнительный анализ, контент-анализ. Количественные единицы контент-анализа – каждая публикация в отобранных молодёжных СМИ на тему культуры.

Цель исследования – определение состояния молодежных изданий с точки зрения освещения на их страницах тем культуры и демонстрация падения духовного уровня данных изданий как общего следствия маргинализации; выявление основных факторов, влияющих на маргинализацию данных изданий.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

– показать классификацию подростковых изданий, как носителя информации для людей указанного возраста;

– показать увлечение журналистики маргинальной стилистикой;

– изучить природу внутреннего напряжения молодёжной прессы;

– показать разницу между изданиями и их принципиальное различие;

– показать усиление маргинальности в оформлении изданий и через использование сленга.

Теоретическая база исследования. На данный момент не существует прямых разработок на исследуемую тему, поэтому в качестве теоретической базы были взяты работы на близкие темы по культурологии, социологии, психологии, философии, журналистике. Это работы таких авторов как Т. Адорно26, М. Маклюэн27, Х. Ортега-и-Гассет28, М. С. Каган29, С. Н. Иконникова30, Ф. Райс31, С. Г. Корконосенко32, Г. С. Мельник, А. Н. Тепляшина33. Также был использован ряд учебных пособий по культурологии34, социологии35, психологии36, журналистике37, изобразительному искусству38, музыке39, теории литературы40.

Эмпирическая база. Использованы материалы молодёжной прессы, в основном, касающиеся культуры и искусства. Это журналы «YES», «Молоток», «Cool», «OOPS», «Ровесник», «Bravo», газета «Gaudeamus». Широко привлекались также опубликованные в данной прессе материалы, так или иначе связанные с культурой. Для сравнения с вышеуказанными изданиями использован краткий анализ журнала «Твой».

Хронологические рамки исследования: 2005 – начало 2006 года. Данный выбор мотивирован тем, что именно в это время, на наш взгляд, маргинализация молодёжных СМИ достигла своего пика. В это время в материалах выбранных молодёжных изданий появились существенные маргинализированные изменения. Желание проверить данное предположение подвигло к началу исследования. В данной работе автор сделал попытку подтвердить данное предположение.

Научная новизна исследования. Дана содержательная характеристика маргинальных образований в современном российском обществе и молодёжной прессе.

Структура работы. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы. Первая глава содержит теоретический материал на тему культуры, массовой культуры, их истории и их взаимодействию со СМИ. Во второй главе анализируются современные и наиболее популярные молодёжные издания, которые рассматриваются с точки зрения процессов маргинализации.

^ Глава первая. Тема культуры в современной масс-медиа: особенности работы журналиста, специфика жанров, аудитория

1. 1. Определение культуры и СМИ

Начало девяностых годов XX века ознаменовалось бурным ростом читательской активности. Как известно, если есть спрос, то будет и предложение, поэтому российский рынок печатных СМИ быстро наполнился широким ассортиментом изданий различной направленности. Все эти газеты и журналы имели свою целевую аудиторию. В этом заключается особенность прессы девяностых: при имевшем в дореформенное и доперестроечное время место большого количества узконаправленных изданий, настоящий всплеск дифференциации произошёл именно в период с 1991-го по 1995-й годы41.

Ориентация на целевые группы предполагает выделение особой характеристики, определяющей тип издания. Таким образом, появляется пресса различных типов: женская, молодёжная, деловая, оппозиционная, либеральная. Это так называемая базовая характеристика, которой обычно бывает недостаточно для описания аудитории. Журналистские произведения адресуются читателю в зависимости от их социальных статусов.

Социальные характеристики аудитории можно разделить на несколько групп. Первая – социально-демографические, куда входят пол, возраст, место жительства, национальность, язык. Именно демографические характеристики служат основанием для выделения такого типа СМИ как молодёжные СМИ42.

Основатели молодёжных изданий обычно ориентируются не только на данные характеристики, но и на характеристики, носящие название социокультурных. Под данными характеристиками подразумеваются образование, формы проведения досуга.

Темы культуры на страницах газет и журналов, вне зависимости от того, на какую аудиторию они ориентированы, всегда носят организующий характер. Искусство – это то, в чём человек находит себя. К сожалению, искусство в новой России перестало выполнять свою важнейшую общественную функцию – поддерживать стандарт гражданской нравственности и бытовой культуры43.

Причины этого лежат в упадке российской культуры в целом, политико-экономическом кризисе, в невнимании правительства к кажущимся такими явственными проблемам.

