Как открутить ржавую гайку. Как открутить заржавевшую гайку

Как открутить гайку с сорванными гранями, заржавевшую гайку или прикипевшую намертво? С такой проблемой сталкивался каждый, кто держал в руках гаечный ключ. Решение такой задачи имеет несколько способов:

  1. Химический – смачиваем резьбу и гайку (тормозной жидкостью, уксусной кислотой, йодом, брызгаем WD-шкой) несколько раз и ждем, пока раствор победит ржавчину и окислы. Но, должен признать, способ муторный и не очень эффективный. Можно не дождаться;

2. Термический – нагреваем гайку докрасна и резко охлаждаем (например, поливаем водой). После этого примерно в 90 процентах гайка откручивается. Способ эффективный, но не всегда возможный (гайка может находиться там, где огонь или сильный нагрев категорически противопоказан);

3. Хирургический – тело гайки режем болгаркой, сверлим дрелью, рубим зубилом (если получится подобраться), при этом высока вероятность повредить шпильку или деталь, которая крепится этой гайкой, а заодно пальцы или что еще попадется в зоне проведения операции. Способ эффективный, но рискованный и не всегда возможный;

4. Мазохистический – полотном ножовки по металлу (как граф Монте-Кристо) пилим неподдающуюся гайку до победы над ней или нашим терпением. В помощь великий и могучий русский язык, а также идиоматические обороты других известных диалектов и наречий. Способ надежный и иногда единственно возможный в труднодоступных местах;

5. Фантастический – рассматривать не будем;

6. Реалистический – использовать специнструмент-приспособление гайколом, еще его называют гайкорез или гайкокол. Изящное решение для разлома гаек, экономящее время и ненормативную лексику, сохраняющее шпильки и болты. Способ не лишен недостатков, есть места в которых разработчики и конструкторы разместили гайки, куда гайкорезом не получается подлезть, но восторгов меньше не становится.

Как работает гайколом?

Как и все гениальное, это максимально простое использование принципа зубила, позволяющее при минимальных усилиях раскалывать гайки, не повреждая при этом болты и шпильки.

Приспособление накидывается на гайку, при этом она зажимается между режущей кромкой зубила, при перемещении которого гайка не только раскалывается, но и разгибается. Если гайка приржавела очень сильно и одного разлома недостаточно для ее снятия, делаем разлом грани напротив.

Как устроен гайкорез?

Корпус, накидываемый на гайку в виде кольца, может быть с прорезью, режущий нож (зубило) подвижный или неподвижный. Привод ножа может быть механическим или гидравлическим.

Механический гораздо дешевле, но если вы колете гайки не каждый день, то это оптимальный выбор. В ходе мониторинга сети обнаружил вот такой набор гайкорезов на три размера: 9–12 мм под ключ 12 мм; 12–16 мм под ключ 14 мм; 16–22 мм под ключ 19 мм.

Шлицевое соединение наружного ШРУСа – ответственный узел. Именно эта деталь несет на себе нагрузку крутящего момента. Немудрено, что гайка гранаты, которая удерживает плавающую полуось в ступице ведущего колеса, не должна самостоятельно откручиваться.

Есть много способов фиксации резьбы:

Перед откручиванием ступичной гайки желательно прочитать инструкцию по регламентному обслуживанию вашего автомобиля. Там указан способ фиксации, направление резьбы и другие нюансы.

  • Изменение геометрии гайки (одна сторона овальной формы). Тот, кто неоднократно откручивал такую гайку, видел, что резьбы постепенно приходит в негодность;
  • Кернение после затяжки. Для сменных узлов такое решение не подходит, поскольку при этом портится винтовая часть. Тем не менее, многие производители автомобилей именно таким способом фиксируют ступичную гайку, чтобы она не открутилась при движении;
  • Шпилька. Самый надежный способ фиксации. Гайка не отворачивается самостоятельно, при этом не портится резьба. Почему-то не все конструкторы машин используют этот нехитрый способ;
  • Фиксатор – «буртик-проточка». Распространенный метод, более надежный чем кернение, но губительный для резьбы. На резьбовом соединении полуоси выполняются продольные проточки (одна или две). Гайка ШРУСа имеет такое же количество буртиков, которые загибаются в проточки после затяжки. Вывернуть гайку, не повредив резьбу, практически невозможно;
  • Разнообразные краски-фиксаторы, клеевые составы. На ступичных соединениях не применяются.

Поскольку соединение находится в неблагоприятных условиях (особенно, если утерян колпачок-пыльник) гайка с первого раза не откручивается. Неопытный водитель впадает в панику, начинает крутить гайку не в ту сторону, применяет насадки на ключ в виде метровой трубы, и в результате рвет резьбу. Последствия – вынужденная замена еще живого ШРУСа.

Как открутить ступичную гайку, не испортив резьбовое соединение

В первую очередь, запаситесь качественным инструментом. Обычный гаечный ключ для сантехнических работ не подходит, хотя многие автовладельцы упорно применяют их для ремонта ШРУСов (размер тот же, а стоимость инструмента ниже). Рожковый ключ можно применить лишь для откручивания уже «подорванной» гайки, так действительно удобнее.

Для ступицы (ШРУСа) применяется только накидная головка. Торцевая насадка может быть литой или штампованной (второй вариант дешевле), и в точности соответствовать размеру гайки. Если вы «слижете» грани, используя инструмент с люфтом – будете работать болгаркой, и со ШРУСом придется распрощаться.

Важно! Повторное использование гаек не допускается. Перед тем, как открутить старую гайку, убедитесь в наличии новой.

  • Тщательно очистите поверхность от коррозии и грязи. Если используется пара «шлиц-буртик», надо выковырять все, что находится в отверстиях;
  • Обработайте соединение проникающим составом для закисшей резьбы. Например, жидкостью WD-40, или обычным керосином. Возможно, придется «замочить» резьбу на несколько часов;
  • Удалите все фиксирующие приспособления;
  • Установите накидную головку на гайку, и попробуйте провернуть ее, используя рычаг. На этом этапе лучше не применять рукоятки с трещотками, можно повредить механизм;
  • После «подрыва», гайку можно откручивать любым ключом, которым будет удобнее.

Выбросьте старую гайку и шпильку. Очистите резьбовое соединение от ржавчины и следов фиксирующих составов.

Как открутить гайку ШРУСа, если применен фиксирующий буртик

Именно такой способ фиксации чаще всего приводит к «слизыванию» резьбы. ВАЗоводы знают, о чем речь. Неопытный мастер, обрадовавшись легкому ходу гайки, испортит вашу гранату за 2-3 оборота ключа.

Для правильного разфиксирования необходим специальный пробойник, в точности соответствующий размеру буртика-шлица. Их не сыщешь днем с огнем, поэтому разумно изготовить полезный инструмент самостоятельно. Например, из старого напильника. С его помощью можно открутить гайку, сохранив резьбу на полуоси.

После разборки, необходимо немного проточить буртик от заусенцев.

Что делать, если гайки не откручиваются?

Вы сняли фиксаторы, «отмочили» ржавчину, купили ключ с рычагом 1 метр, а дело не идет? Есть проверенные способы, как открутить гайку без болгарки.

  • Обратное вращение. Иногда достаточно сначала стронуть гайку в сторону закручивания, и процесс пойдет;
  • Обстукиваем гайку. Небольшим молотком (лучше латунным или медным) надо обстучать грани;
  • Нагрев. Газовая горелка или паяльная лампа – практически 100% гарантия успеха за счет расширения металла. В электрифицированном гараже можно воспользоваться строительным феном. Греть не менее 5 минут.

Не стоит впадать в панику, бить кувалдой по ключу, резать ступицу болгаркой. Ржавчина на резьбе – не сварка. Соединение все равно остается разъемным, просто требуется немного терпения.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Многие согласятся с тем, что откручивание ступичной гайки относится к таким занятиям, которыми можно наказывать в судебном порядке, слишком уж это неудобно, тяжело даже физически сильному человеку со всем необходимым набором инструментов. Тем не менее, раз не всегда есть возможность выбрать наиболее легкий (вариант Первый, он же Главный!) - отправка авто на СТО, где не только открутят её но и произведут последующий ремонт. Тогда придется самостоятельно разобраться с поставленной задачей, причем применив как можно более легкий и результативный способ.

В какую сторону откручивается ступичная гайка

Да, очень может быть, что вы один из счастливчиков, которые не будут нуждаться в дополнительных усилиях, так как проблема с откручиванием гайки может заключаться просто в выборе неправильного направления.

Итак, берем вороток и, когда ваше авто далеко не новое, попробуйте, если гайка не контрится, на левом колесе - откручивать гайку против часовой стрелки, а на правом, - по часовой стрелке. В современных марках обычно и слева, и справа надо откручивать ступицу против часовой стрелки .

Прежде чем приступать к откручиванию гайки ступицы, не забывайте, что она срывается, когда машина стоит на колесах, а под ними размещены упоры. На стороне с которой будет откручиваться гайка, надежно устанавливается упор.

Хотя если гайка расположена глубоко, а тормозной диск вентилируемый, то можно пытаться откручивать (зафиксировав мощной отверткой) и так, только так же убедившись, что машина надежно подстрахована. Помните и о личной технике безопасности: защищайте глаза, не усердствуйте излишне, ведь в кураже-задоре можно случайно пораниться или испортить кузов автомобиля.

К сожалению, в большинстве случаев недостаточно применить вороток с большим рычагом, приходится использовать дополнительные инструменты, специальные смеси. Рассмотрим остальные варианты.

Самый легкий способ открутить/сорвать гайку ступицы

Наиболее легким способом можно считать следующий, но он предполагает полную замену гайки. Не переживайте, любой метод не гарантирует сохранность этой детали. Чтобы ступицы с места (вариант для всех марок - от ВАЗ до иномарок, где на валу есть канавка), нужно взять:

Откручивание ступичной гайки ВАЗ с помощью сверла

  • Новую гайку.
  • Дрель или шуруповерт.
  • Сверло до 3 мм.
  • Зубило.
  • Молоток.

Процесс.

  1. Сверлить гайку нужно вдоль канавки для расконтрирования.
  2. С помощью зубила и молотка просто разбиваем гайку и снимаем ее с последующей заменой.
  3. Если выбрасывать гайку не представляется возможным, тогда придется попотеть - и в прямом смысле слова тоже.

Но такой метод стоит применять только в крайнем случае, сначала попробуйте применить более-менее простые и гуманные методы.

Как отвернуть ступичную гайку - деликатный способ

Что нужно:

  • Трубчатый торцевой гаечный ключ - «вороток». Инструмент должен быть изготовлен из высокопрочной стали.
  • Мощная отвертка.
  • Железная труба.
  • WD-40.
  • Металлическая щетка.

Процесс.

  1. Очищаем резьбу от загрязнений, используя щетку с металлической щетиной. Теперь следует пропитать ступичную гайку проникающей смазкой. Например, WD-40.
  2. Пропитываем проникающей смесью ступицу. На 10-15 минут можно передохнуть, а затем следует надеть на гайку головку от ключа и несколько раз ударяем по ней молотком, постепенно повышая силу удара. Только не переусердствуйте: смысл данного действия в том, чтобы произвести небольшую деформацию гайки, за счет этого снять ее будет легче. И сразу после ударов следует попытаться открутить ступичную гайку на ВАЗ или машине другой марки.

Снять гайку с авто: силовой способ

Что нужно:

  • Рычаг из трубы (длина не менее полутора метров).
  • Мощный торцевой ключ (450 мм.).
  • Головка соответствующего размера.

Процесс.

Насаживаем головку ключа на гайку ступицы, вставляем вороток и насаживаем трубу на ручку. Понемногу увеличивая прилагаемые усилия, отворачиваем деталь.

