Текст божественной литургии. Окружающая апостолов среда

Святитель Макарий (Невский)

Святейшее Таинство Евхаристии совершено. Воспоминательная Голгофская Жертва принесена. Агнец Божий, от века закланный за грехи мира, предлежит на жертвеннике Своим Пречистым Телом и Кровью как Жертва благодарственная - за небесную Церковь, за всех святых, в свете Божием пребывающих, как очистительная - за почивших в вере и надежде воскресения и жизни вечной и как умилостивительная - за Церковь, воинствующую на земле.

Совершив такое священнейшее жертвоприношение за всех, иерей или архиерей приветствует всех предстоящих и призывает их к общему молению о благодатных действиях освященных Даров. И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами ,- говорит священнодействующий. «И со духом твоим да будут сии милости»,- отвечает клир.

«Да не будет тщетна для нас эта святейшая Жертва, чтобы не отойти нам отсюда, из храма, без всякой пользы для себя,- будем молиться во имя Господа Иисуса Христа, здесь почивающего на святейшем жертвеннике как Жертва за грехи мира; будем испрашивать для себя благодатных даров; паки и паки , то есть еще и еще, Господу помолимся ,» - говорит диакон или священник. А так как не все предстоящие способны молиться за себя, не зная, чего им просить следует от Господа, то служитель алтаря произносит те моления, коими должны молиться теперь предстоящие.

«Вся святыя помянувше , то есть всех небесных святых и всех верных, живых и усопших, о которых теперь совершено жертвоприношение, Господу помолимся . Помолимся о Дарах, принесенных и освященных в Тело и Кровь Христову, чтобы человеколюбивый Господь, приняв их в Свой пренебесный и мысленный жертвенник как благоприятное о всем мире приношение Себе, свыше ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа, соделал нас причастниками тех плодов, то есть того, что для нас приобретено искупительными страданиями и смертью Сына Божия». После этого диакон прибавляет и другие моления: о свышнем мире и спасении душ, о мире всего мира, о святом храме, в котором совершается моление; об избавлении от всякой скорби, гнева и нужды; о даровании благодати, заступающей от нападения вражия, спасающей от гибели, милующей, когда мы делаемся достойными гнева Божия. Хотя эти моления и раньше на литургии возносились, но они повторяются здесь для того, чтобы они были для нас действительнее и сильнее. В это время священник тайно молится, чтобы Господь очистил верных от всякия скверны плоти и духа , научил их совершать святыню во страсе Своем и тако сподобил бы их достойного восприятия Святых Таин в напутие жизни вечныя, во ответ благоприятен, еже на Страшнем Судищи... во общение Духа Святого, в наследие Царствия Небеснаго. ..не в суд или во осуждение.

Таковые молитвы внушены Духом Святым апостолам, а от них дошли и до наших времен.

После сего священник, воздев руки горе, молится Владыке неба и земли, Отцу Господа нашего Иисуса Христа, да сподобит нас именовать Его нашим Отцом и молиться Ему той молитвой, которую дал нам Сын Его, Господь наш Иисус Христос.

И народ с верой, благоговением и всяким вниманием произносит молитву Господню: Отче наш, Иже еси на небесех... Эта молитва выше всех молитв. Она употребляется Церковью с самых времен Христа Спасителя во всех молитвенных собраниях.

Она есть сокращение всего Евангелия, говорит учитель Церкви Тертуллиан, и сколько она кратка словами, столько обильна мыслями. Она есть молитва верных, потому что ее могли воссылать только сыны Православной Церкви, оглашенные же лишены этого преимущества (святитель Иоанн Златоуст). Какая может быть более духовная молитва, как сия, которая от Христа нам дана, от Которого и Дух Святой послан нам, говорит священномученик Киприан Карфагенский. Какое моление может быть у Отца более истинно, как не то, которое устами Сына произнесено? Молитва сия любезна и приятна Богу: Бога просишь Его же словами и восходишь к престолу Его молением Сына. Знает Отец глаголы Сына Своего. Если ты, читающий, не понимаешь всего смысла этой молитвы, то знает это Отец как глаголы Сына Своего - знает, чего мы просим этой молитвой, и если произносим ее с должным благоговением, то получим просимое. «Аще тьмами (бесчисленно) будешь грешен, молитву оную воссылая, глаголющую: оставите врагом вашим,- и Отец ваш оставит вам согрешения ваша: со многим дерзновением (упованием) оставление приимеши грехов всех»,- так говорит святой Иоанн Златоуст.

После этого возгласом Мир всем верные приготовляются к новому важному священнодействию. К какому? К молению с приклонением главы. Верующие так и делают после диаконского возглашения: Главы ваша Господеви приклоните.

Священник в это время тайно воссылает молитву, которой просит Господа, чтобы Он воззрел милостиво на людей Своих, преклонивших пред Ним главы свои, и благодать, исходящую от предлежащих Святых Даров, изравнял, то есть разделил, как дары Святого Духа, всем, соответственно нужде каждого, а именно: чтобы Он благоволил плавать с плавающими, сшествовать с путешествующими, недугутощих - исцелить. И потом возглашает священник в слух всех, что всего этого мы просим и ожидаем от Отца Небесного только по бесконечным заслугам и любви Единородного Сына Его, таинствами страданий, то есть Телом и Кровью сейчас на престоле возлежащего.

Таковое моление с преклонением главы Церковью употребляется также с древних времен. Первенствующие христиане преклоняли главы, когда принимали благословение епископов; преклоняли главы во время молений к Богу о ниспослании благ верным или оглашенным, а также в заключение всех церковных молитвенных собраний.

Главопреклонение после молитвы Отче наш имеет особенное значение. Так как молитва эта по своей краткости, многознаменательности и глубине не для всех удобопонятна, то за них молится священник, чтобы Господь всем даровал благо по нужде каждого, а предстоящие со смирением преклоняют голову, выражая этим, что они, сознавая свое недостоинство, ожидают только от любви Божией, всепрощающей и всем благотворящей, те блага, которых просит им священник и которые испрашиваются молитвой Господней Отче наш . Священник же, приступая к возношению Святого Агнца и раздробляя Его для причащения, молится тайно, призывая Господа Иисуса Христа, сидящего со Отцом на престоле славы, чтобы Он пришел невидимо и всех освятил и той же пречистой рукой, как и на Сионе, преподал ему [священнику] в причащение Тело Свое и Кровь Свою, а через него и всем людям.

После сего священник, испросив себе от Господа прощение грехов, простирает руку для возношения Божественного Хлеба. Диакон возглашает: Вонмем, а священник, воздвигая Агнец горе, восклицает: Святая святым. Клирос на это ответствует: Един свят, Един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

Это возношение Агнца означает возношение Господа Иисуса Христа на Крест и Его смерть на Кресте. Поэтому предписывается в это время всем предстоящим с благоговением поклониться. После этого Святой Агнец раздробляется на четыре части, по установлению Господа Иисуса Христа. Ибо Он, преподавая ученикам под видом хлеба Пречистое Тело Свое, предварительно раздробил его. Это раздробление знаменует распятие Господа нашего Иисуса Христа. После сего священнослужители в алтаре, взаимно дав друг другу прощение, благоговейно приобщаются Святых Таин Христовых.

