Язык родственный хинди. Иностранные языки—хинди


ХИНДИ - государственный язык Индии, на котором говорят в большинстве северных и центральных регионов страны. Он относится к индоарийской группе индоевропейской семьи языков. На хинди говорят свыше 600 миллионов человек, которые проживают на территории более 248 000 квадратных километров. По численности говорящих этот язык стоит на пятом месте в мире после арабского, китайского, испанского и английского. Хинди - основной язык радио, телевидения, кино. На нем издаются тысячи наименований периодических изданий. Он все шире внедряется в науку. На нем ведется преподавание почти во всех школах и во многих высших учебных заведениях региона распространения хинди: в штатах Бихар, Кашмир, Мадхья-Прадеш, Пенджаб, Раджастхан, Уттар-Прадеш, Харияна, Химачал-Прадеш, а также на союзной территории Дели. Вне хиндиязычного ареала этот язык является обязательным учебным предметом во всех штатах, кроме Тамилнада.
До настоящего времени нельзя с полной уверенностью сказать, произошли ли все арийские языки: греческий, латинский, персидский, русский и др. - от ведического санскрита или же и сам санскрит наряду с другими языками исходит от какого-либо первобытного арийского языка. Как бы то ни было, совершенно определенно установлено, что арьи, по имени которых названы их языки, покинули первоначальное место своего проживания, расселились по различным территориям, где и заложили основы различных языков. Так, из племен, ушедших на запад, возникли народы, говорящие на английском, греческом, латинском и других арийских языках. Из тех, что направились на восток, образовалось две группы. Одна двинулась в Персию, а другая, перевалив через Гиндукуш, пришла в Индию через долину Кабула. Представители первой группы, поселившиеся в Иране, создали при помощи мидийского языка персидский. Представители второй - санскрит, из которого через пракриты возникли современные индоарийские языки. К числу языков, развившихся из санскрита через пракрит, принадлежит и хинди.
Когда арьи пришли в Индию, их языком был древний, или ведический санскрит - на нем написаны Веды. Язык Рамаяны, Махабхараты, произведений Калидасы и других поэм является значительно более поздним. В древних грамматиках встречается упоминание о двух видах языка - ведическом и народном, правила которых имеют большие различия. Для этих двух языков характерно следующее: во-первых, падежные окончания имен существительных выражаются синтетически; во-вторых, для выражения лица и числа глагола значение личного местоимения передается формой самого глагола независимо от присутствия этого местоимения. Из наскальных надписей Ашоки и книг Патанджали явствует, что приблизительно за 300 лет до нашей эры в Северной Индии употреблялся язык, который содержал значительно различавшиеся диалекты. Этот новый язык был назван пракритом (от корня пракрити - природа, то есть естественный язык).
Первичный пракрит спустя несколько столетий принял форму вторичного пракрита. Для первичного была характерна та же синтетичность, что и для санскрита. Однако вследствие большого употребления согласных звуков он резал слух. Вторичный пракрит, с уменьшенным количеством согласных, принял более благозвучную форму. Он получил значительное развитие благодаря распространению буддизма. Сейчас вторичный пракрит больше известен как пали.
Со временем произошли изменения и во вторичном пракрите. И если развитие письменного пракрита приостановилось, разговорный продолжал изменяться. Письменный пракрит был назван апабхранша (что значит «испорченный»). Существовали разные его диалекты. Апабхранша отличается от санскрита и обоих пракритов тем, что теряет синтетический строй и приобретает аналитический строй, то есть для выражения падежных значений вместо падежных окончаний в них употребляются особые слова, а в формах глаголов уже не ощущаются местоименные признаки. Язык хинди возник из двух диалектов апабхранша. Пракриты употреблялись приблизительно до VIII-IX веков н. э., а апабхранша - до XI века н. э. Начало развития современного хинди датируется XII веком.
Первичный хинди - это хинди, который отделился от апабхранша. Можно выделить два этапа его развития:
героический (1200-1400 годы);
религиозный (1400-1600 годы).
К героическому периоду относят известное произведение «Алха» поэта Джаганика, жившего в Раджпутане, на западе Индии. В то время создаются поэмы - оды в честь храбрых героев-воинов и раджпутов. К религиозному периоду принадлежит литературы бхакти (религиозных последователей). Создаются такие произведения, как священная книга сикхов «Ади-грантх», произведения святого поэта Кабира: «Сакхи», «Шабд», «Рехта», «Биджак», гимны поэтессы Мира Баи, произведения в честь Кришны, одно из самых известных творений Сур Даса «Сур сагар». Большое распространение в тот период получила суфийская литература таких поэтов-мусульман, как Рахим, Файджи, Фахим и др.
Средневековый хинди (1600-1800 годы). Этот период принято считать золотым веком поэзии хинди. Одно из самых известных произведений этого периода - «Рамчаритр манас» Тулси Даса. Тулси Дас переложил сложный для понимания простым народом эпос Рамаяна, написанный на санскрите, на простонародный хинди. Известными поэтами этого периода были Прия Дас, Кришна Кави, Бхикари Дас, Сурати Мишра.
Современный хинди (1800-1900 годы). Это эпоха появления и развития прозы на хинди: Лаллу-джи Лал создал тогда свои «Прем сагар», «Раджнити», «Сабха вилас», «Лалчандрика». Были переведены с английского и опубликованы на хинди книги различной тематики. С этого же времени начался выпуск книг на хинди по христианству. К числу авторов-просветителей относятся пандит Шрилал, пандит Ваншидхар Ваджпеи и Раджа Шивпрасад. Огромную популярность в народе получили и произведения таких авторов, как Прем Чанд, пандит Сумитранандан Пант, бабу Джайшанкар Прасад, пандит Сурьякант Трипатхи, пандит Макхан Лал Чатурведи, Упендранатх Ашк, Яшпал, Нандадуларе Ваджпеи, Джайнендра Кумар, Динкар, Баччан, Шьям Сундар Дас, Рамчандра Варма.
Диалекты хинди
Обычно все диалекты хинди делят на четыре основные группы:
диалекты Раджпутаны, или штата Раджастхан (западные): джайпурский, марварийский, меварийский;
горные (гималайские): гархвали, камаони, нейпали;
доабские: брадж, канауджи;
восточные, или диалекты Пурби: авадхи, бходжпури, магадхи, майтхили.
Особняком стоит фиджийский хинди, возникший недавно в результате смешения разных диалектов.
Одним из диалектов хинди является смешанный с персидскими и арабскими лексическими элементами язык хиндустани.

Современный литературный язык хинди является государственным языком Индийского Союза, на котором говорят более 500 млн. жителей Индии и некоторых других стран.

Хинди принадлежит к индоарийской группе индоиранской ветви индоевропейской семьи языков.

Понятие хинди объединяет группу родственных языков хинди, литературным представителем которых, а также языком официальных документов Индийского Союза, бумажной и электронной прессы, выступает современный литературный язык хинди. Он является кроме того официальным языком делового общения всех десяти хиндиговорящих штатов Индии.

Язык хинди прошел длинный и сложный путь развития, который подразделяется на несколько этапов, наложивших отпечаток на фонетический и грамматический строй языка, а также на его лексику.

Ранний период (с X по XII вв.), во время которого в Северной Индии у власти стояли правители-индусы.

Ранний средний период (с XII по XVI вв.), или период правления тюрков.

Поздний средний период (с XVI по XIX вв.), или период правления Великих моголов, в середине которого началось завоевание Индии европейцами.

Современный период, который подразделяется на два подпериода:
— с начала XIX в. и до получения Индией независимости в 1947 г.;
— с момента обретения независимости и до настоящего времени.

Современный литературный язык хинди как раговорный язык зародился в исторической области Куру, в районе Дели-Мератха (Мирута). Этот язык получил названия каурави, т.е. относящийся к району Куру. Находясь на стыке нескольких языков хинди, каурави вобрал в себя элементы таких языков, как брадж, бангару, панджаби. Став языком бытового общения большого и политически важного ареала, каурави получил и другое название - кхари боли, т.е. «нормированная, или правильная речь».

С XI в. В Индию начали проникать завоеватели-мусульмане, основавшие в XIII в. Делийский султанат. Ислам стал государственной религией, а персидский язык - официальным языком султаната. Среди мусульманских правителей и мусульманской знати были весьма образованные люди, которые создавали различные литературные произведения не только на персидском языке, но и на местном языке каурави / кхари боли. Крупнейшим поэтом того времени был Амир Хусро (1253 - 1325). Он назвал этот местный язык языком хиндави, т.е. языком людей, живущих к востоку от реки Инди. На санскрите название этой реки звучало как Синдху, что в результате фонетических изменений трансформировалось в слово «хинду». Этим словом стали называть местность, лежащую к востоку от реки Инд, а затем - и всю территорию Индии. Само слово с течением времени стало произноситься как хинд. Через некоторое время на конце слова появился долгий гласный и, и слово стало звучать как хинди, т.е. Индия. Местный язык, на котором говорили в Дели и близлежащих районах, получил название «забан-э-хинди», т.е. «язык Индии». В конце концов слово забан перестало употребляться, и язык начали называть просто хинди.

В начале среднего периода развития современного литературного языка хинди начинает складываться своеобразный говор, представляющий собой определенное смешение хинди/кхари боли и персидской лексикой. Появление этого говора было связано с возникшим синтезом индусской и мусульманской культур. Сохраняя основной словарный запас и грамматический строй кхари боли, новый говор заметно пополнил словарь как специальной персидской лексикой, так и лексикой, отражающей бытовые и религиозные реалии мусульманского государства. Этот говор вначале назывался, как и местный язык, - хиндави.

С течением времени хиндави начинает распространяться на другие районы Индии. Этому способствовала политика мусульманских завоевателей, расширявших сферу своего влияния. С другой стороны распространение хиндави связано с общеиндийскоим движениембхакти (движением «преданных богу»), проповедники которого, наряду с местными языками использовали и хиндави. Персианизированная форма хиндави постепенно осваивалась как пришельцами, так и местными мусульманами, т.е. индийцами, принявшими ислам.

На рубеже раннего и позднего периода развития поэзия на хиндави (кхари боли) перемещается на север Южной Индии, что связано с завоевательными походами мусульманских правителе в Декан. Здесь хиндави (кхари боли) получает дальнейшее развитие, расширяя свой словарь за счет арабской и персидской лексики. При этом хиндави начинает систематически писаться арабским шрифтом. В отличие от северного хиндави (кхари боли), который использовал древний индийский алфавит деванагари, этот язык с его арабской графикой получил название дакхини («южный язык»). С течением времени дакхини становится признанным языком общения и ведущим литературным языком северных районов Декана.

Хиндави продолжает развиваться и в Северной Индии, особенно при дворе Велики моголов. Он вобрал в себя достаточное количество арабской и персидской лексики, которая стала неотъемлемой частью его словаря. При этом произведения создавались с использованием обеих график - деванагари и арабской.

Во время завоевательных походов в Декан в XVII в. Хиндави снова проникает на юг. Чтобы различать этот «пришлый» язык и местный язык дакхини, хиндави начали называть «забан-е-урду-е-муалла», т.н. языком «шахского лагеря». Через некоторое время этот язык получил сокращенное название - урду. Северный хиндави, или урду, по многим причинам вытеснил дакхини и стал единственным литературным языком Декана. Поскольку северный хиндави (урду) и дакхини были вариантами одного и того же языка, переход в литературном творчестве с одного языка на другой не представлял особой трудности. Поэтому спустя незначительный промежуток времени после завоевания Декана там появились поэты, создававшие произведения на северном хиндави (урду).

Таким образом, на смену персидскому языку, который отошел на второй план, пришел собственно индийский язык в двух письменных формах. К концу XVIII в. Песианазарованная форма хинди, т.е. урду, становится единственным языком общения индийских мусульман Северной Индии (кроме Бенгалии) и занимает место второго официального языка Могольской империи. Англичане, к середине XVIII в. Прочно утвердившиеся в Индии, начали проводить свою языковую политику. Распад империи Великих моголов и укрепление позиций англичан положили начало современному периоду развития литературного языка хинди. Стремясь заручиться поддержкой не только мусульманской, но и индусской общины, составлявшей большинство населения Северной Индии, англичане, наряду с урду, начали всемерно поощрять и хинди. К тому же они считали, что хинди больше подходит для пропаганды в Индии христианского учения.

Начало современного периода в становлении современного литературного языка хинди обычно связывают с деятельностью христианского колледжа в форте Вильяма в Калкате (Калькутте), которая к началу XIX века стала политическим и экономическим центром английской экспансии в Индии. Именно там появилось на свет несколько произведений (в обеих графиках), из которых наиболее известными являются «Премсагар» («Океан любви») Лаллу джи Лала (1803 г.) и «Баг о бахар» («Сад и весна») Мир Аммана (1802 г.) Устойчиво слово «хинди» для обозначения современного литературного языка стали употреблять англичане, о чем свидетельствуют названия различных работ, вышедших в начале XIX века.

Современный период развития хинди характеризуется укреплением его персианизированной формы, т.е. урду. В 1837 г. урду был признан языком судебных учреждений, т.е. по сути дела стал официальным языком, вытеснив окончательно персидский язык. В то время хинди со шрифтом деванагари не был готов стать официальным языком, поскольку в стране до 1859 г. господствовала мусульманская администрация империи Великих моголов, и вся специальная терминология заимствовалась из арабского и персидского языков.

Хинди продолжал развиваться, о чем свидетельствует начало издания газет и журналов на этом языке. Систематические печатные издания на хинди начали выходить уже в начале XX века.

Интенсивное развитие хинди начинается после достижения Индией независимости, т.е. во второй половине XX века. Конституция Индии (1950 г.) провозглашает хинди со шрифтом деванагари государственным языком Индийского Союза.

В XX веке современный литературный язык хинди становится предметом преподавания и обучения. Первое отделение хинди было открыто в 1919 году в Колкате. Сейчас в Индии более 60 университетов, где преподавание ведется на языке хинди.

Хинди играет роль языка межнационального (межэтнического) общения в хиндиязычном ареале, является основным литературным языком.

В настоящее время под словом хинди понимают:

в широком смысле слова - 23 языка хинди, которые являются родными языками жителей хиндиязычного ареала;

в узком смысле слова - современный литературный язык хинди.

Некоторые думают, что это санскрит. Но давайте не будем спешить и узнаем, на каком языке говорят в Индии на самом деле? Этот вопрос особенно интересует того, кто собирается посетить эту азиатскую страну. Также любопытно знать ответ тем, кому хочется как можно больше узнать о необычном государстве, способном поразить любого европейского человека.

Хоть основной язык в Индии – хинди, на использовании исключительно его население не ограничивается . Так как эта страна является многонациональной и имеет достаточно насыщенную событиями историю, в Индии разговаривают на самых разных языках: хинди, английский, бенгали, телугу, урду и многие другие . Какой штат не возьми, практически в каждом из них преобладает свой язык или диалект.

Если вы хотите узнать, какой язык в Индии является национальным, предлагаем ознакомиться с представленными ниже материалами.

Языковое разнообразие в Индии

В Индии сложилась достаточно необычная языковая обстановка. На территории страны проживает много национальностей, исповедующих свои и придерживающихся определенных культурных традиций . Такое положение обусловлено историческими событиями, которые происходили на протяжении многих веков.

В разное время в Индии проживали народности, между которыми происходили различные взаимодействия. Некоторые из них пытались расширить свое влияние на другие народы, другие хотели развить экономические связи, для третьих было важно насадить собственную веру. Так или иначе, за все время Индии не удалось стать унитарным государством, объединенным едиными взглядами на разные аспекты жизни . В стране и сегодня существует много народностей, которые живут обособленно друг от друга. Возможно, именно в этом кроется причина отсутствия стабильности и положительного экономического развития?..

Все языки, которые распространены на территории Индии, делят на четыре основные группы:

  1. Индоарийская (индоевропейская). Самый распространенный среди жителей Индии индоевропейский язык – хинди, а также его диалекты . Согласно данным 2002 года на нем говорят около 422 млн. жителей государства. Большая часть населения штата Западная Бенгалия говорит преимущественно на бенгальском, штата Гуджарат – гуджарати (около 70%), Кашмир – кашмири (55%), Джамму – догри, Ассам – ассамский (около 60%). К группе индоарийских языков также относят марахти, ория, урду, пенджаби, майтхили, синдхи, конкани, непальский и санскрит.
  2. Сино-тибетская . К ней относится язык бодо, на котором общаются в штате Ассам, и манипури.
  3. Дравидийская . В штате Карнатака, расположенном на побережье Аравийского моря, более 95% населения используют язык каннада. К дравидийской языковой группе также относят тамильский, телугу и малаям.
  4. Австралоазиатская . В Индии данная группа представлена всего одним языком – сантали.

Если обобщить ситуацию с распространенностью различных языков на территории Индии, то она выглядит следующим образом:

  • Северный и центральный район государства – это, преимущественно, область распространенности индоарийской языковой группы.
  • В южной части страны наиболее высокая вероятность встретить человека, говорящего на языке дравидийской группы.
  • В северо-восточных штатах среди населения чаще звучат сино-тибетские языки.
  • Население, говорящее на языках австралоазиатской (австразийской) группы – это, в основном, племена санталов, проживающие в восточной части страны.

Всего в Индии в качестве основных преобладает более 30 языков . Но, если учитывать все диалекты, которыми пользуется население, то эта цифра может быть представлена несколькими сотнями .

Перед прибытием в тот или иной штат Индии лучше заранее выучить несколько слов из того языка или диалекта, на котором общаются местные жители. Это поможет сориентироваться в любой ситуации.

Индия удивительна тем, что в этой стране официальными признается 22 языка . Согласно результатам 2002 года, полученным в результате переписи населения, можно сделать вывод об их распространенности на территории страны (данные представлены в порядке убывания):

  • хинди;
  • бенгали (бенгальский);
  • маратхи (больше всего распространен в штате Махараштра – самом экономически развитом);
  • телугу;
  • тамильский;
  • урду (к слову, является государственным языком Пакистана);
  • гуджарати;
  • каннада;
  • малаялам;
  • ория;
  • пенджаби;
  • ассамский;
  • майтхили;
  • сантальский;
  • кашмири;
  • непальский;
  • синдский;
  • конкани;
  • догри;
  • манипури;
  • бодо.

Есть и другие языки, на которых говорят в разных частях Индии. Правда, многие из них менее распространены (багхели, марвари, бундели и др.). Также есть языки, возникнувшие в результате слияния двух других языков. Например, сочетание хинди и английского способствовало появлению хинглиша, а смешения урду и хинди – хиндустани .

Государственный язык в Индии

Государственным в Индии является язык, которому уже не одна тысяча лет – хинди . Но, несмотря на то, что он основной и количество его носителей в государстве колоссальное, немало людей из разных штатов страны одновременно говорят и на других языках. Впрочем, поговорим о них несколько позже, а сейчас уделим больше внимания хинди, который, несомненно, заслуживает этого.


Алфавит хинди — из детского учебника

Особенность хинди в том, что очень много слов в нем позаимствовано из санскрита – древнейшего, невероятно сложного, но грамматически «правильного» языка . Если хинди является более разговорным языком, то санскрит – литературным. Чтобы было понятнее, можно привести пример. Аналогичная ситуация наблюдается в случае с итальянским языком, в котором множество слов взято из латыни.

Зная хотя бы самое основное из хинди, можно беспроблемно путешествовать по Индии. Такого подготовленного туриста поймут везде, так как более 500 млн. индийцев разговаривают именно на хинди.

Зная хотя бы частично этот национальный индийский язык, каких-то сложностей в общении с местными возникнуть не должно. Английский – тоже хороший помощник для путешествующего по Индии. И мы сейчас разберемся, почему.

Статус английского языка на территории государства

Правительство государства признало, что английский – такой же национальный язык в Индии, как и хинди . А объяснить это можно историческими событиями, которые пережила эта многострадальная азиатская страна.

Еще в XVII веке Англия в рамках Ост-Индской кампании наладила выгодную для себя торговлю с Индией. Великобритании хватило ста лет для того, чтобы азиатская страна сумела полностью подчиниться и стать ее колонией.

Англия была главной во всем. Она установила свои порядки в торговой, общественной, правительственной и других сферах жизни индийцев. Местным жителям отводилась роль дешевой рабочей силы, занимающейся добычей и поставкой различного сырья, а также производством товаров.

Нельзя говорить лишь о негативном влиянии Англии на Индию, так как эта высокоразвитая страна все же сумела многое сделать для нее. Для жителей этого азиатского государства всегда была характерна некая пассивность, смиренность, нежелание что-либо всерьез менять в своей жизни. Индийцы, скорее, просто стараются приспосабливаться к условиям, но не бороться за их улучшение . Кстати, некоторые ошибочно называют индийцев индусами, хотя на самом деле индус — это приверженец религии индуизм.


Надпись санскритом на камне

Так как в Индии проживает множество национальностей, которые не хотят мириться со взглядами и убеждениями другу друга, это приводит к многочисленным внутригосударственным конфликтам. И, возможно, именно благодаря Англии и ее умению долгое время контролировать штаты своей колонии не дало Индии расколоться . И по сей день индийские власти используют эффективные институты управления и многие другие достижения высокоразвитого общества, которые были позаимствованы у Англии.

Удивительно, но есть на свете язык, который принят в качестве государственного в двух разных странах и имеет два названия и алфавита, оставаясь по сути одним и тем же. Это – язык хинди, как его называют в Индии и урду – как его называют в Пакистане.
Конечно, после разделения Британской Индии, где хинди/урду был самым распространенным языком общения, на два государства было предпринято немало попыток искусственно изменить его, чтобы две версии одного языка, принятые в этих странах, кардинально отличались друг от друга. С этой целью многие слова, попавшие в хинди из персидского и арабского языка были заменены словами из древнего языка санскрит, а попавшие в урду из индийских языков –на персидские. Не смотря на это структурно, грамматически эти два языка на самом деле один, хотя и с минимальным и фонетическими различиями. (Естественно не совпадают и стили написания: слева направо на алфавите Девангари и справа налево на арабско-персидском алфавите).

Поэтому не удивительно, что в Пакистане очень популярны фильмы из Болливуда, а в Индии – пакистанские сериалы, ведь смотреть их можно без перевода.

Исследователи-лингвисты считают, что до прихода тюрков-завоевателей в Индию в ней от Пешавара до Бенгала был распространен единый язык, который назвался Хиндуви и его диалекты, которые пополнялись словами, привносимыми в него иностранными торговцами, солдатами-наемниками из разных стран, служившими индийским раджам, моряками, религиозными деятелями. Такая ситуация сохранялась до конца 18 века, когда среди правящего класса, особенно при дворе Великих Моголов в Дели возникла определенная мода на персидский язык и Хиндуви стал пополняться словами и выражениями из него. После этого его стали назвать «Зубаан-и-Урду-и-Муалла» - «язык великого города», то есть Дели.

После создания двух национальных государств верх взяли соображения национального шовинизма. Националистам везде нужны свои символы – флаг, гимн, подчеркивающие национальную избранность. Одним из таких символов является и язык. И Индия, и Пакистан создали целые языковые академии, целью которых было одно – доказать, что государственный язык страны не имеет ничего общего с языком соседей и «очистить» его от чуждого влияния.

Впрочем, стоит отметить, что эта работа началась еще при английских колонизаторах. Строго следуя принципу «разделяй и властвуй» они совершенно не ценили ни истории, ни культуры единой Индии и создавали новые религиозные идентичности, стараясь перессорить индусов и мусульман, и идея разделить единый язык по религиозному принципу впервые была реализована именно англичанами.

В урду начали внедрять вместо выражений на сканскрите, заимствования из персидского и арабского языков. Индусы в ответ на это начали поспешную «санскритизацию».

Постепенно это привело к изоляции обоих языков и отделению друг от друга, когда мусульмане начали употреблять для общения арабизированно-персиянизированную его версию, а индуисты –санскритизированную, где многие речевые обороты уже были не понятны представителям разных религиозных общин.

При этом очень сильно пострадали общие культурные традиции, базировавшиеся на едином менталитете и опиравшиеся на принцип религиозной толерантности. Урду превратился в официальный язык ислама на Индийском субконтиненте и стал играть ведущую роль в религиозном образовании и обрядности. Так как мусульмане составляли (и составляют меньшинство) на всем пространстве субконтинента это означало, что урду, извлеченный из языкового оборота перестал развиваться и трансформироваться в соответствии с требованиями времени.

Конечно, в современном Пакистане предпринимаются все усилия для «осовременивания» языка, но здесь имеют место скорее заимствования, в первую очередь из английского языка.

В Пакистане всего около 7 % от населения страны говорят на урду, но он является одним из двух официальных языков страны (второй - английский). В той или иной степени урду понимает большинство населения Пакистана, так как он является обязательным предметом во всех старших школах страны, вне зависимости от языка обучения. Это привело к тому, что нередко люди умеют читать и писать на урду, но не могут этого делать на своём родном языке.

В Индии урду является одним из 22 официальных языков. Здесь на нём говорят около 50 миллионов человек - главным образом мусульмане. Урдуязычные мусульманские общины имеются во многих районах на севере страны (штаты Кашмир, Уттар-Прадеш, Бихар, Махараштра, Мадхья-Прадеш, а также столица Дели), а также во всех крупных городах страны. Урду используется как язык преподавания в некоторых школах, изучается наряду с арабским языком в индийских медресе.

Ильдар Мухамеджанов

Распространение

Хинди по численности говорящих на нём стоит на пятом месте в мире после арабского, китайского , испанского и английского языков.

Границы хинди не поддаются точному определению, ввиду существования в разных местах переходных и промежуточных говоров, и могут быть намечены лишь в общих чертах. На нём говорит почти вся северная половина Индии, от Гималаев на севере до северного склона гор Виндхья и р. Нармады на юге. Западная граница территории хинди проходит через Сирхинд (76°30" долг. и 30°45" широты), отделяя хинди от языка панджаби и направляясь к юго-запад через пустыни Патжалы и Бхавал-пура до г. Джесалмира, где уже встречается с языком синдхи . Затем граница поворачивает к восток через город Удайпур , соприкасаясь с территориями языков гуджарати и маратхи . Хинди в этих местах сильно смешан с синдхи и гуджарати. Около города Индора встречаются все три языка. Отсюда границей на юге служат горные хребты Виндхья и Шатпура почти до реки Шона , совпадающего с границей до Сиргуджи, откуда пограничная черта через гористые области, населённые колариями и дравидами (сайталь и раджмахали), идёт к Гангу, пересекая его около 87°45" долготы, и затем направляется прямо на север к горам Гималаям, отделяя хинди от бенгали. Во многих местах хинди так тесно сливается с другими соседними новоиндийскими языками, что нельзя определить, где кончается один язык и начинается другой. Территория, занимаемая хинди, охватывает более 248000 кв. миль, а число говорящих на нём по современным данным превышает 600 миллионов.

Диалекты

Различается очень много диалектов, взаимные отношения которых вполне точно ещё не определены. Hall доказывает, что основной диалект хинди ещё совсем не установлен, и что туземные школы в Агре и Бенаресе идут разными путями, одни более придерживаясь персидского языка, другие - санскрита. Образцом чистоты языка, никогда не существовавшей, является поэма Премсагар. Келлог считает главным диалектом восточный и полагает, что можно распределить все диалекты хинди на две или три главных рубрики. Cust («Sketch of the Modern Languages of the East Indies», Л., 1878) насчитывает 59 диалектов, из коих 33 чисто арийских и 26 смешанных. Beames («Outlines of Indian philology», 2 изд., Л., 1868) принимает восемь главных наречий. Обыкновенно делят все диалекты хинди на четыре группы:

  • диалекты Раджпутаны (марвари, мевари, майрвари, джайпури и гароти)
  • гималайские диалекты (гархвали, камаони, найпали)
  • доабские (брадж, или бридж, канауджи)
  • западные, или диалекты Пурби (авадхи, риваи, бходжпури, магадхи , майтхили)

Особняком стоит возникший недавно в результате смешения разных диалектов фиджийский хинди .

К этим диалектам можно ещё прибавить древнее наречие байсвари (язык Рамаяны Тульси-Даса) и так наз. «высокий хинди» (high Hindi) - основу смешанного lingua franca Индии, называемого обыкновенно индустани или урду . Grierson и Hoernle исключают из хинди диалекты к В от Аллахабада до Бенгала и устанавливают особый язык Бихари (Bihári). Имеется несколько хронологически различных типов литературного языка хинди:

  • современный основной - официальный и школьный - диалект, встречаемый в печатных книгах и журналах Агры, Бенареса и Лукнова
  • архаическая форма, представленная сочинениями Чанда
  • так назыв. «старый хинди», на котором писаны сочинения Кабира, Грантх (Гуру Говинд Синха) и Рамаяна Тульси-Даса.

Общий характер языка хинди одинаков с другими новоиндийскими языками. В фонетическом отношени отличит. его черта - исчезновение целого ряда конечных согласных и гласных, в морфологии - падение синтетического склонения и спряжения, в словаре - обилие персидских и арабских слов.

Литература на хинди

Литература на хинди принадлежит к самым богатым и замечательным новоиндийским литературам. Во главе её писателей стоит Чанд Бардаи, родом из Лагора, живший при дворе последнего индусского царя в Дели , Притхви Раджи , в конце XII в. Произведения его: собрания баллад, описывающих рыцарские подвиги повелителя поэта и его гибель, которую Чанд пережил. Язык его поэм - переходная ступень от старого пракрита к новоиндийскому хинди; несколько остатков древних синтетических форм ещё попадаются здесь, но аналитические формы начинают уже вытеснять их. Баллады Чанда живут до сих пор в устах народа; их поют странствующие рапсоды в сев.-зап. Индии и Раджпутане, от устьев р. Инда до границ Белуджистана. Имеются и печатные издания. Главный толчок развитию литературы на хинди дали, однако, религиозные движения. Каждая новая секта стремилась изложить в стихах свои учения. Кабир , живший в XV в., создал священную литературу на хинди. Его Рамаини и Сабда образуют целый кодекс религиозной поэзии и теософической доктрины. В XVI стол. замечательны Сур-Дас из Матхуры, Набхаджи и Кешава-Дас из Виджапура, написавшие поэму Сурсагар и, так назыв., Бхактамала (то есть гирлянда верующего). Последнее произведение содержит жития индийских святых и описание их чудес; содержание его популяризовано впоследствии рядом позднейших пересказов и комментарий (Нараян-Дас около 1627-28 г., Кршна-Дас, 1713 г.), и на нём основано много легенд, обращающихся в народе. В XVII в. выдавался Бихари Лал (из древнего г. Амбера, вблизи Джайпура), автор некоторых знаменитых поэм. В Бундельхонде прославился тамошний царь поэтов Лад Кави , автор Чхатра-Пракас. Все эти поэты были уроженцами западного Индостана (только Кабир был родом из Бенареса). Последние тревожные годы существования могольской династии в XVIII в. вызвали временный застой, нарушенный лишь в XIX веке быстрым развитием уже печатной литературы, в прозе и стихах. С тех пор каждое десятилетие приносит сотни новых изданий, среди которых, кроме переводов и переложений древних санскритских произведений, имеется много оригинальных сочинений.

Библиография

Работы общего содержания

  • Beames, «A comparative grammar of the modern Aryan languages of India» (3 тома, Л., 1872-79)
  • Hoernle, «Comparative Grammar of the Gaudian Languages, with special reference to the east Hindi etc.» (Л., 1880).

Руководства

  • «Selections Hindoe and Hindustanee, to which are prefixed the rudiments of Hindustanee and Braj Bhakha grammar, also Prem Sagur with vocabulary» (Калькутта , 1830)
  • Garcin de Tassy, «Chrestomathie Hindie et Hindouie» (П., 1849)
  • Hall, «Hindi reader with vocabulary» (Hertford., 1870)
  • Browne, «A hindi primer roman character» (Л., 1882)
  • Pincott, «The Hindi manual comprising a grammar of the Hindi lang., exercises, dialogues etc.» (Л., 1882, 3 изд. Л., 1890)
  • «First book. English and hindi» (Аллахабад , 1894)
  • Julien Vinson, «Manuel de la langue Hindustani (Urdû et Hindî). Grammaire, textes, vocabulaires» (П., 1899)

Грамматики

  • Ballantyne, «Elements of Hindi and Braj Bhakha grammar» (Л., 1839, 2 изд., 1869)
  • Garcin de Tassy, «Rudiments de la langue hindoui» (П., 1847, 2 изд., 1863)
  • Eastwick «A grammar of the Hindustani language», (Лондон , , 2 изд. )
  • Etherington, «Student’s Hindi grammar» (2 изд., Бенарес , 1873)
  • Kellogg, «Hindi grammar» (Л., 1876); второе дополненное и исправленное издание этого лучшего руководства: «A grammar of the Hindi language in which are treated the high Hindi, Braj, and the eastern Hindi of the Ramáyan of Tulsi Dás also the colloquial dialects of Rajputáná, Kumaon, Avadh, Riwá, Bhojpúr, Magadha, Maithila etc. with copious philological notes» (Л., 1893); M. Schultze, «Grammatik der hindustanischen Sprache. Hindi und Urdu, in indischer, aralischer und lateinisch. Schrift» (Лпц., 1894); Greaves, «A grammar of modern Hindi» (Бенарес, 1896)

Словари

  • M. J. Adam, «Dictionary english-hinduwee» (Калькутта , 1833)
  • J. T. Thompson, «Dictionary in hindu and english, compiled from aproved authorities» (Калькутта , 1816), 2 изд.: «Dictionary of the Hindee and English» (Калькутта , 1870), «Hindi dictionary» (на хинди, Калькутта , 1863)
  • Mathurá prasáda Misra, «Tri-lin gual dictionary, being a comprehensive lexicon in English. Urdu and Hindi» (Бенарес , 1860)
  • Bate, «Dictionary of the Hindee language» (Лондон , 1876)
  • J. T. Platts, «Urdu, classical hindi, and english dictionary» (Лондон , 1884)
  • Craven, «Englisch and Hindi dict.» (Лакхнау , 1890)
  • Bába Baiju Dás, «Bibek Kosh. A Hindi diet.» (Bankipore, 1892)
  • Skridhar, «A Hindi dict.» (Лакхнау , 1894)
  • «Dina Náth Deva. Sikshá mani. The jewel of instruction. An English and Hindi vocabulary» (Калькутта , 1894)
  • «The student’s Hindi-English dictionary» (Бенарес , 1896)
  • Rampratap Sharma, «English-Hindi dict.» (Бомбей , 1898)

Монографии по диалектологии хинди

  • Beames. «Notes on the Bhojpuri dialect of Hindi, spoken in western Behar» (Л., 1868)
  • Grierson, «Introduction to the Maithili language of North Bihar containing grammar, chrestomathy and vocabulary» (Калькутта, 1882, см. также «Journal of the Royal Asiat. Society» за 1882 г.)
  • Grierson, «Seven grammars of the dialects and subdialects of ihe Bihari language, spoken in the province of Behar, etc.» (диалекты: bhojpun, magadhi, maithili, Калькутта, 1883-85)
  • Grierson, «Essays on Bihari declension and conjugation» (Калькутта, «Journ. of the Royal Asiat. Society; Bengal Branch», 1883)
  • Hoernle and Grierson, «Comparative dict. of the bihari language» (ч. Ι и II, Калькутта, 1885-89)
  • Hoernle, «Collection of Hindi roots with remarks on their denvaiion and classification» (Кальк., 1880, «Journ. of the Royal Asiat. Soc., Bengal Branch»)
  • Haral ál Kávyopádhyáya, «A grammar of the dialect of Chattisgarh in the Central Provinces. Written in Hindi etc. translat. and edit. by G. A. Grierson» в «Journal of the Royal Asiat. Society, Bengal Branch», т. 59, I, 1, 1-49, 2, 101-153)
  • Girindranath Dutt, «Notes on the vernacular dialects spoken in the district of Saran» («Journ. of the Roy. Asiat. Soc., Bengal Branch.», т. 66, I, 194-212)
  • Diack, «The Kulu dialect of Hindi, grammatical notes and a glossary» (1897)
  • Grierson, «On the East-Central group of Indo-Aryan vernaculars» («Indian Antiquary», XXVIII, 262-8)

История литературы

  • Blumhardt, «Catalogue of the Hindi, Panjabi, Sindhi and Pushtu printed books in the library of the British Museum» (Л., 1893-1899)
  • Garcin de Tassy, «Histoire de la littérature hindouie et hindoustanie» (Пар., 1839-47, 2-е изд., Пар., 1870-71)
  • Trumpp, «Die ältesten Hindui-Gedichte» («Записки ист.-филол. отдел. Мюнх. Академии Наук», 1879)
  • Grierson, «The modern vernacular literature of Hindustan» (Кальк., 1889)
  • Djam Sunde Dai, «The Hindi literature» («Труды XI международного конгресса ориенталистов», секция 1, стр. 45-67)

Народная словесность (тексты)

  • «Vasanta Fág Sangraha, or a collection of songs sung in the lunar month of Fálguna» (Бомбей, 1891)
  • Rangilal Sarmá, «Braj Vihar, Vrihadraga ratnakar. Собрание песен о Кршне» (Муттра, 1892)
  • