Юному поэту критика. Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

Сравнительный анализ стихотворений А.С.Пкшкина

«Поэту» (1830г) и В. Брюсова «Юному поэту «(1896г)

В. Брюсов

Юному поэту.

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета

только грядущее – область поэта

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

А.С.Пушкин

Поэту (1830)

Поэт! не дорожи любовию народной.

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:

Ты царь: живи один. Дорогою свободный ум,

Иди, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умееешь ты свой труд.

Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит

И плюет на алтарь, где твой огонь горит,

И в детской резвости колеблет твой треножник.

Русская поэзия – одно из замечательных явлений мировой культуры.

Стихи русских поэтов отличаются высокой человечностью, светлым взглядом

на жизнь, богатством мысли и умением передать тончайшие оттенки чувств и

настроением.

Истинная русская поэзия всегда, во все трудные и страшные времена, была на высоте. Из поколения в поколения передавался ее свободолюбивый характер, боевой, задорный дух, не сломленная вера в прекрасное будущее.

Многие из поэтов задумывались над задачей, ролью и судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе. Державин, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский, Гумилев, Брюсов, Твардовский… оставили свои размышления на эту тему. Все они твердо знали о незавидной, трудной участи поэта. Но, наверное, все были солидарны с Пушкиным, гордо провозгласившим: “Мой жребий пал: я лиру избираю! “

Предо мной два стихотворения, которые разделены временем. Более

полувека отделяет сонет А.С. Пушкина “Поэту” (1830 г) от стихотворения-послания В.Я. Брюсова “Юному поэту” (1895г).

Первое, что бросается в глаза – сходство названий. Преемственность

заглавий в русской поэзии известна еще со времен Г.Р. Державина. Это говорит

о преемственности не только темы, идеи, но и о собственном видении поэтом

проблемы, дополнении темы своим, отличным от других, миропониманием.

Оба стихотворения посвящены теме поэта и поэзии.

Схожа и форма. Это монолог, обращенный к собрату, к товарищу по перу.

Схожа и идея.

Поклоняйся искусству,

Только ему, безраздельно, бесцельно.

(у Брюсова)

Не требуя наград за подвиг благородный

(у Пушкина)

Значит, и Пушкина, и Брюсова волновали и тревожили одинаковые вопросы:

каким должен быть поэт, какими качествами должен обладать, каким будет тот,

кто придет им на смену. Поэтому оба поэта выбирают одинаковую стихотворную

форму – дружеское послание, в котором ненавязчиво дают свои советы, проверенные временем.

Сходство чувствуется и в композиции: оба идут от тезиса к выводу. Но

у Пушкина советы более аргументированны, чем у Брюсова, у которого все остается за строкой, он только намекает, констатирует.

Например, у Брюсова:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

У Пушкина:

Поэт! не дорожи любовью народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной;

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Безусловно, это связано со временем написания. Пушкин писал свой сонет в годы “черной реакции”, наступившей вследствие разгрома восстания декабристов. На себе он испытал и “суд глупца”, и “смех толпы”./ Характерная особенность для Пушкина: он использует перифраз “холодная толпа”- это высшее общество /. Но поэт шел туда, “куда влечет свободный ум”. Он боялся, что не все его собратья по перу останутся “твердыми”, “спокойными”. Поэтому, так подробно разъясняя, убеждает своего сотоварища идти “дорогою свободной. Свободной от “толпы”, от “глупца”, ибо “ты царь: живи один”… Усовершенствуя плоды любимых дум. Поэт – царь. Прекрасное сравнение! “Всех строже оценить умеешь мы свой труд”

Ведь поэт – “взыскательный художник”, он умеет признать свои ошибки, верный своему слову и назначению.

В.Я. Брюсов – человек другого времени. Его послание написано в 1896г. В России эпоха безвременья, назревает революционная ситуация. Русские поэты – символисты с мучительной напряженностью переживали проблему личности. Это мы видим и в данном стихотворении. Поэт считает, что “только грядущее – область поэта.’’ Его и надо проповедовать, ждать, прославлять. Брюсову – символисту свойственны пророческие ощущения. И его советы юному, начинающему поэту,– это пророческие напутствия, которые он дает в доверительной манере:

Первый прими: не живи настоящим.

Помни второй: никому не сочувствуй.

Третий храни: поклоняйся искусству.

В.Я. Брюсов считал искусство самоценным. Его часто критиковали за рационализм, корили за холод, проникавший в его поэзию. Но упорный труд, самоотверженную работу поэт ставил превыше, отсюда и “поклоняйся искусству, только ему, безраздельно, бесцельно.”

Оба поэта обращаются не к отдельному, конкретному человеку (хотя названия даются в единственном числе). Они обращаются к предполагаемому собеседнику, своим последователям. Таким образом, стихотворения приобретают общечеловеческое значение.

Строфика, синтаксическое и логическое построение стихотворений подчиняются творческому замыслу поэтов.

У А.С. Пушкина – цель стихотворения – вселить уверенность в свои силы. Если поэт будет доволен своим трудом, “пусть толпа его бранит и плюет на алтарь, где твой огонь горит…” Пушкин, верит, что поэт настоящий будет относиться к себе строжайшим образом, постоянно совершенствовать свой труд.