Затем Святые Дары Царскими вратами износятся к мирянам, которых призывает диакон возглашением: Со страхом Божиим и верою приступите. Верные, узрев Святые Тайны, с благоговением поклоняются им, как Самому Господу Иисусу Христу, грядущему водвориться в душах их, и торжественно приветствуют Его словами: Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам. После сего верующие, приготовившиеся к Святому Причащению, твердо, в слух всех произносят за священником исповедание своей веры как пред Самим Господом, сущим во Святых Дарах, что сие есть самое Пречистое Тело Его и самая Честная Кровь Его, и после моления о прощении грехов благоговейно приступают к принятию Святых Даров, имея руки сложенными на груди крестообразно, в знак сердечного умиления. Приняв во уста от священника Тело и Кровь Христовы, причастившийся целует благоговейно край Святой Чаши, как самое ребро Христово, из которого истекла кровь Его.

По причащении мирян священник, обратившись к ним из алтаря (а архиерей - осеняя свечами), в знак приветствия их с получением Святых Даров, просит спасения им от Бога и благословения, возглашая богодухновенную молитву: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое . Народ же радостно воспевает песнь, в которой исчисляет все благодеяния, полученные от Господа: Видехом Сеет Истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную... и прочие слова.

Потом оставшиеся Святые Дары и прочие священнослужебные вещи после каждения с престола переносятся в предложение, то есть к жертвеннику. Диакон переносит на главе дискос, звездицу и покров, а священник, воздав тайно благодарение Господу словами: Благословен Бог наш , произносит вслух конец сего и возглашает, обращаясь к народу: ; с этими словами он показует Святую Чашу с Пречистыми Дарами и потом относит их на жертвенник, где диакон или, в отсутствие его, сам священник по окончании литургии потребляет их с благоговением.

Это перенесение с престола на жертвенник Святых Таин и показание их народу означает последнее явление Господа ученикам и Его преславное вознесение. Как тогда апостолы, видя возносящегося от них Господа, поклонились Ему, так и теперь верующие, когда износятся им в последний раз Святые Дары, поклоняются им, как Самому Господу. И, слыша возглашение священника: Всегда, ныне и присно, и во веки веков , как бы слово Самого Господа, сказавшего ученикам пред вознесением Своим: се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20), верующие ответствуют: Аминь , выражая этим веру в непреложное обетование Христово. После этого лик от лица причастившихся воспевает хвалу Господу, умоляя Его: Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи , и молится, чтобы Господь сохранил их во Своей святыне и дал им поучатися во весь день правде Его, в том, что праведно пред Богом, то есть в богоугодных делах.

После этого диакон возбуждает людей к всеобщему благодарению за принятие Святых Таин, говоря: Прости приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин, достойно благодарим Господа . Слова «прости приимше» означают: «с благоговением приняв Святые Тайны»; «достойно благодарим» значит: сколь велики дары, полученные нами, столь велико, сердечно должно быть благодарение наше Дароподателю. А мы приняли дар Божественный, ибо приобщились Божественного естества; дар небесный, ибо это есть хлеб, который сходит с небес и дает жизнь миру (Ин. 6, 33), как изрек Господь; дар страшный, ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор. 11,29). К этому присовокупляется прошение и о том, чтобы, восприяв достойно Святых Таин, нам сохранять их в чести, помня, какого дара мы сподобились, Кого удостоились мы принять к себе,- а для сего просим, чтобы даровано было нам от Господа провести день весь вполне благополучно, свято и безгрешно, дабы невниманием нашим не удалить от себя Небесного Посетителя душ наших.

Священник, доселе находившийся в алтаре, молился большей частью тайно, а теперь исходит на середину храма и в слух всех читает заамвонную молитву, в которой призывает Божие благословение на народ, как на достояние Божие, просит освятить любящих благолепие дома Его, даровать мир миру и всем людям, и в заключение воссылает славу, благодарение и поклонение Виновнику всякого блага, Единому Богу, во Святой Троице славимому.

Молящиеся, выразив свое участие в молитве и благодарении произнесением слова Аминь, воссылают славословие Богу: Буди имя Господне благословено отныне и до века .

После этого священник или архиерей, преподав народу последнее благословение словами: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков , возглашает славу и благодарение Христу Спасителю, говоря: Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе! Лик от лица народа, как бы подтверждая слова священника, единодушно возглашает: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу , троекратно просит милости у Господа словами Господи, помилуй и последнего благословения от священника: Благослови .

Священник, обратившись к народу, возносит моление ко Христу Спасителю, чтобы Он, не за наши грешные молитвы, а ради молитв Пречистой Своей Матери и всех святых, помиловал и спас души наши, как Благий и Человеколюбивый. Лик от лица народа возглашает многолетие государю со всем царствующим домом, церковной иерархии и всем православным христианам.

Этим заканчивается Божественная литургия.

И от нас буди слава Господу, сподобившему нас преподать, а вас - в слух и сердце приять изъяснение сей Божественной службы.


ПЕРЕНЕСЕНИЕ ЧЕСТНЫХ ДАРОВ С ЖЕРТВЕННИКА НА ПРЕСТОЛ

После приглашения оглашенным удалиться из храма, произносятся две краткие ектении и поется Херувимская песнь: "Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды)".

По-русски эта песнь читается так: "Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!" Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе - таинственно изображая или таинственно представляя из себя; животворящей - жизнь дающей; припевающе - воспевая; отложим - оставим; житейское попечение - заботу о житейском; яко да - чтобы; подымем - поднимем, прославим; дориносима - торжественно носимого, прославляемого ("дори" - слово греческое и значит копье, так что "дориносима" значит копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить ларей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, причем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми - ангельскими чинами; аллилуиа - хвала Богу.

Херувимская песнь напоминает верующим, чтобы они теперь оставили всякую мысль о житейском, представляя себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на небе, и как бы вместе с ними поют Ему трисвятую песнь - хвалу Богу. Пред Херувимской песнью открываются царские врата и диакон совершает каждение, а священник в тайной молитве просит Господа очистить его душу и сердце от совести лукавой и силою Св. Духа удостоить его принести Богу приготовленные Дары; затем священник с диаконом вполголоса трижды произносят херувимскую песнь, и оба отходят к жертвеннику для перенесения честных Даров с жертвенника на престол. Диакон, имея на левом плече "воздух" (большой покров), несет на голове дискос, а священник в руках святую чашу. Выйдя из алтаря северными дверями (пение Херувимской песни в это время прерывается на словах "отложим попечение" ), они останавливаются на амвоне и, обратившись лицом к верующим, молятся за Святейшего Патриарха, за правящего архиеререя, митрополитов, архиепископов, епископов, за священство, монашество, за создателей храма, за присутствующих православных христиан, и возвращаются чрез царские врата в алтарь; честные Дары поставляются на престол на развернутом антиминсе и покрываются "воздухом", после чего царские врата затворяются и закрываются завесой; певчие же тем временем заканчивают Херувимскую песнь. Перенесение Даров с жертвенника на престол называется великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть. Верующие в это время должны стоять с наклоненною головою и молить Господа помянуть их и всех близких к ним во Царствии Его; при словах же священника "Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог..." нужно вполголоса сказать: "и священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков".


ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ К ОСВЯЩЕНИЮ ЧЕСТНЫХ ДАРОВ

После великого входа следует приготовление верующих к достойному присутствию при освящении приготовленных Даров. Оно начинается просительной ектенией "Исполним молитву нашу Господеви" о "предложенных честных Дарех" , чтобы они были угодны Господу, о чем в то же время втайне молится священник, и чтобы Господь освятил их Своею благодатию. Далее мы просим у Господа помощи провести весь день ("дне всего" ) в совершенстве, то есть свято, мирно и без греха; послать нам Ангела хранителя, верно наставляющего на путь истины и добра и охраняющего наши души и тела от всякого зла; просим простить ("прощения" ) и забыть ("оставления" ) наши случайные грехи и часто повторяемые прегрешения; даровать нам все доброе и полезное для души (а не то, что услаждает наши пагубные страсти и чего мы часто желаем); и чтобы люди ("мир" ) жили и трудились в мире между собой (а не во вражде и взаимноуничтожающей борьбе); и чтобы мы провели остаток жизни нашей ("прочее время живота нашего" ) в мире с ближними и со своею совестью и, в сокрушении ("покаянии" ) о содеянных грехах; сподобились христианской кончины, то есть исповедавшись и приобщившись Святых Таин Христовых. Мы просим кончины безболезненной, непостыдной, так как бывают случаи смерти, постыдной для христианина, например, от пьянства, самоубийства, драки и другое. Мы просим кончины мирной, то есть в душевном мире и примирении с ближними. И чтобы Господь удостоил нас дать добрый, безбоязненный ответ на Страшном суде Его. Для достойного присутствия при совершении таинства необходимы: мир душевный, взаимная любовь и всех объединяющая истинная (православная) вера. Поэтому после просительной ектении священник, благословляя народ, говорит: "Мир всем!" Молящиеся выражают тут же такое же пожелание и его душе ("и духови твоему" ). Затем возглашается: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы" , на что певчие поют: "Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и нераздельную". Этим показывается, Кого следует так единомысленно исповедать (признавать). За следующим возгласом "Двери, двери! Премудростию вонмем!" поется (или читается) Символ веры , в котором кратко, но исчерпывающе точно, излагается наша вера во Святую Троицу и другие главные истины Православной Церкви. При этом завеса на царских вратах отодвигается и "воздух" с честных Даров снимается. Слова "Двери, двери!" в древности напоминали придверникам лучше смотреть за дверями храма и не впускать в него оглашенных и неверующих; теперь этими словами напоминается верующим затворить двери своей души для посторонних мыслей, а словами "Премудростию вонмем" указывается, чтобы мы были внимательны к премудрым истинам православной веры, изложенным в Символе веры.

С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания Литургии. Насколько предосудительно нарушать это требование, видно из 9-го апостольского правила: "Всех верных, входящих в церковь... и не пребывающих на молитве до конца, как бесчиние в церкви производящих, подобает отлучать от общения церковного". После Символа веры возгласом "Станем (будем стоять) добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити" обращается внимание верующих на то, что наступило время приносить "святое возношение" или жертву, то есть совершать святое таинство Евхаристии, и с этого момента надлежит стоять с особенным благоговением. В ответ на этот возглас поется: "Милость мира, жертву хваления" , то есть будем приносить с благодарностью за даруемую нам свыше милость небесного мира единственно доступную нам жертву хваления. Священник благословляет верующих словами: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога и Отца и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами" , и, призывая к благоговейному предстоянию, возглашает: "горе имеим сердца" , то есть будем иметь сердца устремленными вверх - к Богу. На это певчие от лица молящихся благоговейно отвечают: "Имамы ко Господу" , то есть мы уже имеем сердца устремленными ко Господу.


ОСВЯЩЕНИЕ (ПРЕСУЩЕСТВЛЕНИЕ) ДАРОВ

Совершение святого таинства Причащения составляет главнейшую часть Литургии. Оно начинается словами священника "Благодарим Господа!" Верующие выражают свою благодарность Господу за все Его милости поклонением Ему, а певчие поют: "Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней". Священник в это время в тайной молитве, называемой евхаристическою (благодарственною), прославляет бесконечные совершенства Божии, благодарит Господа за сотворение и искупление человека и за все Его милости, известные нам и неизвестные, и за то, что Он удостаивает принимать от нас эту бескровную Жертву, хотя Ему предстоят высшие существа - Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы, "победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще". Последние слова священник произносит вслух, а певцы восполняют, воспевая песнь, которую взывают Ангелы: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь Сил небесных), исполнь (наполнены) небо и земля славы Твоея" . К этой песни, называемой серафимскою , певцы присоединяют восклицания, которыми народ приветствовал вход Господень в Иерусалим: "Осанна (еврейское благожелание: спаси, помоги Бог!) в вышних! (в небесах) благословен грядый (идущий) во имя (во славу) Господне, осанна в вышних!" Слова "победную песнь поюще..." взяты из видений пророка Иезекииля (Иез. 1, 4-24) и апостола Иоанна Богослова (Откр. 4, 6-8); они в откровении видели престол Божий, окруженный Ангелами в образе орла (поюще), тельца (вопиюще), льва (взывающе) и человека (глаголюще), которые беспрерывно восклицали: "Свят, Свят, Свят Господь Бог" .

Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, вспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил таинство причащения, произносит вслух слова Спасителя: "Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов" и "Пийте от нея вси, сия (эта) есть Кровь Моя Новаго Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов" . После этого священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие и вслух произносит: "Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся" (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии).

Певчие протяжно поют: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молимтися, Боже наш" , а священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Духа Святого на предстоящих людей и на предложенные Дары, чтобы Он освятил их. Затем вполголоса он читает тропарь 3 часа: "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихтися" . Диакон произносит двенадцатый стих 50 псалма: "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей" . Священник опять читает тропарь 3 часа, диакон произносит тринадцатый стих 50 псалма: "Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене" . Священник третий раз читает тропарь 3 часа. Благословляя Святой Агнец (на дискосе), он говорит: "И сотвори убо хлеб сей - честное Тело Христа Твоего" . Благословляя вино (в Святой Чаше), он говорит: "А еже в чаши сей - честную Кровь Христа Твоего" . Диакон по каждом возгласе говорит: "Аминь" . Наконец, благословляя хлеб и вино вместе, священник говорит: "Преложив Духом Твоим Святым" . Диакон же трижды говорит: "Аминь, аминь, аминь" . В эти великие и святые минуты хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Священник делает пред Святыми Дарами земной поклон как Самому Царю и Богу. Это - самый важный момент Литургии.

По освящении Святых Даров священник в тайной молитве просит Господа, чтобы причащающимся Святые Дары послу жили "во трезвение души (т. е. укреплением во всяком добром деле), во оставление грехов, в приобщение Св. Духа, во исполнение (получение) Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе (т. е. чтобы дали право обращаться к Господу со всеми нуждами), не в суд или во осуждение" , и вспоминает тех, за кого принесена эта Жертва: Св. Дары приносятся Господу Богу, как благодарственная Жертва за всех святых. В особенности же ("изрядно" ) вспоминает священник Пресвятую Деву Марию, а потому громко произносит: "Изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии" , на что верующие отвечают хвалебною песнью в честь Божией Матери: "Достойно есть..." (В св. Пасху и во все двунадесятые праздники (до отдания их), вместо "Достойно есть" поется в честь Божией Матери задостойник , т. е. 9-й ирмос праздничного канона с соответствующим припевом). Священник тем временем тайно молится за усопших и, переходя к молитве за живых, вслух: "в первых помяни, Господи, Великого Господина..." , поминая высшую церковную иерархию. Верующие отвечают: "И всех и вся" , то есть помяни, Господи, всех верующих. Молитва за живых оканчивается возгласом священника "И даждь нам единеми усты и единем сердцем (единодушно) славити и воспевати пречестное (славное), и великолепое (величественное) имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков" и благословением его, преподаваемым всем присутствующим в храме: "И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами" .