Перед тем как перейти к описанию состояния российской культуры в целом и её отражения в СМИ, необходимо сформулировать определение традиционной культуры, которое будет рассматриваться в данном контексте.

Понятие «культура» несёт в себе широкий диапазон смыслов. В научном понимании культура – это сложный фактор человеческого бытия. С одной стороны, это средство возвышения человека, совершенствование духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества44.

С другой стороны, культура – это образ жизни людей, обусловленный достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Каждой исторической эпохе соответствует своя культура, своя культурная формация. Это обусловлено постоянным, непрерывным изменением образа жизни людей, их взглядов на жизненные аспекты и подхода к решению различных проблем. У определённого народа также существует своя культура. Заводя разговор о подобных феноменах, необходимо учесть то, что помимо положительных эффектов, в отдельно взятой культуре существует то, что не только возвышает человека и способствует его духовному развитию, но и действует диаметрально противоположным образом. Любая реальная культура несёт в себе как позитивные, так и негативные проявления человеческой активности, например, религиозные распри, войны и другое. Говоря о современном состоянии общества, необходимо учитывать также такие негативные пережитки культуры, как наркомания, националистические организации.

Существует два подхода к истолкованию содержания понятия культура: аксиологический и антропологический. В настоящей работе понятие культура будет рассмотрено в антропологическом понимании.

Антропологическое понимание культуры предполагает, что культура охватывает всё, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия; это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств45.

Культура в данном её понимании не является чем-то застывшим и костным. Она не только меняется, но и имеет возможность воздействовать на окружающий мир. То есть, по сути, культура является не только сотворенным человеком явлением, но и собственно творцом.

В процессе изучения воздействия культуры на человека, было выделено несколько её функций: адаптивная, информационная, коммуникативная, интегративная и функция социализации46.

Под социализацией понимается усвоение индивидом социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли47.

Именно функция социализации в данном контексте представляется весьма важной и необходимой, ведь социализация, другими словами, это приобщение человека к социуму, введение в общество, формирование личности. Личность – это и есть «социальное лицо» индивида, по словам профессора Кагана48. Только общество делает из человека именно человека в моральном смысле этого слова, превращает существо с неким набором генов в высшее существо. Ребёнок, молодой человек, только что пришедший в этот мир, ещё не имеет установок на жизнь, ещё ничего не понимает и не может правильно ориентироваться. Главными ориентирами для него должны стать семья и социальные институты, ведущим из которых должны стать средства массовой информации. Именно средства массовой информации способны вложить в сознание те или иные идеалы человека на начальном этапе его формирования. Когда этого не происходит, результаты предугадать сложно. У каждого человека в процессе взаимодействия с данными социальными институтами должно сложиться представление о том, что есть правильно, что нет. Теодор Адорно писал на схожую тему следующее: «Представление о правильной жизни, правильной деятельности сводится к тому, что, организуя свою жизнь и деятельность правильно, человек как бы заново создаёт то, что и так уже присутствует»49.

Как известно, активное формирование личности происходит в подростковом периоде, в процессе которого ребёнок становится полноценным членом общества. Американскими исследователями выделен термин «тинейджер». Под определение тинейджера попадают только те, кому от 13 до 1950. Специфическая особенность подросткового периода состоит в том, что он представляет дальнейшее развитие личности при наличии существенной перестройки организма. Данный возраст входит в «эру восхождения к социальной зрелости».51 Данный возраст характеризуется как время статусной и ролевой неопределённости человека, амбивалентности чувств, неустойчивости Я-концепции, одновременного наличия разнонаправленных тенденций в социальном поведении. Первым шагом на пути формирования Я-концепции является осознание того, что человек – это индивид52. Психологическое содержание этого периода определяется ситуацией множественных социальных выборов, в которой оказывается подросток. Тем самым главной задачей всех социальных институтов становится именно задача социализации человека, переживающего данный период53. Здесь встаёт разговор о культурном воздействии СМИ на личность.

При любом подходе суть остаётся прежней: аудитория издания как и аудитория вообще подразумевает под собой совокупность людей, объединённых какими-либо интересами. При рассмотрении аудитории как совокупности индивидов мы неизбежно сталкиваемся с понятием массовости и, как следствие, массовой культуры. Можно сказать, что при стремлении СМИ к максимально возможному расширению численности читателей, они ориентируются на массовую аудиторию следовательно, и анализировать явление следует через призму массовой культуры.