У В.Я. Брюсова – желание помочь юноше “со взором горящим” себя полюбить, т.е. поверить в собственные силы, с честью выполнить долг поэта, до конца гордо нести знамя Поэзии, поклоняться искусству, т.е. чтить тех, за кем идешь, не споткнуться, не потушить жар своего юного сердца.

Если ты примешь мои три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Концовка брюсовского стихотворения ассоциативна.

Вспоминаются слова Жуковского, посвященные Пушкину: “Победителю – ученику от побежденного учителя”.

Стихотворения одинаковы по построению, стилю. Оба используют односоставные предложения (это создает доверительную атмосферу), бессоюзные предложения, обращения. У Пушкина обращение состоит из одного слова: “Поэт!” У Брюсова оно распространенное: “юноша бледный со взором горящим,” “юноша бледный со взором смущенным…” Изменение одного прилагательного – эпитета о многом может сказать. Читатель домыслит и представит этот образ, который автор таким образом дает в динамике. Предполагаемый лирический герой молодой, неопытный, не знающий жизни юноша. Но зато он полон желания и огня встать на тернистый путь. Автор использует прекрасный метафорический эпитет – “со взором горящим, который помогает нам представить этого “бледного” юношу. Он и испуган, и взволнован – слушает- то мэтра поэзии символистов! Автор предостерегает его от соблазнов, жизненных трудностей. И своими советами он смутил героя, т.е. заставил задуматься.

Инверсии, используемые Брюсовым, помогают почувствовать внутреннюю потребность автора в напутственном слове. Это не желание поучать – это стремление научить, поддержать.

У Пушкина же предполагаемый собеседник безлик. Читатель не может представить его, “увидеть”. Здесь виден сам поэт. Следовательно, стихотворение Брюсова более конкретно.

Стихотворение Пушкина богаче и разнообразнее по использованию изобразительных средств. Обилие эпитетов (“восторженных похвал”, ”минутный шум”, “смех толпы холодной”, “дорогою свободной”, “свободный ум”, “подвиг благородный “…) создает образ самого поэта, талантливого, смелого, твердого в своих убеждениях, свободолюбивого. Свобода для него – это полнота жизни, ее насыщенность, разнообразие. Антитезой “толпа – поэт” Пушкин отстаивает “суверенность” поэта.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум.

Пушкин выбирает свободу – свободу полную, безграничную, не обусловленную

ничем.

Используя перифразы “смех толпы холодной”, “толпа его бранит”, “суд глупца”, автор рисует ярко и убедительно общество, в котором так неуютно, тяжело ему жилось.

Сравнение и метафоры убеждают читателя, что для автора поэзия священна, она – “алтарь”, “где… огонь горит”, т.е. душа, желание служить Отечеству, “добрые чувства”.

У В.Я. Брюсова изобразительных средств практически нет, кроме метафорического эпитета “юноша со взором горящим”.

Но стих его напевный. Этому способствуют инверсии, анафоры, ассонанс (гласные о, и, е – протяжные, певучие), аллитерация (сонорные:’’ л’’ -

самый звучный, мелодичный согласный, ‘’ р ‘’– придает силу, энергию).

Все в стихотворении внутренне связано друг с другом, все однонаправленно, говорится в едином порыве чувств, точно на одном дыхании.Слог торжественный, этому способствует лексика: ‘’грядущее’’, ‘’ныне’’, ‘’завет’’.

Все клаузулы в стихотворении женские. Сплошная женская рифмовка во всем стихотворении встречается не часто (из поэтов 19 века она характерна Фету). Женские рифмы, в отличие от мужских, более протяжные. Сплошная женская рифма сообщает стихотворению большую степень композиционной сжатости. Благодаря женской рифме каждый стих и строфа в интонационном отношении оказываются не вполне законченными. В последнем слове стиха отсутствует завершающий интонационный удар, поэтому невольно ждешь продолжения.

Стихи не расчленяются – каждый стих требует следующего. Зато в концовке сосредоточена вся сила стихотворения. Она такая, что к ней нельзя прибавить ни одного слова:

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Он верит в преемственность, в то, что на земле не иссякнут яркие поэтические таланты.

Брюсов использует четырехстопный дактиль. Стихотворение состоит из трех катренов с перекрестной рифмовкой. Рифма точная, открытая и закрытая.

Пушкинский сонет состоит традиционно из 2-х катренов и 2- терцин

Рифма точная, закрытая. Это придает стихотворению торжественность, величавость. Отчасти это получается и благодаря цезурам (паузами в середине стихотворной строки), которые усиливают ритмичность стихотворения. Мужская рифмовка чередуется с женской, что придает течению речи необходимую плавность и гибкость.

Оба стихотворения насыщены общественно – политическим звучанием.


В. Я. Брюсов написал стихотворение “Юному поэту” в 1896 году. Возможно, оно было неким посвящением ему самому. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Юному поэту” по плану. Им можно воспользоваться при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Полный текст стихотворения «Юному поэту»

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее - область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь моих три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Краткий анализ стиха В. Я. Брюсов «Юному поэту»

Вариант 1

Стихотворение В. Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму – посвящения.