ПРИГОТОВЛЕНИЕ ВЕРУЮЩИХ К ПРИЧАЩЕНИЮ

Оно начинается просительной ектенией: "Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся" , то есть помянув всех святых, опять и опять помолимся Господу "о принесенных и освященных честных Дарех" , чтобы (яко да ) Человеколюбец Бог наш, приняв их (прием я ) во святый, пренебесный и духовный (мысленный ) Свой жертвенник как духовное благоухание, как приятную Ему жертву (в воню благоухания духовнаго ), ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа. Далее следуют обычные прошения просительной ектений, которая оканчивается возгласом священника "И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (смело, как дети просят отца) неосужденно смети (осмелиться) призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати" . Поется молитва Господня "Отче наш" . Хорошо делают настоятели, когда все присутствующие приглашаются петь эту молитву. Далее следуют преподание мира и преклонение глав, во время которого священник молит Господа освятить верующих и сподобить их неосужденно причаститься Святых Таин. В это время диакон, стоя на амвоне, крестообразно опоясуется орарем для того, чтобы, во-первых, беспрепятственно служить священнику во время причащения, и во-вторых, выразить свое благоговение к Святым Дарам в подражание Серафимам, которые, окружая престол Божий, закрывали лица свои крылами (Ис. 6, 2-3). При возгласе диакона "Вонмем!" завеса задергивается, и священник, поднимая над дискосом Святый Агнец, громко возглашает: "Святая - святым" . Это означает: Святые Дары могут быть преподаны только "святым", то есть верующим, которые освятили себя молитвою, постом, таинством покаяния (исповеди). Сознавая свое недостоинство, певчие от лица верующих возглашают: "Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь" .


ПРИЧАЩЕНИЕ

Первыми причащаются в алтаре священнослужители. Священник раздробляет Святой Агнец на четыре части, причащается сам и преподает Святые Тайны диакону. Части для причащения мирян по причащении священнослужителей опускаются в потир. Во время приобщения священнослужителей поется стих, называемый "причастным" , а затем поется какое-либо песнопение или читаются молитвы перед причащением. Открываются царские врата для причащения верующих мирян, и диакон, имея в руках святую чашу, произносит: "Со страхом Божиим и верою приступите" . Открытие царских врат в это время напоминает открытие гроба Спасителя, а вынос Святых Даров - явление Иисуса Христа по воскресении. Преклоняясь пред святой чашей, как пред Самим воскресшим Спасителем, певчие от лица верующих поют: "Благословен грядый во имя Господне; Бог Господь и явися (явился) нам" . Причащающиеся миряне, "со страхом Божиим и верою" приступая к святой чаше с предварительным поклоном, повторяют вполголоса произносимую священником молитву пред причащением "Верую, Господи, и исповедую..." , в которой исповедуют свою веру в Иисуса Христа, как Сына Божия, Спасителя грешных, веру в Таинство Причащения, в котором под видом хлеба и вина принимают истинное Тело и истинную Кровь Христову, как залог вечной жизни и таинственного общения с Ним; и просят Его удостоить их неосужденно причаститься Святых Таин во оставление грехов, обещая не только не изменять Христу, не быть Иудою-предателем, но и среди жизненных страданий, подобно благоразумному разбойнику, твердо и смело исповедовать свою веру. Сделав земной поклон, верующие для принятия Святых Таин поднимаются на амвон. Раньше этого времени ради порядка и благоговения к святыне не следует сходить со своего места; и совершенно недопустимо при этом стеснение других и желание в числе первых причаститься; каждый должен помнить, что он первый есть только грешник. Крестообразно сложив руки на груди подходят причащающиеся к царским вратам, не делая крестного знамения пред святой чашей, которую по причащении лобызают также не крестясь, чтобы не толкнуть святой чаши.

По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя "Не препятствуйте детям приходить ко Мне" и "пийте от нея вси" в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста).

По причащении верующие принимают теплоту, то есть церковное вино, смешанное с водою, чтобы не осталась во рту хотя малейшая частица Святых Даров. По причащении мирян, священник опускает в святую чашу все частицы, которые были вынуты из служебных и принесенных просфор, с молитвою, чтобы Господь Своею Кровию и молитвами святых очистил грехи всех, за кого были вынуты частицы. Затем он благословляет верующих словами "Спаси, Боже, люди Твоя (верующих в Тебя) и благослови достояние Твое" (собственность Твою, Церковь Христову). В ответ на это поют: "Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную; Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть" . Содержание этой песни: мы увидели истинный свет, так как, омыв грехи свои в таинстве крещения, называемся уже сынами Божиими по благодати (милости), сынами света, получили Святого Духа чрез святое миропомазание, исповедуем истинную (православную) веру, поклоняемся Нераздельной Троице, потому что Она спасла нас ("Та бо нас спасла есть" ). Диакон, взяв из рук священника дискос, переносит его на жертвенник, а священник, взяв святую чашу и благословляя ею молящихся, возглашает "Всегда, ныне и присно, и во веки веков" , и относит ее на жертвенник. Это последнее явление Святых Даров верующим, перенесение их на жертвенник и возглас священника напоминают нам вознесение Господа Иисуса Христа на небо и обещание Его пребывать в Церкви "во вся дни до скончания века" (Мф. 28, 20).


БЛАГОДАРЕНИЕ ЗА ПРИЧАЩЕНИЕ И ОТПУСТ

Поклоняясь Святым Дарам в последний раз как Самому Господу Иисусу Христу, верующие благодарят Господа за причащение Святых Таин. Певчие поют благодарственную песнь: "Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа" . То есть, восхваляя Господа за то, что Он удостаивает нас причащаться Божественных, Бессмертных и Животворящих Таин, просим Его сохранить нас в святости, полученной в таинстве причащения, весь день поучаться правде Божией. После этого диакон произносит краткую ектению "Прости, приимше Божественных... Христовых Таин..." (с благоговением причастившись), призывающую "достойно благодарить Господа" . Испросив Его помощи провести этот день свято, мирно, безгрешно, он приглашает предать себя и жизнь свою Христу Богу. Священник, сложив антиминс и полагая на него Евангелие, возглашает: "Яко Ты еси освящение наше и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков" и прибавляет: "С миром изыдем" , этим показывая, что Литургия кончается и что из храма нужно выходить мирно, в мире со всеми. Певцы от лица всех поют: "О имени Господни" , то есть выйдем с благословения Господня. Священник выходит к молящимся за амвон и читает заамвонную молитву , в которой еще раз просит Господа спасти людей Своих и благословить достояние Свое, освятить любящих благолепие (красоту) храма, не оставить Своими милостями всех уповающих (надеющихся) на Него, даровать мир миру (вселенной), священникам, верным правителям и всем людям. Эта молитва представляет собою сокращение всех ектений, произносимых за Божественной Литургией. По окончании заамвонной молитвы верующие предают себя воле Божией молитвою праведного Иова: "Буди имя Господне благословенно отныне и до века" . Чаще всего именно в это время для духовного просвещения и назидания произносится пастырская проповедь, в основу которой полагается Слово Божие. Затем священник, в последний раз благословляя верующих, произносит: "Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков" и воздает благодарение Богу: "Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе!" Обратясь к народу и имея в руке напрестольный крест, осенив себя крестным знамением, что должны сделать и все присутствующие, священник произносит отпуст: "Христос, истинный Бог наш..." В отпусте священник, вспоминая молитвы за нас Божией Матери, апостолов, храмового святого, святых, память которых празднуем в этот день, праведных Богоотец Иоакима и Анны (родителей Божией Матери) и всех святых, выражает надежду, что Христос, истинный Бог наш, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец; тут же он дает крест верующим для лобызания. Каждый верующий христианин, не спеша и не стесняя других, в порядке известной очереди, должен поцеловать крест, чтобы крестным целованием засвидетельствовать свою верность Спасителю, в воспоминание Которого была совершена Божественная Литургия. Хор в это время поет молитву о сохранении на многие лета Святейшего Патриарха, правящего архиерея, прихожан храма и всех православных христиан.