Маргинализация – это процесс выталкивания на общественное дно социальных субъектов, происходящий под непосредственным воздействием явлений массовой культуры54. Необходимо разобраться в том, как функционируют СМИ в условиях господства массовой культуры, какую роль при этом они выполняют, и как массовая культура видоизменяет основные функции СМИ. Именно потому, что массовая культура оказывает воздействие на работу средств массовой информации, необходим подробный анализ данного явления с поиском истоков и описанием нынешнего её состояния.

Прежде чем начать рассмотрение феномена массовой культуры и её взаимодействия со СМИ, имеющего место быть в современном обществе, логично кратко обратиться к истории российской культуры и её особенностям, так как ознакомление с культурным процессом России поможет лучше понять современное состояние дел не только в культурной области, но и в смежных областях. Периодические издания как раз относятся к смежной области, так как функционируют в определённых условиях, не оторваны от общества, а, напротив, интегрированы с ним. В науке есть такие понятия и категории, которые можно обосновать и понять, только опираясь на историческую ретроспективу. Только тогда начинает становиться очевидным то, как развивалось данное понятие, система, в которой оно себя проявляло. Маргинализация средств массовой информации, в частности, возникла не на пустом месте, а была подготовлена рядом событий в духовной жизни страны. Не стоит удивляться тому, что для того, чтобы понять итог, необходимо заглянуть сквозь толщу веков. Маргинализация как выпадение из культурного контекста была исторически предопределена ещё тогда, когда подобный вопрос даже отдалённо не ставился на повестку дня. Поэтому хоть и незримо, но связь современного состояния СМИ, в частности молодёжных, прослеживается в культурной ретроспективе, дающейся ниже.

Исследователи-пессимисты полагают, что Россия в настоящий момент переживает сложный полисистемный кризис, и наиболее глубоко поражена при этом духовная сфера, в том числе и сектор журналистики. Этот кризис во многом объясняется процессом прохождения России через этап «смены вех».

Культурная ситуация в России начиная от принятия христианства всегда носила сложный характер и заслуживает большего внимания, чем данной проблеме можно уделить в данной работе. Остановимся лишь коротко на самых основных этапах хронологии, могущих пролить свет на современную ситуацию российского общества. Это сочетание европейского менталитета с азиатским55, особые моменты прохождения через Ренессанс, принятие Русью христианства как обособление от католического мира Европы, татаро-монгольское иго, правление Петра Первого и его «европеизация» «азиатской» России, культурное декадентство Серебряного Века, период тоталитарного правления и культурного «застоя», «неприкаянность» эпохи перестройки с её увлечением Западом, и, наконец, эпоха реформ Ельцина, «подарившая» стране массовую культуру как образ жизни. Явление маргинализации основано на попадании социальных субъектов в некое пространство между культурами, противоречиями в духовной жизни.

Даже короткого взгляда на историю культуры России хватает, чтобы понять, что страна имела все предпосылки для появления феномена маргинализации. После падения коммунистического строя и, как следствие, отмирания советской идеологии, России понадобились новые ориентиры и новая идеология. Именно в выработке новых идей, восстановлении системы духовных ценностей и традиций, нравственных противоречий видится выход из сложившейся ситуации56.

^ 1. 2. Массовая культура как проявление маргинализации, её истоки и особенности

Массовая культура в современном мире представляет собой тип производства культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление. Таково общепринятое определение массовой культуры. На поверку оно гораздо шире и сложней. Массовая культура в современном обществе – это не только тип производства культурных ценностей, но и тип мышления, стиль поведения, стиль жизни и также очень хорошо продаваемый товар57.

Товар продаётся хорошо, когда есть заинтересованный покупатель. Именно массовую аудиторию мы можем называть потребителем массовой культуры как продукта. Без неё не было бы и самой массовой культуры как таковой. В соотношении покупатель-продавец и заключается основа рыночных отношений. Экономика входит в культурную сферу. Говоря о сути рыночных отношений между информационным продуктом и потребителем, мы предполагаем, что общество находится в ситуации, когда существуют массы людей, которые могут, хотят и должны купить информационный продукт58.

Канадский исследователь Маршалл МакЛюэн писал, что понятие «массовая аудитория» заменило определение «публика». Массовая аудитория также состоит из индивидов, но эти индивиды вовлечены в творческий процесс восприятия и созидания искусства. Он возлагает большую ответственность за распространение искусства в век массовой аудитории на средства массовой информации. Именно господство средств массовой информации определяет характер отношений между искусством и публикой59.