Как говорят опытные мастера-автолюбители, мало какая ступичная гайка сможет долго сопротивляться, если вы используете «зиловский» балонник!

Как открутить сорванный болт

Что делать, чем и как выкручивать если сорвал шпильку или болт. Видео советы как самостоятельно открутить сорванный болт/шпильку в двигателе или коллекторе. Надежный способ как выкрутить если сорвал головку болта

Замена заднего ступичного подшипника ВАЗ 2111

Чтобы заменить задний подшипник ступицы на автомобилях ВАЗ 2110, 2111, 2112 вам понадобится: головка на "30", ключи на "10" и "15", молоток, утконосы и длинная труба в качестве рычага. Наглядно смотрите нюансы

Откручивание ступичной гайки на ВАЗ: «жги, бей и крути!»

Теперь рассмотрим способы, которые могут быть единственно эффективными в вашем случае, но от этого они не менее радикальные, даже варварские.

Сильные удары молотом

Бьешь по ступице - бьешь по подшипнику! Если будете осуществлять замену, тогда - вперед! Если же дорожите , избегайте этого способа.

Использование горелки

Гарантированно сработает закон физики, и тело (читай: гайка ступицы) будет расширяться. А это существенно облегчит снятие упрямой детали. Есть одно «но»: разогревается не только эта одна деталь, но и все остальное, в области действия горелки. Например, подшипник. А этого лучше не допускать. В качестве более щадящего варианта можем предложить использовать паяльник и… терпение. Оно вам понадобится.

Прыжки на рычаге

Сорвать гайку ступицы поможет зубило

«Метод» таит в себе опасность неожиданного срыва граней гайки, поломки ключа и так далее. Просто не делайте так.

Берете зубило, делаете зарубки на гранях

Увеличение диаметра, конечно, делает ступичную гайку непригодной для дальнейшей эксплуатации, зато ее легко будет отвернуть.

Химичим

Сейчас рассмотрим способы для тех, кто не полагается на помощь физики, а хочет решить проблему с помощью химии. В вашей лаборатории должно быть: керосин, уайт-спирит, подкисленная серная кислота, цинк, пластилин, молоток, вода, наждачная бумага, гаечный ключ, зубило.

Атрибуты химспособа откручивания гайки

Процесс.

Керосином (бывалые рекомендуют сделать смесь из Уайт-Спирита и керосина) смачиваем гайку и болт, прикладывая к ним тампон, без разницы, ватный или марлевый. Спустя некоторое время - от часа до суток, и при повторных попытках, вы можете обнаружить, что ступичную гайку удается легко открутить. Но и тут без силы не обойтись: как минимум, вам наверняка придется поработать наждачной бумагой, чтобы очистить детали от ржавчины. Если же и после этого дело не идет, следует помочь молотком: постучите им по граням гайки ступицы.

Если же и в этом случае вы не добились успеха, сделайте небольшую емкость из пластилина, закрепите сверху ступичной гайки, налейте туда воды с серной кислотой, положите в емкость цинк. Начинается химическая реакция, которая очень хорошо справляется с ржавчиной. Обычно хватает суток, чтобы даже запущенная коррозия отпустила деталь. Довершите дело гаечным ключом. Но такой метод справедлив лишь в том случае, когда причина того, что гайка намертво прикипела и/или приржавела, а если же элементарно её перетянули, пренебрегая требуемым моментом затяжки (дабы «наверняка»), то нужно лишь курочить её.

Каков итог..

Как видите, откручивание ступичной гайки - дело непростое, но вполне решаемое. Обратите внимание на то, что для начала стоит попытаться сохранить ступичную гайку, применяя проникающие жидкости типа вэдешки. Физические усилия по скручиванию ступицы должны быть умеренными. И, конечно, стоит воздержаться от сильных ударов и раскаления горелкой, как способов, способных привести в негодность не только гайку, но и подшипник.

Сначала о проблеме в общем -

Иногда для того что бы открутить большую гайку не имея подходящего ключа, проще приспособить для этого то что есть под рукой чем бегать по магазинам в поисках ключа. Сам пользуюсь вот таким не хитрым приспособлением, который Ухватывает и откручивает, любые трубы и большие гайки. При этом все что для него нужно, это кусок профильной трубы сантиметров 30-40 и мотоциклетная цепь. Подойдет и велосипедная для маленьких размеров. Цепь, одним ее концом привариваем к трубе, а второй, плотно обогнув гайку, запускаем внутрь. Делаем залом и "хомут" затягивается, а труба выполняет роль рычага. После разводного и газового ключа это наипервейший инструмент, при чем дешевый - дальше не куда.

Ну а для частного случая -

могу посоветовать следующее.

Лучший из универсальных инструментов для таких интересных мест это сантехнический ключ с самозажимной подвижной губкой. Он хорошо подлазит к таким местам.

Можно загнуть губки у тонкого гаечного ключа (бывают такие в ЗИПовских наборах мотоциклов, велосипедов и бензопил) по примеру во такого как указано на фото ниже -

Под конкретный размер гайки, находящейся в труднодоступном месте, можно сделать и вот такой "ухват" из металлической пластины толщиной 4-5 мм. на ручке и с воротком.

В основном на прижимных гайках смесителей грани на 32,36 или 38 мм. У автолюбителей может быть ступичный ключ такого размера, он тоже хорошо подойдет для этой цели. Выглядит он как на рисунке ниже. На этом же рисунке я выделил область ключа, которую можно взять за идею самодельного ключа - на подходящую по размеру трубку приварить два штифта которые будут упираться в углы граней гайки, а снизу сделать вороток.

Каждый человек в своей жизни не один раз сталкивался с такой неприятностью, как заржавевший и прикипевший крепеж. Эта ситуация известна всем: мотоциклистам, автомобилистам, велосипедистам, слесарям и сантехникам. Последним в особенности.

Часто случается, что ну просто необходимо или поменять кран в квартире или доме, а противная гайка или болт никак не хотят выкручиваться. В этой ситуации не помогут силовые способы: гайка сидит мертво. Да и применять к ней излишнюю силу не всегда получается. Можно запросто что-то сломать, сорвать резьбу, срезать грани элементов. Чтобы не портить нервы, а в такой ситуации этого не избежать, необходимо знать, как открутить заржавевшую гайку в домашних условиях. Для этого есть несколько эффективных способов.

Почему и что делать?

Ремонт может быть серьезно затруднен, замену необходимых запчастей придется отложить на потом. Во всем виновата коррозия. А причина этого весьма и весьма банальна. К примеру, во время монтажных работ на заводе-изготовителе или же в процессе проведения предыдущих ремонтных работ «профессионалы» в той или иной области решили проигнорировать обработку крепежных деталей смазочным материалом. Затем под резьбу попала жидкость. Вода вызвала процессы разрыхления на поверхности болта и гайки. Это разрыхление намертво сцепило детали новым соединением на уровне молекул. Как открутить заржавевшую гайку — целая наука, а процесс откручивания может занять массу времени, сил и нервов.

Использование вспомогательных средств

Первое, что необходимо обязательно попробовать, — это различные средства, среди свойств и характеристик которых указано уменьшение трения и растворение различных загрязнений. Этим веществом может быть совершенно любое средство, которое отличается высокой проникающей способностью. Современный рынок предлагает множество самых разных продуктов, которые способны облегчить процесс откручивания приржавевшей гайки.

Самый популярный препарат для этих целей — это легендарный состав WD-40. Это действительно уникальное средство, которое позволяет решить не только эту, а еще и множество других проблем. Перед тем как открутить заржавевшую гайку, необходимо тщательно побрызгать жидкостью из баллончика и немного подождать.

Но WD-40 — это не единственная возможность. В составе препарата — керосин, а это значит, что если у мастера также есть керосин, бензин, то это пусть и не оптимальный выбор, но все же действенный. Во всяком случае, гайку открутить можно будет.

Еще одно доступное подручное средствоуксусная кислота. Если есть в свободном доступе любая другая несильнодействующая кислота, то можно воспользоваться и ей. Здесь все те же рекомендации — тщательно смочить соединение.

В самом крайнем случае помогут американские технологии. В ближайшем супермаркете можно приобрести 0,5 л, а лучше целый литр Coca-Cola. В составе этого чудо-напитка есть которая, пусть и неидеально, но поможет решить эту задачу.

Перед тем как открутить заржавевшую гайку, соединение тщательно смачивают любым их этих средств. Далее можно отдохнуть около 20 минут. Этого будет достаточно, чтобы препарат проявил свои проникающие способности. Пока жидкость будет проникать, следует постучать по виновнику молотком. Стучать необходимо по всему периметру. Срывать элемент следует постепенно, раскачивая гайку. Если не вышло, стоит облить соединение любым из препаратов и подождать еще дольше. Если снова не получилось, то стоит поискать другой, более эффективный способ, как открутить заржавевшую гайку на смесителе или где-нибудь еще.

Решение задачи посредством нагревания

Если гайка упорно не хочет поддаваться, тогда стоит применить нагрев. Ни для кого не будет секретом то, что любой металл, если его разогреть до определенных температур, имеет свойства расширяться. Поэтому обязательно стоит попробовать как один из вариантов хорошо разогреть гайку. Затем, пока она еще не остыла, нужно пытаться сорвать ее. Но делать все следует как можно быстрей, иначе нагреется и болт, и тогда дела не будет. Но даже если разогреется соединение полностью, то этот процесс будет происходить неравномерно. Ржавчина деформируется и отпустит гайку.

Для того чтобы достаточно нагреть крепежный элемент, можно применить любые доступные возможности. Это может быть зажигалка, спички, кипяток. Лучше всего подходят мощные паяльники, Перед тем как открутить заржавевшую гайку, стоит убедиться в надежной защите рук. Следует работать внимательно и предельно аккуратно. Если в рабочей зоне находятся детали из дерева, нагревать гайку нельзя: это может привести к повреждению древесины.

Закрутка

Кроме этих двух предложенных способов еще рекомендует не откручивать, а закручивать деталь. Часто таким образом получается сдвинуть слой ржавчины и раскачать крепежную деталь, после чего ее можно без труда открутить. Этот вариант можно комбинировать с нагревом.

Постукивание

В процессе отстукивания граней откручивается все, даже если очень сильно заржавела гайка. Как открутить? Просто постучать по периметру крепежной детали. В процессе ударов будут происходить микродеформации. Эти деформации разрушат слой ржавчины. Но здесь важно не прикладывать серьезных усилий. Удары должны быть не сильными, по размерам соединения. Если бить сильно, можно повредить грани, и тогда гайка уже никогда не открутится.

Разрушение и уничтожение

Если ни один способ не приблизил к решению задачи, остается только разрушить и уничтожить соединение. Здесь также существует несколько вариантов. Способ выбирается исходя из того, где заржавела гайка. Как открутить? Да просто распилить ее при помощи болгарки либо просто ножовкой с полотном по металлу. Но не везде можно разрушить соединение посредством разрезания. Например, в автомобильном колесе это будет сделать нелегко. На смесителе в ванной можно повредить сам смеситель.

Если уже нет вариантов, как открутить заржавевшую гайку, на колесе например, то можно попробовать высверлить негодницу при помощи электрической дрели. Еще один действенный способ — с помощью тонкого зубила и молотка можно сделать канавки на гранях изделия. Необходимо очень равномерно деформировать деталь с каждой из сторон, чтобы ее можно было легко открутить. Естественно, что вместо этой затем придется вкрутить новую.

Профилактика

Гораздо проще ухаживать за ботовыми сведениями, чтобы потом не пришлось думать, как открутить заржавевшую гайку в домашних или гаражных условиях. Стоит соблюдать рекомендации, затягивать деталь до определенного момента, соединения всегда смазывать.