Придают исключительное значение Божьему Имени ИЕГОВА (ЙХВХ). Они утверждают, что данное имя является единственным священным именем Бога. Все остальные наименования, такие как Всемогущий, Всевышний, Господь, Саваоф, являются лишь титулами. Причем титулы понимаются ими как некие ярлыки, а Имя как выражение Его сущности.

Однако само понятие «титул» в Библии не встречается. Что есть титул? Это почетное звание, наследственное или присваиваемое лицам для подчёркивания их особого, привилегированного положения. Титул неразрывно связан со статусом. В принципе он ничего не говорит о сущности его носителя.

Простой анализ Ветхого Завета дает нам три ярких примера, показывающих, что для Моисея и пророков именем Всевышнего было не только четырехбуквенное ЙХВХ. Так, в Исх. 34:14 мы читаем: «Ты не должен кланяться другому богу, так как Иегова, чьё имя Ревнивый, - он ревнивый Бог» (ПНМ). Итак, имя Бога – Ревнитель. Другой пример: «Итак, переселю вас далее Дамаска, говорит Иегова; имя Его Бог воинств » (Ам.5:27, ПАМ) . Здесь встречаем еще одно имя – Бог воинств (Саваоф). Обратимся к пророку Исайе: «ты, Иегова, наш Отец. Твоё имя с древних времён - наш Выкупающий» (Исаия 63:16, ПНМ). А здесь Богу усваивается другое имя – Искупитель. Таким образом, в сознании ветхозаветных авторов все эпитеты, описывающие свойства сущности Бога, есть Его имена. Причем, как древняя иудейская, так и классическая христианская традиции единогласна в этом вопросе. Бл. Иероним Стридонский, древний переводчик ВЗ и ученый-гебраист, свидетельствовал о том, что древние иудеи выделяли десять основных имен Божьих: Эль (Бог в ед. числе), Элохим (Бог во мн. числе), Саваоф, Элион (Всевышний), Йэхьйе (Я стану/Я есть), Адонаи (Господь), Йах, ЙХВХ и Шаддай (Всемогущий) . Свидетельство Иеронима подтвреждаетсятрактатом Мишны под названием «Авот рабби Нафана» (гл.24,28).

Имена в библейском ветхозаветном миропонимании были неразрывно связаны с сущностью или предназначением его обладателя. Так, мы встречаем неоднократные упоминания переименования библейских героев с целью подчеркивания их нового качества. Например: «И отныне ты не будешь называться Аврамом [евр. «отец величия»]; но да будет тебе имя: Авраам [евр. «отец множества»]; ибо Я делаю тебя отцем множества народов» (Быт.17:5). Поскольку Бог обладает множеством свойств, он имеет не одно имя. Однако наиболее возвышенным и глубоким все же является четырехбуквенное имя ЙХВХ, динамически указывающее на непреходящее бытие и универсальность его Личности. Но утверждать, будто это имя единственное, просто неверно. Никакое имя не может дать абсолютного описания неизреченной сущности и личности Бога. В этом контексте и говорит Иустин Мученик: «никто не может сказать имя неизреченного Бога; если же кто и осмелился бы сказать, что оно есть, тот показал бы ужасное безумие» .

Особо интересно отметить причину того, почему четырехбуквенное имя ЙХВХ появляется только во 2 главе книги Бытия (2:4). До этого места последовательно употребляется имя Элохим, Бог. Этот факт не мог не обратить на себя внимание со стороны иудейских мудрецов, комментирующих Тору. Согласно их объяснению во второй главе Бытия человек выходит на первый план и потому там упоминается имя ЙХВХ, которое связывается с милостью. Первая же глава акцентирует внимание на творческих процессах мироздания и потому употребляется имя Элохим, связываемое со справедливостью. Таким образом, в зависимости от подчеркивания свойств Бога меняется и употребления Его имен.

Иисус Христос - Кύριος

Тема имен Божьих неразрывно связана с вопросом многочисленных употреблений этих имен применительно к Иисусу Христу в Новом Завете. Для одних – это несомненное указание на равенство воплотившегося Сына Богу Отцу. Для других – лишь указание на высокое положение Христа и его роль как представителя Бога.

Проводимое различие между именем и титулом позволяет свидетелям Иеговы нивелировать значение ветхозаветных имен Божьих усвояемых Иисусу Христу в Новом Завете, как например, Бог, Спаситель, Первый и Последний, Сильный Бог, Господь, Царь, Судья, Искупитель и т.д. Так как титул не выражает свойство сущности, эти эпитеты не делают Сына равным Отцу. Однако выше мы увидели, что библейскому языку не знакомо понятие титула.

Эти детали крайне важно учитывать при толковании следующей части речи, где ап. Павел говорит об Отце как о единственном Боге и об Иисусе Христе как о единственном Господе. Свидетели Иеговы считают, что этими словами апостол противопоставляет Христа Богу. Однако контекст показывает, что противопоставление делается не между Богом и Иисусом, а между ними и языческими богами-господами. Следуя их логике, придется заключить, что раз Иисус Христос единственный Господь, значит, Бог Отец Господом не является!

Древний толкователь Феодорит Киррский так обращал внимание на этот момент: «Здесь достойна удивления мудрость апостольская. Ибо в сказанном выше, показав, что наименованию: Бог, наименование: Господь равносильно (в словах: богов много и господ много), теперь Апостол разделил сии наименования и одно положил к Отцу, а другое к Сыну, врачуя тем немощь коринфян (то есть, возводя их к познанию равенства Отца и Сына)» .

Так, что же понимали первые христиане под словом Господь? Как бы ни хотелось свидетелям Иеговы , но все имеющиеся данные указывают на то, что в I веке иудеи не произносили вслух присутствующее в тексте четырехбуквенное имя ЙХВХ, заменяя его при чтении и общении именем Господь (евр. Адон, арам. Марэ и греч. Кириос). В сознании иудея, будь то палестинского или грекоговорящего, имя Господь было равнозначным синонимом или заменителем имени ЙХВХ. Как показывает авторитетный исследователь и библеист Joseph A. Fitzmyer на основании свидетельств из кумранских рукописей, Иосифа Флавия, Филона Александрийского и второканонических книг, обращение Господь по отношению к ЙХВХ в I веке было обычным как на иврите и арамейском, так и на греческом языках .

Поэтому когда прозелит или иудей слышал такие слова как: «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 12:3) или «если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим.10:9), он делал однозначный вывод: Иисус Христос является в высшем смысле Божественной Личностью, равной ЙХВХ, но при этом он не Авва (Отец). Безусловно, христиане из язычников усвоили от них аналогичное понимание. Экзегет и библеист R.C.H Lenksy отмечает: «Употребление титула Κύριος применительно и к богам и к императорам (как показывает Дайсман в книге Light from the Ancient East , стр. 353–361) многое проясняет, и Павел, несомненно, упомянул этот эпитет, потому что он было широко распространен в языческом мире» (Lenski"s Commentary on the New Testament (LCNT), 12 vol., Commentary on 1 Cor.). Напомним, что императорам в античном мире оказывалось именно религиозное почитание, которое отказывались воздавать ранние христиане. Следовательно, противопоставление истинного Господа «так называемым господам» указывает как раз на религиозное почитание Христа.

Сделанные нами выводы подтверждает еще одного утверждение ап. Павла: «ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1Кор.2:8). Можно ли сомневаться в том, что когда иудей слышал эти слова, ему на ум не приходил бы текст из псалма, относящегося к ЙХВХ: «Кто сей Царь славы? - Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани» (Пс.23:8). Термин «Господь славы» многократно используется в известной апокрифической книге 1 Еноха (из которой взята цитата в Иуды 14,15) применительно к Всевышнему: «будут прославлять Господа славы, вечного Царя» (1 Ен. 5:41), «воссядет Святый и Великий, Господь славы, вечный Царь» (1 Ен. 5:28).

Теперь мы пришли к главному вопросу: может ли Отец дать другому то, что принадлежит исключительно ему самому? Может ли он дать свою славу другому? Нет, говорит Он: «не дам славы Моей иному» (Ис. 42:8). Но Иисус Христос говорит: «Отче Святой, соблюди их во имя Твое, которое Ты дал Мне , чтобы они были едино, как Мы» (Ин. 17:11, ПЕК). Если Отец дает Сыну свое имя, значит он не иной. Справедливо замечает Иоанн Златоуст: "Было бы крайне дерзновенно принадлежащее естеству, ни с чем несравнимому, относить к естеству меньшему и подчиненному" . Отец может разделять славу и власть лишь с равным себе поэтому религиозное поклонение Сыну восходит все равно к Отцу: «чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус Христос - Господь, во славу Бога Отца» (Фил.2:10,11). Здесь ап. Павел цитирует Ис. 45:23 по Септуагинте. Эту же цитату он приводит и в Рим. 14:11 «Ибо написано: Живу Я, говорит Господь: предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык исповедает Бога» (Рим.14:11). Как у Исайи, так и у Павла, цитата относиться к поклонению и исповеданию Бога. Но в Фил. 2:10,11 цитата применяется им же по отношению к Христу. Следовательно, Павел либо не понимает Ветхий Завет, либо провозглашает Иисуса Христа истинным Богом.



В ПНМ знаки препинания и порядок слов намеренно изменены: «И я отправлю вас в изгнание за Дамаск“,- говорит тот, чьё имя Иегова, Бог воинств ».

«To Advance The Gospel. New Testament Studies. Second Edition». Grand Rapids, Michigan / Cambridge, U.K.1998. P.222,223.

Литургия верных - третья, самая важная часть литургии, на которой Св. Дары, приготовленные на проскомидии, силою и действием Святого Духа пресуществляются в Тело и Кровь Христовы и возносятся в спасительную для людей жертву Богу Отцу, а затем преподаются верующим для причащения. Эта часть литургии получила название оттого, что присутствовать при ее совершении и приступать к причащению Св. Тайн могут только верные, то есть лица, принявшие православную веру через Св. Крещение и оставшиеся верными обетам, данным при Св. Крещении.

На литургии верных воспоминаются страдания Господа Иисуса Христа, Его смерть, погребение, Воскресение, Вознесение на небо, седение одесную Бога Отца и второе славное пришествие на землю.

В состав этой части литургии входят важнейшие священнодействия:

  1. Перенесение Честных Даров с жертвенника на престол, приготовление верующих молитвенному участию при совершении Бескровной Жертвы.
  2. Самое совершение Таинства, с молитвенным воспоминанием членов Церкви Небесной и земной.
  3. Приготовление к причащению и причащение священнослужителей и мирян.
  4. Благодарение за причащение и благословение на исход из храма (отпуст).

Ектении />

Диакон от лица верных произносит две ектении:

Диакон:

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Премудрость.

Иерей: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Готовится кадило, зажигаются понамарская свеча.

Диакон: Паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О мире всего мира, благостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон:

Хор: Господи, помилуй.

Диакон:

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Диакон: Премудрость.

Иерей: Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

(отверзаются царские врата.)

Подаётся кадило. Алтарник становится на горнем месте так, чтобы не мешать каждению. Когда каждение закончится и дьякон зайдёт в алтарь, синхронно крестится и кланяется со священнослужителями, на третий раз кланяется как обычно (горнее место, священник) и проходит к северным вратам. По сигналу священника открывает дверь и выходит как обычно к аналою. Стоит перед аналоем до тех пор пока не закроются Царские врата. По обычаю заходит в Алтарь .

Хор: Аминь, и поет Херувимскую песнь

Херувимская песнь />

Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение…

Великий вход />

Диакон и иерей, взяв Святые Дары, выходят из алтаря на солею.

Диакон: (имярек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя епархиального архиерея), да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Иерей: Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

[ Вместо Херувимской на литургии в Великий четверг поется «Вечери Твоея Тайныя…», а в Великую субботу - «Да молчит всякая плоть…» (эти песнопения приведены в главе «Песнопения из служб Триоди постной»).]

Режутся просфоры для причастников .

Просительная ектения />

Диакон: Исполним молитву нашу Господеви.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О предложенных честных Дарех Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон:

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшном Судищи Христове просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Щедротами Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы.

Хор: Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущую и Нераздельную.

Диакон: Двери, двери, премудростию вонмем. (Открывается завеса царских врат.)

Ставится кипятиться чайник.

Символ веры />

Хор (или все молящиеся):

  1. Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
  2. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
  3. Нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
  5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
  6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
  8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
  9. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
  10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
  11. Чаю воскресения мертвых,
  12. и жизни будущаго века. Аминь.

Евхаристический канон. />

Диакон: Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити.

Хор: Милость мира, Жертву хваления.

Иерей: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа, буди со всеми вами.

Хор: И со духом твоим.

Иерей: Горе имеим сердца.

Хор: Имамы ко Господу.

Иерей: Благодарим Господа.

Хор: Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущной и Нераздельней.

Иерей: Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще:

Хор: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних.

Иерей: Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.

Хор: Аминь.

Иерей: Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов.

Хор: Аминь.

(На литургии св. Василия Великого последние возгласа иерея начинаются словами: «Даде святым Своим учеником и апостолом, рек:».)

Иерей: Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся. Готовится кадило .

Хор: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся. Боже наш. Подаётся кадило во время «Тебе поем…», после слов священника в алтаре «Приложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь.»

Иерей: Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

Хор: Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

[В двунадесятые праздники и их попразднства вместо «Достойно…» поется припев и ирмос 9-й песни праздничного канона, так называемый «задостойник». В Великий четверг поется ирмос 9-й песни «Странствия Владычня…», в Великую субботу - «Не рыдай Мене, Мати…», в Неделю ваий - «Бог Господь…» (эти песнопения приведены в главах «Песнопения из служб Триоди постной» и «Песнопения из служб Триоди цветной»).

Если же литургия св. Василия Великого, вместо «Достойно…» поем:

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш; ложесна бо Твоя престол сотвори и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе. ]

Иерей: В первых помяни Господи, Великаго Господина и Отца нашего (имярек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя епархиального епископа) , ихже даруй святым Твоим Церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоей истины.

Хор: И всех и вся.

Иерей: И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.

Хор: И со духом твоим.

Готовится чаша для теплоты и плат для причастия .

Ектения просительная />

Диакон: Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О принесенных и освященных Честных Дарех, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: О избавится нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Добрых и полезных душам нашим и мира мирови, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати:

Отче наш />

Хор (или все молящиеся): Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Иерей: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава. Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Главы ваша Господеви приклоните.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

(Закрываются царские врата и завеса)

Диакон: Вонмем.

Подносится теплота.

Иерей: Святая святым.

Хор: Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

Причащение священнослужителей />

В алтаре причащаются священнослужители.

Хор поет назначенный в этот день церковным Уставом причастен - стих, оканчивающихся троекратным «Аллилуиа». Причастнов может быть назначено два, однако «Аллилуия» поется только после второго.

Причастны />

Во время причастных выносится понамарская свеча и ставится перед Царскими вратами. Затем выносятся запивка и просфоры для причастников.

В воскресенье: Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

В понедельник: Творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный.

Во вторник:

В среду: Чашу спасения прииму и Имя Господне призову.

В четверг: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.

В пятницу: Спасение соделал еси посреде земли, Боже.

В субботу: Радуйтеся, праведнии, о Господе, правым подобает похвала.

Заупокойный: Блажени, яже избрал и приял еси, Господи, и память их в род и род.

В праздники Богородицы: Чашу спасения прииму и Имя Господне призову.

В праздники апостолов: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их.

В дни памяти святых: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится.

Забирается свеча .

Открываются царские врата. Диакон, вынося Святую Чашу, возглашает: Со страхом Божиим и верою приступите!

(Передает Чашу иерею.)

Хор: Благословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам.

[В пасхальную седмицу вместо этого поется «Христос воскресе…».]

Иерей (и с ним все, желающие причаститься): Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко Cие есть самое Пречистое Тело Твое, и сия есть самая Честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися Пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов, и в Жизнь Вечную. Аминь.

Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твом тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Ииуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твом.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.

Причащение мирян />

Причащая мирян, иерей говорит: Причащается раб Божий (имя) Честнаго и Святаго Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в Жизнь Вечную.

Хор (во время причащения) : Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите.

[В Великий четверг вместо этого поется «Вечери Твоея тайныя…» (это песнопение приведено в главе «Песнопения из служб Триоди постной»); в пасхальную седмицу - «Христос воскресе…».]

Иерей: Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое.

Подносится кадило в алтаре.

Хор: Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть.

[Вместо «Видехом свет истинный…» от Пасхи до отдания поется «Христос воскресе…»; от Вознесения до отдания - тропарь Вознесения (эти песнопения приведены в главе «Песнопения из служб Триоди цветной»); в Троицкую родительскую субботу - «Глубиною мудрости…» (этот тропарь приведен в главе «Песнопения из служб Триоди цветной», в службе мясопустной родительской субботы).]

Иерей: Всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь. Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися Святым Твоим, Божественным, Безсмертным и Животворящим Тайнам; соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

[В Великий четверг вместо «Да исполнятся…» поется «Вечери Твоея тайныя…» (это песнопение приведено в главе «Песнопения из служб Триоди постной»); в пасхальную седмицу - «Христос воскресе…».]

Ектения />

Диакон: Про́сти приимше Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Тайн, достойно благодарим Господа.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: День весь совершен, свят, мирен и безгрешен испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Иерей: Яко Ты еси Освящение наше, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков,

Хор: Аминь.

Иерей: С миром изыдем.

Хор: О имени Господни.

Диакон: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Молитва заамвонная />

Иерей (стоя пред амвоном): Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоему. Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою и не остави нас, уповающих на Тя. Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, воинству и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов. И Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь. Буди Имя Господне благословено отныне и до века. (Tрижды)

Псалом 33 />

Хор: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя. Да услышат кротции, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем Имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите, и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидийте, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо, взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающий на Него.

[На пасхальной седмице вместо этого поется «Христос воскресе…».]

Иерей: Благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь.

Иерей: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

[На Пасху, в пасхальную седмицу и в отдание Пасхи вместо «Слава Тебе, Христе Боже…» священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а хор заканчивает: «и сущим во гробех живот даровав».

От Недели о Фоме до отдания Пасхи священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, Слава Тебе», а хор поет «Христос воскресе…» (Трижды).]

Хор: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Хор: Господи, помилуй (Трижды).

Хор: Благослови.

Отпуст />

Иерей произносит отпуст. В воскресенье: Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго (или: св. Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския), и святаго (храма и святого, которого память в этот день), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

Многолетие />

Хор: Великаго Господина и Отца нашего (имярек) , Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (епархиальный титул его), богохранимую державу нашу Российскую, настоятеля, братию и прихожан святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета.

По обычаю, перед отпустом священник берет крест с престола и после отпуста, осенив крестом народ и сам поцеловав крест, дает его для целования молящимся, а чтец читает благодарственные молитвы; затем священник опять осеняет крестом народ и возвращается в алтарь, причем царские врата и завеса закрываются.

Алтарники убираются в алтаре, чистят кадило и готовятся к вечернему Богослужению.

Прославление Иисуса Христа

В заключительной части учение о кеносисе апостол Павел указывает на должное прославление Сына, претерпевшего истощаниие уничижение: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, да перед именем Иисуса приклонится всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос во славу Бога Отца» (Флп. 2,9-11).

Воскресение это еще один этап спасительного действия Слова, Которое снизошло к человеческой немощи. «Слава преображает все человеческое во Христе, включая и тело; и это человеческое Христа получает сияние Славы, восходя ко Отца - Богу, как и Сам Христос» Субири Ксавьер. Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла //Человек. - М., 2001,

№1, 58. 99.. В другом послании апостол Павел говорит утвердительно: «Сидит одесную Бога» (Кол. 3,1). Интересно, что Слава выражена апостолом в даровании Ему нового имени. Это было естественно и для Ветхого Завета, например, случай с Авраамом и Иаковом. Но какое же новое имя мог получить Создатель всей Вселенной?

Вот какие имена перечисляет Милитон Сардийский в своем творении «о Пасхе»:

«Который есть все:

Поскольку Он судит - Закон;

Поскольку учит - Слово;

Поскольку спасает - Благодать;

Поскольку рождает - Отец;

Поскольку рождается - Сын;

Поскольку страдает - Овча;

Поскольку погребается - Человек;

Поскольку воскресает - Бог

Сей есть Иисус Христос» Свт. Миллитон Сардийский О Пасхе. / Сочинения Древних Христианских Апологетов. - СПб.,1999, 522..

«Имя это - Сын, - говорит святой Феофилакт Болгарский, - имя это Бог; потому что Сей Человек есть Сын Божий, как и Архангел сказал: «И рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк.1:35)» Феофилакт Болгарский, бл. «Благовестник» - М., 2002. Т3, 512..

Очевидно имя это было в первую очередь новым для всей разумной твари, ради которой Он и мучился и умирал. «Новое имя - Господь, (греч. «кириос»), которым в Септуагинте переведено имя Ягве. («Кириос» - официальный титул римских императоров) «Это имя было на устах Петра после чуда Пятидесятницы» Уляхин Валентин свящ. Священное Писание Нового завета. Апостол./ Православный Свято - Тихоновский Гуманитарный Университет. - М., 2006, 133.. «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом (кириос) и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2,36).

Святитель Григорий Нисский объясняет: «Божественная природа не может быть объята именем, между тем через растворение два стали одним. Потому и Бог именуется от человеческого [естества заимствованным именем] - ибо перед именем Иисуса преклонится всякое колено - и человек становится превыше всякого имени» Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I - VIII вв. Новый Завет. Том VIII: Послания к Галатам, Ефесянам, Филиппийцам/ Пер. с англ., греч., лат., сир. Под ред. Марка Дж. Эдвардса / Русское изание под ред. К.К. Гаврилкина. - Тверь, «Герменевтика», 2005, 281.. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием Воскресения. (Рим.6, 4-5). Облечься во Христа через подражание Ему в смирении, значит ожидать встречи с Господом, как и апостол Павел ожидал, произнося: «…для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Флп.: 1,21). Характер соработничества в деле спасения, основанный на свободной воле человека, предполагает встречу кеносиса Господа Иисуса Христа с личным кеносисом падшего творения. В этом у апостола Павла раскрывается антиномия актуальной и потенциальной сотериологии. «Отныне и в самих бренных наших телесах Христос может жить и действовать, изменять их и делать Своими членами. Но с другой стороны - наше спасение мы только ожидаем, поскольку лишь во втором пришествии Дух, Которого мы получили, приняв Христа… в полной мере восстановит в нас Его сияющий образ. И в этом возрождении всего человека преобразится дух, душа и тело, через что мы стяжаем и полное подобие Богу, т.е. станем Богами по благодати» Польсков Константин, диакон. Исполнение и чаяние. Об одной из сторон богословия Апостола Павла.// Богословский Сборник. - М., 1999. выпуск III, 68.. Апостол Павел знал по своему личному опыту, как надежно полагаться на Божественную силу Христа. «В объективности своего жизненного опыта он был удостоверен Самим Господом, который сказал Ему: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2Кор, 12:9-10)» Гумилёвский И. прот. Учение Святого Апостола Павла о душевном и духовном

человеке. - К.: «Пролог», 2004.. Интересный вывод делает епископ Кассиан (Безобразов) в отношении цели, с которой апостол Павел раскрывает учение о кеносисе. «Павел зовет своих читателей к стоянию в добре и, прежде всего, к полному единодушию и смирением друг перед другом среди тех страданий, которые выпадают на их долю» Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4 - ое изд. Исправленное и дополненное. - М.: Свято - Тихоновский Богословский Институт; Русский путь, 2001, 308.. Итак прославление Господа можно понимать как акт уже совершившийся, так как все продолжающийся в добрых делах Его верных чад, Его паствы!

«В крестном таинстве две стороны. Это сразу и таинство скорби и таинство радости - таинство позора и славы» Флоровский Г., свящ. Догмат и история. - М.: Изд - во Свято -Владимирского Братства, 1998, 205.. Иерей Давыденков подводит итог, говоря, что «крестная смерть - это завершение кеносиса» Давыденков О., иер. Догматическое Богословие: уч. пособие. - М., 2006, 311.. Божественная Премудрость выражает Себя в том, что слабое спасается сильным» Таубе М.А., проф. Аграфа. О незаписанных в Евангелии изречениях Иисуса Христа. - М., 2007, 119., - такое изречение сохранилось в «правилах св. апостолов конца III в. Это воистину достойно высшей славы и поклонения «всех тварей» Толкование посланий Св. Апостола Павла по трудам свт. Феофана Затворника. - М.: «Русский Хронограф», 2002, 531..

Архимандрит Иануарий (Ивлев) рассматривает историческое бытие Слова (кенотическое) в связи с церковной историей и приходит к выводу, что «история телесной жизни Христа на земле становится парадигмой для истории самой Церкви. Поскольку Христос был верным, послушным Богу (до смерти крестной - Флп. 2,8) спасительная правда Божия явилась и открылась в истории…» Иануарий (Ивлев), архим. Церковь Христова в положениях св. ап. Павла// Альфа и Омега. - М., 2004, №1 (39), 20.. А проф. Г. Харбсмайер говорит об этом так: «…» новое творение» охватывает весь созданный Богом мир. Оно преследует цель, чтобы «преклонилось всякое колено и, всяк язык исповедовал, что Господь - Иисус Христос» (Флп.: 2, 10-11) Харбсмайер Г., проф., д-р. Бог и человек: что в новом творении уже осуществлено и чего следует ожидать.// ЖМП - М., 1974, №6, 50..

Апостол Павел смог с поразительной глубиной раскрыть в своей проповеди Евангелия учение об униженном Господе, о Иисусе Христе, Который победил мир. Это признавалось не только верующими во все времена, но и людьми близкими к вере, и даже богоборцами. Католический ксендз Ч. Каваляускас указывает на значение кенотического отрывка в послании к Филипийцам так: «Святой Павел воспринял Иисуса как функцию, как Личность, задание Которой он высказал словами: «Уничижил себя самого, приняв образ раба…» - и далее, - «Мы восхищаемся нелинейным Иисусом, Который вечно призывает не к штампам, не к бухгалтерии, а к творчеству новых социальных форм, нового общения братьев в Церкви, к разумному благочестию» Каваляускас Ч. Иисус нелинейный // Наука и религия. - М., 1991, №8, 19-21..

А вот, что пишет один наш современник про апостола Павла: «Этот человек огромен. Он предан Христу. Aposto Hisfurio - Sus (лат. Яростный апостол). Его огнедышащая вера потрясает. Его противоречия ставят в тупик любого… Его можно назвать архитектором христианства. Открывателем христианства, называет его в XVIII веке В. Реймарус, основателем христианства - в XIX в. Ницше» Деко А. Римский гражданин из киликийского города// Наука и религия. - М., 2008, №8, 36,37.. И все же более верным следовало бы признать святого апостола «Избранным сосудом Божиим», который смог своей жизнью свидетельствовать о Любви, сошедшей с неба на землю, ради спасения всего мира. Это и есть кеносис - плод Любви, венец Домостроительства.

1. В объяснении фразы «образом Божиим» (Флп.:2,6) хорошим подспорьем для исследования данного вопроса является обращение к языку оригинала апостольского послания, те есть к древнегреческому языку. «Образ» (греч. «Морфи») означает тот, который тождественный первообразу, он подчеркивает внутреннее единство. Выражение «образом Божиим» (Флп.:2,6) следует относить ко Христу как до, так и после Его боговоплощения, поскольку Его Божество всегда оставалось неизменным.

2. Способ отрицательного толкования (Флп.:2,6) получил более широкое распространение среди экзегетов. Его суть заключалась в следующем: слова апостола «не почитал хищением», понимали как то, что должно быть похищено, а поскольку Господь не стремился к этому, то, значит, имел это всегда, то есть был истинным Богом.

3. Способ положительного толкования хорошо выражен о. Павлом Флоренским. Идея заключалась в том, что «восхищением» (по-славянски) могло означаться восхождение в мир горний усилием личного высокого подвига, в котором не нуждался Спаситель. Поэтому апостол и ставит отрицание перед этим словом: «не восхищением непщева…» (Флп.2:6).

4. Кеносис Господа ИисусаХриста заключился в Его историческом существовании, начиная со дня «рождения», Боговоплощения и вплоть до последних страданий и крестной Жертвы Спасителя. Цели Боговоплощения полностью соответствовали Божественному Домостроительству, основанному на великой любви Бога к людям. Прославление Спасителя стало залогом надежды праведников.