«Омассовление» культуры во многом вызвано именно массовой коммуникацией, которая стала питательной средой для подобного рода явления. СМИ занимаются распространением этого типа культуры в связи с усилением своей власти над чувствами масс. И если современный массовый читатель с трудом последует призыву газеты голосовать за ту или иную партию по причине тотальной разочарованности в политике, то тот же самый читатель с огромным удовольствием станет потреблять скандальную информацию из жизни российских публичных персон.

Средства массовой информации доносят до потребителя образцы поведения в искаженном виде. Это и есть одна из особенностей массовой культуры. Теодор Адорно отмечает неизбежность появления и существования произведений искусства низкого уровня, которые он объединяет под понятием «халтура», а сама массовая культура в его представлении выглядит как производство, управляемое прибылью, ведущее к деградации искусства60.

Такое мнение можно считать чересчур категоричным. Культурные образцы вырабатываются в недрах высокоспециализированных областей социальной практики. Они понимаются и усваиваются соответствующими специалистами, в то время как для основной массы населения язык специализированной культуры практически недоступен61. Таким образом, появление СМИ в качестве популяризатора культуры вполне естественно. По сути, массовая культура – это та же самая культура, но сильно упрощённая для лучшего понимания массами, и, как следствие из этого, в достаточной мере деформированная. Теодор Адорно называет такое явление «фальшивой копией чуда», которое предлагается в виде утешения за отсутствие чуда, унижает искусство и деформирует его62.

Противоположный взгляд на сосуществование массовой и элитарной культуры предлагает Маршалл МакЛюэн. Он считает, что массовая культура адаптирует элитарную, поглощая её; сферы элитарного и массового искусства неуклонно сближаются63.

Структура бытия в массовой культуре задаётся человеку как набор более или менее стандартных ситуаций, что значительно облегчает нагруженному современными заботами человеку ориентацию в социальном пространстве.

В дополнительном «поводыре» нуждается не только взрослый и сформировавшийся человек, но и молодой, и он нуждается в этом в большей степени. Поэтому именно молодёжные СМИ можно назвать основными представителями носителей массовой культуры. Такова их природа изначально: они должны направлять человека и вести его по жизни. Другой вопрос заключатся, в том, что не всегда легко выбрать нужное направление и сориентироваться в том, ведёт ли оно к гармонизации и облагораживанию личности, как того требует эстетическая функция культуры. Встаёт вопрос: можно ли считать массовую культуру облагораживающей и гармонизирующей? Не растеряла ли она эти свойства, будучи ориентированной на массы, на потоковое сознание? Ведь в процессе функционирования индустрии массового досуга массовая художественная культура достигает эффекта посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, брутального, физиологического. В связи с этим в обществе сложилось достаточно однобокое представление о массовой культуре как о сугубо коммерческой безвкусной и безнравственной. Во многом это связано с тем, что в обыденной жизни человеку чаще приходится сталкиваться именно с феноменами массовой культуры в её наиболее комерциализированных проявлениях – эстрадно-музыкальном, низких жанрах кино и литературы, низкопробных передачах и публикациях64.

Негативная оценка роли массовой культуры даётся за бездуховность, упрощённый взгляд на жизнь, подыгрывание низменным страстям толпы. При этом приводятся примеры, которые относят её к маргинальным проявлениям65. Маргинализация российской культуры возникла в результате расшатывания системы норм и ценностей. Это случилось под воздействием так называемых межкультурных контактов, особенно усилившихся в начале-середине девяностых. Сюда можно отнести экспансию американской культуры со свойственным ей индивидуализмом.

По сути, основной чертой культуры конца ушедшего века стала массовость. Исследователи считают термин «массовая культура» не совсем точным из-за его двойственного смысла. Что есть массовая культура – культура масс или то, что употребляют в качестве культуры массы? Имеется ли в виду только лишь популярность того или иного вила искусства или произведения? Ведь под современное определение «массовая культура» никак не подходят произведенГлава вторая. Обзор современной молодёжной прессы

^ 2. 1. Состояние современного российского молодёжного медиарынка

Как говорилось в предыдущей главе, интенсивное развитие рыночных отношений в стране в начале 1990-х и в сфере самих СМИ стало катализатором коммерциализации журналистики и началом периода бурного роста новой прессы. Развитие демократии и, пусть слабое, но функционирование закона о СМИ также являются немаловажными факторами развития прессы. Сюда же можно отнести и происходящий в мире в целом и в России в частности процесс глобализации.

Глобализацию обычно представляют как процесс стандартизации в экономике и социальной сфере, вызванный появлением новых технологий и возрастанием объёмов и интенсивности трансгосударственных потоков капиталов, услуг и человеческих ресурсов99. Экспортным товаром стали не только продукты потребления, но и информация. Информация вообще всегда считалась и продолжает считаться выгодным товаром. Товарный вид информация приобрела в условиях господства массовой культуры, речь о которой шла в первой главе. Распространению информации сп

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.


В данном разделе рассматривается пример и образец написания актуальности исследования и обоснования актуальности темы проекта, а также проблемы и объекта исследования в рамках индивидуального проекта школьника или групповой исследовательской работы в школе.

Во введении исследовательской работы или проекта вместе с обоснованием актуальности исследования в обязательном порядке описывается объект, предмет, цели и задачи.

Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.

В исследовательском проекте обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе и проекту школьника, оно является неотъемлемой частью введения проектной работы.

Актуальность проблемы, объекта и методов исследования

Очень часто используют формулировку актуальность проблемы исследования - это обоснование востребованности изучения и решения данной проблемы проекта в обществе, в нашем социуме.

Актуальность объекта исследования - это обоснование того, почему будет взят именно этот предмет, существо, процесс или явление учащимся для изучения и исследования в проекте.

Актуальность методов исследования - это обоснование важности выбора именно таких способов достижения цели в исследовательской работе или проекте учащегося школы.

Обоснование можно разделить на теоретическую и практическую актуальности исследования, которые покажут в чем будет заключаться новизна теоретической части исследования и в чем новизна ее практической части.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

Примеры обоснования актуальности темы исследования

1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

3. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК.

Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Так, недавно в печати появилось сообщение, что житель Индии отправил за месяц почти двести тысяч СМС. В октябре прошлого года доктор Марк Коллинс вдруг стал известен всему миру. И все благодаря невиданному расстройству – зависимости от СМС. Поэтому изучение данной темы актуально .

4. Это призыв души девочки – воспитанницы детского дома. Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, как бы тепло и уютно не было в детском доме, мечтает о любящей, заботливой семье, о будущем и верит, что мечта осуществится. В нашей области проживает 4375 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время в образовательных и социальных учреждениях воспитывается 1012 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в замещающие семьи 3363 ребенка. На сегодняшний день одной из приоритетных форм жизнеустройства детей-сирот является устройство их в приемные семьи. В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Дети-сироты, дети, оставшиеся, без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности нашей страны.


5. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.

6. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.

Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна .

Методика написания эссе

составитель – А.В. Сметанин (Перм.ГНИУ, 2011)

Эпиграф :

«к моменту написания эссе

оно уже готово на 50-70%»

Формальные критерии (из вводной части задания) 1

Маленькие хитрости. 8

Часто встречающиеся проблемы.. 9

Шаблонная структура эссе. 9

Признаки эссе. 9

Технические вопросы.. 10

Приложение. 11

Формальные критерии (из вводной части задания)

Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

а) обоснование выбора темы является сложной частью эссе, его обязательно нужно придумать заранее, чтоб работа не стопорилась на первом же предложении. Есть два основных варианта обоснования:

Актуальность этой темы для современности,

До настоящего времени не прекращается дискуссия о пользе и вреде петровских преобразований для России. В этой эпохе пытаются искать начала всей последующей истории государства. Одни обвиняют Петра в варварских методах обновления страны, другие сожалеют об утраченной самобытности, третьи говорят о важности и своевременности свершённого рывка. В контексте этой дискуссии мне хотелось бы высказать собственное мнение о роли данной эпохи. … Одной из насущных проблем для современной России является поиск национальной идеи, некого элемента самосознания, способного сплотить граждан нашей страны. Пожалуй, первым примером поиска такой идеи можно считать историю крещения Руси, способствовавшего не только укреплению государственной власти, но и этническому сплочению восточных славян.

Моя личная заинтересованность в данной теме. В крайнем случае, припишите себе то, что вас реально не интересует

Любой другой интересный поворот в обосновании не возбраняется, главное не пытайтесь пробить консервативное жюри чем-то безумным.

б) постановка задач эссе

Здесь необходимо изложить, зачем Вы пишите это эссе, чего ждать читателю от эссе в дальнейшем

Прежде всего, необходимо согласиться или не согласиться с цитатой, при этом не пересказывайте её

Во-вторых, чётко обозначить свою позицию по проблеме, что Вы собираетесь сейчас доказать.

2. Творческий характер восприятия темы, её осмысления.

а) Ваше эссе не должно копировать текст учебника. В эссе должны быть Ваши мысли, Ваш живой язык. Лучше всего писать от первого лица.

б) не впадайте в другую крайность и не пытайтесь быть излишне оригинальными или неформальными, не подменяйте аргументы эмоциями.