Вообще, посвящение традиционно для русской классической поэзии. Вспомним хотя бы такие произведения, как «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину» В. А. Жуковского, « », « » А. С. Пушкина, «Русскому писателю» Н. А. Некрасова. В.А. Брюсов продолжает в своем творчестве эту традицию.

Композиционнфо-сюжетную основу стихотворения составляют три завета, данные лирическим героем своему предполагаемому преемнику – будущему поэту. Эти советы переданы в форме повелительного наклонения (не живи настоящим, сам себя полюби, поклоняйся искусству). Лирический герой не просит, а требует, почти приказывает. Видно, как важно для него то, о чем он говорит. Герой искренне ратует за «свое дело» и за то, чтобы оно жило, продолжалось, развивалось.

Важно, что в трех заветах содержится, в лаконичной форме, программа символистов, символистского искусства:

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Лирический герой призывает юного поэта сделать объектом своих мыслей, чувств, творений будущее. Формировать грядущее – вот главная обязанность поэта-символиста. Областью искусства должно сделать свой внутренний мир, свои ощущения, эмоции, чувства, мысли. Потому как прежде всего ценен личный мир художника, его индивидуальность.

Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Только оно – сфера жизненных интересов, смысл и цель. Только ради искусства надо жить, творить, чувствовать и мыслить.

Интересно, что стихотворение «бедно» средствами художественной выразительности. Оно довольно сухо, лаконично. Данное произведение имеет форму поэтической программы, четко и ясно излагающей основные постулаты символизма. Стиль «Юному поэту» схож с публицистическим стилем поэтических программ.

В стихотворении можно выделить два «действующих лица». Это, прежде всего, лирический герой, поэт, дающий наставления новому поколению. Этот герой «проявляется» в речи, прежде всего, в заветах, которые он дает «юному поэту». Знаменательно также последние две строки стихотворения:

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Сравнение «бойцом побежденным» показывает, что лирический герой видит назначение поэта в борьбе за будущее, грядущее искусство. Он понимает, что труд его несовершенен. Может быть, герой и сам не всегда до конца выполняет заветы. Но он надеется, что следующее поколение будет более совершенным, более талантливым, более «дееспособным».

Каков же в представлении героя этот «поэт будущего»? Брюсов рисует романтический портрет: «юноша бледный со взором горящим». Важно, что в финале стихотворения, после произнесения поэтических заветов, описание юноши меняется - взор его смущен: «Юноша бледный со взором смущенным!» Ответственность, которую лирический герой возлагает на него, делает юношу неуверенным и растерянным. Он сомневается в своих силах. И, в то же время, полон решимости все изменить, совершить великое, создать гениальное.

Таким образом, данное стихотворение – это поэтическая программа символистов, отражение их взгляда на искусство. И, в то же время, это завещание потомкам. И синтаксический строй произведения, его ритмический рисунок отражает эту особенность. Стихотворение наполнено повелительными предложениями. В их составе имеются обращения и бессоюзные предложения. Последние придают стихотворению логичность, лаконичность, ясность. Лишь одно восклицательное предложение (в финале) показывает, насколько важно для лирического героя, чтобы его заветы были услышаны и усвоены.

Вариант 2

Стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июня 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму – посвящение. В основе стихотворения лежат три завета, данные лирическим героем будущему поэту. Заветы представлены в форме повелительного наклонения («Не живи настоящим», «никому не сочувствуй» и т.д.), что довольно необычно.

Создается впечатление, будто это не наставления, а приказы. Возможно, так и есть, ведь лирический герой всей душой желает процветания русской поэзии. Кроме того, в этих трёх заветах чётко просматривается программа символистов, к которым и принадлежал В. Я. Брюсов. К примеру, первый совет таков: «Первый прими» не живи настоящим, Только грядущее – область поэта» Лирический герой призывает юного поэта формировать будущее своей страны, вести её к процветанию. Он считает, что это главная обязанность символистов. «Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, бездумно, бесцельно» Иными словами, поэзия как смысл жизни. Только она – сфера жизненных интересов, единственное стремление, главная цель. Стоит также отметить, что областью искусства должен быть внутренний мир поэта, его ощущения, эмоции, желания, чувства, мысли, мировоззрение.

Интересно, что стихотворение совершенно небогато на художественные средства. Минимальное количество «украшений» и форма поэтической программы, четко излагающей основные постулаты символизма, дают понять, что стиль произведения скорее публицистический, нежели художественный. В стихотворении два действующих лица: лирический герой, который, собственно, и дает наставления, и юный поэт, которому эти советы адресованы.

Как мне кажется, заветы даны не кому-то конкретному, а, скорее, всем начинающим поэтам того времени. Таким образом, данное стихотворение – это своеобразная программа символистов, отражение их взглядов на искусство. Но в то же время его можно называть необычным завещанием потомкам. В. Я. Брюсов стремился передать будущим поэтам всю накопленную им мудрость и спасти их от возможных ошибок.

Вариант 3

Произведение относится к философской лирике поэта и основной тематикой имеет авторские рассуждения о назначении поэтического искусства, как в стихотворении “ ”, а также роли творческих людей в общественной жизни.

Композиционная структура стихотворения состоит из трех основных частей, представленных в виде определенных наставлений, заветов для молодых поэтов, описанных в форме повелительного наклонения, заключенных в бессоюзных предложениях и обращениях, придающих повествованию логичную, лаконичную и ясную смысловую нагрузку.

Первый завет направляет творческие мысли юного поэта в будущее, стремясь абстрагироваться от проблемной реальной действительности, во второй части содержится совет о проявлении творцом личного эгоизма в виде любви к собственной персоне, а третья часть наставлений посвящается важности творческой деятельности, которая должна стать для юнца истинный жизненным смыслом, которому поклоняется каждый творец.

В качестве стихотворного размера в стихотворении используется трехстопный дактиль, в котором ударение делается на первый слог, с перекрестным способом рифмовки, а также с применением точной и неточной женской рифмы.

Среди средств художественной выразительности, являющихся немногочисленными и недостаточно разнообразными, автор применяет немного эпитетов, метафор, а также устаревших слов, включенных в стихотворное содержание, которые позволяют проиллюстрировать возвышенную роль поэтической деятельности, стоящую, по мнению автора, намного выше, чем каждодневные человеческие заботы и проблемы.

Стихотворные наставления, содержащиеся в произведении, в лаконичном виде передаются программные принципы лирики символизма, придающие стихотворению публицистический оттенок. Лирический герой преподносит понятие искусства в виде жизненного смысла творческого человека, заключенного в его интересах, чувствах, мыслях, составляющих внутренний мир поэтического художника.

В стихотворении автор представляет двух действующих персонажей в виде лирического героя, представляющего уроки юному поколению, и молодого поэта, описываемого автором в качестве поэта будущего времени, изображенного как бледного юношу, имеющего горящий взгляд.

В общем виде стихотворение представляет собой авторское наследие для будущих потомков, решивших связать свою судьбу с поэтическим творчеством.

Стихотворение В. Я. Брюсов «Юному поэту» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

История создания стихотворения “Юному поэту” связана с 1896 годом, когда оно появилось. На первый взгляд, эти строчки похожи на наставление молодому поколению творческих людей, но не стоит забывать, что Брюсову на тот момент было немного за двадцать, поэтому скорее можно предположить, что прозорливый и не по годам размышляющий поэт написал завещание самому себе.

Тема

Стихотворение “Юному поэту” посвящено теме поэзии, поиске ее места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт – особенная личность, которая отстранена от других людей, поэтому дает вымышленному юному поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы, каким он должен быть и какую роль должен играть в мире: “Юноша бледный… ныне даю я тебе три завета…”.

И, если в начале стихотворения мы представляем перед собой яркий образ – это “юноша бледный со взором горящим”. Он молод, заинтересован, преисполнен силы и желания творить, и это заметно по его взгляду, то в конце стихотворения, получив наставления, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами “со взором смущенным”.

перемены связаны с появившимися у него сомнениями: сможет ли он оправдать свое назначение, выполнить его?

Требования к нему изначально невыполнимы, нереальны, но автор знает это, и его обещание пасть “бойцом побежденным”, скорее всего, также призрачны. Он не готов уступать, напротив, настроен бороться за свое место на Олимпе поэзии.

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.

В первой части поэт дает совет не думать о том, что происходить сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта”. Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно”. Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Плюс, стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно”. Ничего не должно быть важнее в жизни поэта, считает Брюсов, как поэзия.

Жанр

Жанр этого произведения будет легче определить, если попробовать в общем взглянуть на творчество Брюсова. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.

Стих написан трехстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрестный способ рифмовки (АВАВ) и разные виды рифм: женскую, точную (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточную (сочувствуй – искусству).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов: “беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”, и метафор: “со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным”.

Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова, уместно включенные в текст: “завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”. Это еще раз подчеркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.

Вариант 2

Стихотворение “Юному поэту” – это провозглашение бесценной поэзии, которая призывает беспрекословно поклоняться лишь ей одной. Для Брюсова искусство - это “изучение мира иными, не сознательными путями”. Он собирался возрасти над реальностью в среду благородной цивилизации. Для этого, как он думал, необходимо было отойти от грязи злободневности.

Анализ стихотворения Брюсова

“Юному поэту” Данное произведение было выпущено летом 1896 года. Фабула стиха исполняет роль некоего наставления. Лирический персонаж передает три заповеди поэту-новичку, которым тому нужно следовать. “Юному поэту” Валерия Брюсова весьма сдержанно и внятно представляет художественный проект символистов. Вдобавок, это обращение к будущему поколению. Герой хочет лицезреть в потомках не просто заслуженных приемников, но созидателей безупречных, способных отдать целую жизнь поэзии.

Композиция

Произведение состоит из трех элементов, наставлений, плюс ко всему, есть заключение. Поэтический призыв персонажа обладает властной конфигурацией, иначе говоря, он не оставляет альтернативы, нуждается в абсолютном повиновении, осуществлении. Анализ стихотворения Брюсова “Юному поэту” дает нам понять, что глаголы в «заповедях» использованы в императиве.

В данном произведении поэт осветил собственную символистскую программу. Символ вызывает не последовательную смысловую, а только соединяющую связь. Вследствие этого, его отличием является отсутствие сюжета, неясность. Если мы обратимся к анализу стихотворения Брюсова «Юному поэту», то отметим, что фундамент его – не явление, а душевная динамика.

Средства художественной выразительности

От предмета происходит «подъем» к эмоции, мысли. Валерий Брюсов в “Юном поэте” применяет олицетворение, формирующее образ, знак. Он пытается оставить все незначительное, повседневное; рождаются скрытые символы, возникают замысловатые образы, употребляется аллитерация и созвучие.

Автор использует сложные определения. Он достигает возвышенности звука стиха, избрав дактиль, неспешный и классический. Речь идет равномерным, размеренным ходом без ускорений и задержек. Чувство величественности поддерживается выбором возвышенных, экспрессивных слов: «беспредельно» и «поклоняйся».

Поэт поворачивается к поэтическому обычаю, который, применяя такую же стилистику, использовал другую концепцию: концепцию художественного искусства как штатской работы, как борьбы (оттиском данной традиции может являться лейтмотив «одоленного воина», выражающийся довольно внезапно). Таким образом, Брюсов входит в контакт со своими предками, добиваясь равенства с ними. В заключительных строчках он выражает осмысление бремени стихотворца – быть избранником небес. Это огромная ответственность, груз которой предопределяет трагическую участь поэта и драматизм его места на земле.

Особенность

Для стихотворения характерны черты письма, воплощенные в «рекомендациях», непреложных к осуществлению. Это слышится как манифест. Лирический персонаж призывает молодого стихотворца сделать предметом собственных размышлений, эмоций, произведений будущее. Создавать его – вот основной долг поэта. Сферой творчества необходимо сделать собственный духовный мир, переживания, эмоции, думы. В силу того, что сперва оценивается субъективный мир поэта, его неординарность.

Главная мысль

Смыслом жизни для стихотворца обязана быть поэзия. Лишь она – область увлечений в жизни, смысл и стремление. Только во имя творчества нужно созидать, ощущать и думать. Любопытно, что при анализе стихотворения Брюсова «Юному поэту» становится ясно, что в нем немного художественных тропов. Оно сравнительно сдержанно, кратко. Такой стих отчетливо и понятно высказывает главные положения символизма. Язык произведения подобен публицистическому стилю. Какой же, по мнению персонажа, этот «будущий поэт»?

Автор изображает мечтательный образ героя, у которого был блеск в глазах. Главное, что в конце стиха, вслед за изречением лирических заповедей, образ юноши трансформируется - взор его стеснен. Обязательство, которое герой взваливает на него, делает молодого человека нерешительным и встревоженным. Он ставит под сомнения собственные силы. И вместе с тем он невозмутим, полон собственного достоинства и хочет все поменять, сделать колоссальное, сотворить феноменальное.

Отсюда следует, что это произведение является лирической программой символистов, воспроизведением их позиции о творчестве. И, одновременно, это последняя воля для будущего поколения. И композиционное построение стихотворения, его равномерная картина отображает данное отличие. Произведение полно императивных предложений. В их структуре есть обращения и предложения без союзов. Они добавляют ему последовательность, краткость, четкость. Только одно восклицательное предложение (в завершении) передает, в какой степени имеет значение для персонажа, чтобы его заповеди были постигнуты. Таким образом, отзывы о “Юном поэте” Брюсова весьма противоречивы и неоднозначны.

Вариант 3

Существует версия, что стихотворение, написанное в 1896 году, Валерий Брюсов посвятил сам себе. Эти строчки напоминают наставление молодому поколению творческих людей. На момент написания произведения поэту было чуть больше двадцати лет.

Центральный мотив

Стихотворение полностью посвящено поэзии и тому, какое место она занимает в жизни поэта и его читателей. Творческий человек обычно - это особая личность, которая не похожа на других людей. Собирательному образу поэта в стихотворении даны советы: каким нужно быть и что необходимо сделать для этого мира.

В начале произведения автор рисует яркий образ «бледного юноши с горящим взором» - молодого, увлеченного, с большим запасом сил и желания творить. В конце стихотворения, уже после наставления важных заветов, этот образ меняется. Теперь поэт стоит перед нами «со взором смущенным».

Требования, которые к нему предъявили, изначально невыполнимы. Но поэт не готов уступить и будет бороться за свое место в мире литературы до конца. Поэтическое предназначение тревожит юношу, наводит его на различные размышления. Если молодой человек примет все наставления, тогда он будет считаться истинным творцом слова.

Композиция

Стихотворение содержит в себе 3 с заветами молодому поэту.

Во второй части мы найдем призыв любить только себя и не проявлять милосердие к другим. Такую позицию можно объяснить молодостью поэта; в этот период людям свойственны дерзость и самоуверенность.

В финале своего произведения Брюсов просит юношу сохранить преданность искусству; ведь это самое важное в жизни каждого творческого человека.

Выразительные средства

Произведение не может похвастаться обильными и разнообразными языковыми средствами, но их вполне достаточно для того, чтобы правильно оценить позицию поэта. Здесь стоит назвать:

эпитеты (беспредельный, бесцельный);

метафоры (со взором горящим);

устаревшие слова (завет, ныне).

Стихотворение выходит в свет во втором сборнике Брюсова «Это я». Произведение относят к жанру философской лирики. Поэта с уверенностью можно назвать основоположником русского символизма. Главная цель данного литературного течения - формирование всего нового. Основы символизма Брюсов умело скомпоновал в стихотворную форму.

Анализ стихотворения « Юному поэту» Брюсов В. Я.

Вариант 1

Валерий Брюсов на рубеже веков стал одним из основателей символизма в литературном творчестве. Принципы нового направления были изложены им в стихотворении 1896 г. «Юному поэту». Созревшая к тому времени в мыслях поэта творческая программа символизма воплотилась 15 июля в произведении, состоящем из 12 строк.

«Юному поэту» – поэзия в классической форме посвящения. Однако смысл ее далек от традиционных постулатов. Символисты описывают в своих творениях главным образом не реальные события повседневности, а скрытое за пеленой тайны духовное содержание. Потому Брюсов первым из трех наставлений будущему преемнику дает совет не вовлекаться в насущные дела настоящего момента, а устремить взгляд в далекое будущее.

Поэт, по мнению автора, обязан строить вечное: силой воображения и вдохновения описывать призрачные образцы городов, вдохновившись которыми, каждое новое поколение будет процветать и возвышаться над тривиальной обыденностью.

Второй завет стихотворения может сперва слегка шокировать циничностью и бездуховностью, – «никому не сочувствуй». Но если основательно задуматься над этим выражением и следующими за ним словами о необходимости любить прежде всех себя самого, то все встанет на свои места. Служителю муз следует отречься от преходящих забот и горестей окружающих, сделав центром и смыслом существования собственный душевный мир – и все это во имя великого искусства и будущего человечества.

Третий и последний совет – «поклоняйся искусству». Ни чинам, ни материальным благам не следует уделять столько внимания, как творчеству.

В произведении лирический герой – юный поэт в первых строках рисуется с горящими глазами – как полный энтузиазма перед предстоящими поэтическими свершениями. В последнем четверостишии он уже «смущенный» возложенной на его неокрепшие плечи огромной ответственностью. Начинающий стихотворец описан эпитетом «бледный» – символ его отрешенности от земного. В финале Брюсов обещает преклониться перед новым Поэтом, если тот выполнит заветы и станет действительно творцом с большой буквы.

«Юному поэту» было написано в размере дактиля, – лаконичное и мелодичное произведение русской литературы.

Вариант 2

Валерия Брюсова без доли сомнения можно назвать отцом русского символизма. Хотя символисты были противниками различных учений и теорий, Валерий Яковлевич позволил себе оставить некое напутственное письмо для поэтов будущих поколений.

Стихотворение «Юному поэту» было написано в 1896 году. Оно является сборникам заповедей, которым непременно должен следовать будущий поэт. Если говорить кратко, то по мнению Брюсова, настоящий поэт должен быть эгоистом, не испытывать жалости к окружающим, а основная цель его жизни должна заключаться с служении искусству.

В своем стихотворении Брюсов призывал своих последователей не жить сегодняшним днем, а думать о будущем.

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее - область поэта.

Нужно сказать, что в конце 19 в начале 20 века в российском обществе начинают зарождаться революционные идеи, которые шли вразрез с философией символистов. Брюсов, понимая такое положение вещей, придерживался той точки зрения, что только время может поставить все на свои места. Так и случилось. Сегодня революционные идеи и литература является утопичной, а произведения Брюсова стали классикой мировой литературы.

Второй завет Брюсова заключается в любви к себе самому. Поэт исходил из того, что каждый человек индивидуален, каждый является творением природы. Не нужно равняться на других и следовать модным тенденциям. Нужно суметь найти в себе индивидуальность и развивать ее. Также Брюсов высказывал мнение о том, что душу поэта может понять только он сам. Поэтому строки «сам же себя полюби беспредельно» можно рассматривать, как способ защиты своей индивидуальности и своего стиля от внешнего мира.

Кроме всего, Брюсов призывает отказаться от сострадания. Он считает, что сострадание является препятствием для творчества символистов. Ведь если ты проявишь сострадание к человеку, то обязательно заглянешь в его душу, а затем, как следствие, погрязнешь в его проблемах. Именно от этого Брюсов просил воздерживаться будущих поэтов. По его мнению, поэзия не должна быть отягощена земным бытием, а быть тонкой и возвышенной.

Вариант 3

Стихотворение «Юному поэту» издано 15 июля 1896 года. Форма творения ясна из наименования, это посвящение. Сюжет произведения представляет собой конкретное пожелание. Поэтический герой выдает 3 пожелания начинающему поэту, что тому нужно будет исполнять. Заслуживает подметить, что эти все рекомендации даны в форме повелительного наклонения. Так, нам предоставляется возможность взять в толк, что это не пожелание и в том числе и, наверное, не совет. Это, быстрее, притязание, потребность, без которой, учитывая суждение поэтического героя, реальное умение невыполнимо.

Чрезвычайно любопытно общение в самом начале стихотворения. Романтичный тип человека, который способен быть поэтом. Он бесцветен, словно изможден собственными думами. Полагаю, еще бледнота акцентирует внимание его отрешенность от настоящего мира. Он вроде бы бесцветен, вечен. И только его пламенеющий взгляд живет, он заполнен страстью, вожделением произвести в данной жизни большое дело. Непосредственно этого человека подбирает себе герой в ученики.

Конкретно и лишь в этом молодому человеку он способен рассмотреть потенциал быть реальным поэтом, создателем, творцом. Герой лицезрит в собственном протеже возможность грядущего великолепия, но для того, чтоб быть реальным художником слова, нужно будет исполнять конкретные правила. Рассчитывая на героя доставленные правила, преображаются в заветы. Данным словом, считаю, подчеркивается священность поэта, поэтического искусства. Чрезвычайно небезынтересно, что данные «заветы» изображают базу символизма.

Действительность не обязана присутствовать для человека, грезящего быть истинным стихотворцем. Так как толк лирического творчества – сформировывать перспективу. Лишь наступающее имеет содержание, исключительно из-за него и необходимо создавать. Это одно из инструкций поэта-символиста. Вначале данная тирада может показаться на первый взгляд очень непонятной, но нужно несколько прикинуть, и все делается менее светлым.

Я полагаю, толк тут содержится в том, что для поэта основным энтузиазмом обязана быть сфера его личных чувств. 20 век – поворотная эпоха с тяжкой политической обстановкой. Но поэт обязан оставить это, ему невозможно про это думать, так как эти все мирские передряги – только преходящее. Ему же нужно практически постоянно мыслить о постоянном. Для этого и нужно полюбить себя безгранично. Так как, исключительно наполняя, насыщая собственный духовное спокойствие, символист сумеет созидать. Главная тема его творчества – личные искренние треволнения, но никак не объединенные с подлинным.

Как вполне возможно взять в толк из 3 желания, исключительно умение постоянно и важно для символиста. Ему нужно довериться вполне, без остатка. Умение – это верования и значение существования.Нужно заметить тот прецедент, что в 3 четверостишии взгляд юноши, устремлено все стихотворение, изменяется. И уже герой заявляет про него: «Юноша невыразительный с взглядом смущенным!» Считаю, ранее воззвания молодой человек сверкал вожделением быть поэтом, но не думал, какой это тяжелый труд, какое количество критерий необходимо осуществить, чтоб быть истинным творцом.

Данная обязанность тревожит юношу, вынуждает его подумать, расположен ли он к данному. Но, несмотря на все вышесказанное, ежели он решится принять данные пожелания, тогда готов стать этим специалистом, перед которым

опуститься поэтический герой.

В этих строчках у нас есть возможность заметить упование героя на тогда, что последующее поколение будет более идеальным, сумеет исполнить данные 3 пожелания. Для него умение – это постоянная битва, но он готов проиграть грядущему поколению, в случае если это удастся не во вред творчеству.

Это стихотворение чрезвычайно немногословно и верно изображает поэтическую программу символистов. Поэтический герой хочет созидать в дальнейшем поколении не столько приличных приемников, но создателей идеальных, способных предназначить все имеющиеся существование искусству.

В. Я. Брюсов написал стихотворение “Юному поэту” в 1896 году. Возможно, оно было неким посвящением ему самому. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Юному поэту” по плану. Им можно воспользоваться при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Краткий анализ

История создания - стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время – молодой поэт, полный энергии и желания творить.

Тема - назначение поэзии, роль ее создателя в жизни, возвышенность деятельности поэтов, необходимость их отдаления от остальных людей.

Композиция – условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему все новое поколение поэтов.

Жанр - философская лирика.

Стихотворный размер - дактиль (трехсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, и перекрестный способ рифмовки.

Метафоры - “со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным” .

Эпитеты “беспредельно” , “безраздумно” , “бесцельно” .

Славянизмы (устаревшие слова) “завет” , “ныне” , “со взором” , “паду” , “грядущее” .

История создания

История создания стихотворения “Юному поэту” связана с 1896 годом, когда оно появилось. На первый взгляд, эти строчки похожи на наставление молодому поколению творческих людей, но не стоит забывать, что Брюсову на тот момент было немного за двадцать, поэтому скорее можно предположить, что прозорливый и не по годам размышляющий поэт написал завещание самому себе.

Тема

Стихотворение “Юному поэту” посвящено теме поэзии, поиске ее места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт – особенная личность, которая отстранена от других людей, поэтому дает вымышленному юному поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы, каким он должен быть и какую роль должен играть в мире: “Юноша бледный… ныне даю я тебе три завета…” .

И, если в начале стихотворения мы представляем перед собой яркий образ – это “юноша бледный со взором горящим” . Он молод, заинтересован, преисполнен силы и желания творить, и это заметно по его взгляду, то в конце стихотворения, получив наставления, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами “со взором смущенным” .

Эти перемены связаны с появившимися у него сомнениями: сможет ли он оправдать свое назначение, выполнить его?

Требования к нему изначально невыполнимы, нереальны, но автор знает это, и его обещание пасть “бойцом побежденным” , скорее всего, также призрачны. Он не готов уступать, напротив, настроен бороться за свое место на Олимпе поэзии.

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.

В первой части поэт дает совет не думать о том, что происходить сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта” . Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно” . Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Плюс, стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно” .

Ничего не должно быть важнее в жизни поэта, считает Брюсов, как поэзия.

Жанр

Жанр этого произведения будет легче определить, если попробовать в общем взглянуть на творчество Брюсова. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.

Стих написан трехстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрестный способ рифмовки (АВАВ) и разные виды рифм: женскую, точную (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточную (сочувствуй – искусству).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов : “беспредельно” , “безраздумно” , “бесцельно” , и метафор : “со взором горящим” , “паду я бойцом побежденным” .

Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова , уместно включенные в текст: “завет” , “ныне” , “со взором” , “паду” , “грядущее” . Это еще раз подчеркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 28.


Стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июня 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму – посвящение.

В основе стихотворения лежат три завета, данные лирическим героем будущему поэту. Заветы представлены в форме повелительного наклонения («Не живи настоящим», «никому не сочувствуй» и т.д.), что довольно необычно. Создается впечатление, будто это не наставления, а приказы. Возможно, так и есть, ведь лирический герой всей душой желает процветания русской поэзии.

Кроме того, в этих трёх заветах чётко просматривается программа символистов, к которым и принадлежал В. Я. Брюсов. К примеру, первый совет таков:

«Первый прими» не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта»

Лирический герой призывает юного поэта формировать будущее своей страны, вести её к процветанию. Он считает, что это главная обязанность символистов.

«Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, бездумно, бесцельно»

Иными словами, поэзия как смысл жизни. Только она – сфера жизненных интересов, единственное стремление, главная цель. Стоит также отметить, что областью искусства должен быть внутренний мир поэта, его ощущения, эмоции, желания, чувства, мысли, мировоззрение.

Интересно, что стихотворение совершенно небогато на художественные средства. Минимальное количество «украшений» и форма поэтической программы, четко излагающей основные постулаты символизма, дают понять, что стиль произведения скорее публицистический, нежели художественный.

В стихотворении два действующих лица: лирический герой, который, собственно, и дает наставления, и юный поэт, которому эти советы адресованы. Как мне кажется, заветы даны не кому-то конкретному, а, скорее, всем начинающим поэтам того времени.

Таким образом, данное стихотворение – это своеобразная программа символистов, отражение их взглядов на искусство. Но в то же время его можно называть необычным завещанием потомкам. В. Я. Брюсов стремился передать будущим поэтам всю накопленную им мудрость и спасти их от возможных ошибок.

Обновлено: 2018-06-30

Посмотрите

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Валерий Яковлевич Брюсов

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма — литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе символизм был своеобразным протестом различным нравоучениям, догмам и традициям, Валерий Брюсов все же не отказал себе в удовольствии составить короткий рифмованный трактат, в котором изложил основные принципы этого направления в литературе. Стихотворение «Юному поэту», написанное в 1896 году, — это, своего рода, напутствие будущим литераторам, которых Валерий Брюсов непременно хочет видеть символистами. По его мнению, они должны быть достаточно эгоистичными и безжалостными по отношению к окружающим, а их главной целью в жизни должно стать служение искусству.

Так как символизм полностью отрицает связь с текущим моментом, а его последователи лишены приземленности и духовное ставят гораздо выше материального, Валерий Брюсов советует своим последователям жить не настоящим, а будущим. Он призывает их мечтать и воплощать свои грезы в стихах, считая, что это поможет полностью абстрагироваться от внешнего мира , стать самодостаточными людьми, эдакими полубогами, которым будут поклоняться обыватели.

Не стоит забывать, что конец 19 века ознаменовался массовыми народными волнениями и политизацией общества, в котором начали преобладать революционные идеи. Они не только шли вразрез с творчеством символистов, но и считались в этой среде абсолютно деструктивными. Материализм не может править миром, так как в основе всех поступков и стремлений человека лежит его духовная сила. Тем не менее, Валерий Брюсов никогда не отрицал иной точки зрения, считая, что лишь время вправе рассудить людей и показать, кто из них был прав. В итоге стихи Брюсова стали классикой, а революционные идеи со временем сошли на нет, продемонстрировав миру свою утопичность и несостоятельность.

Вероятно, предвидя это, в стихотворении «Юному поэту» Валерий Брюсов призывает своих последователей любить себя «беспредельно». Это подразумевает не только нарциссизм, но и осознание собственной уникальности . Действительно, каждый человек неповторим и в некотором роде является произведением искусства. Но для того, чтобы научиться видеть в себе самые лучшие качества и культивировать их, нужно отказаться от якоря, который прочно держит человека на земле, заставляет его покупать модную одежду и прислушиваться к мнению окружающих. Между тем, Валерий Брюсов убежден, что никто не в состоянии по достоинству оценить богатый духовный мир истинного поэта, кроме него самого. Поэтому в данном случае самовлюбленность - не деструктивная черта, а средство самозащиты и духовного развития, благодаря которому истинный литератор учится понимать свой внутренний мир и приоткрывать его окружающим в своих произведениях.

Если с любовью к искусству все вполне понятно, и никто не станет спорить, что истинный поэт должен служить своей музе верой и правдой на протяжении всей жизни, то призыв Валерия Брюсова никому не сочувствовать поначалу шокирует. Однако и в этих строках есть свой сокровенный смысл, который заключается в том, что сострадание является серьезным препятствием для созерцания и духовных поисков символистов. Ведь достаточно лишь однажды заинтересоваться духовным миром другого человека и проявить участие в его судьбе, чтобы моментально погрязнуть в чужих проблемах. Это, по мнению Брюсова, является настоящим предательством по отношению к поэзии, которая должна быть тонкой, возвышенной и напрочь лишенной налета пошлости, вызванного соприкосновением с земным бытием.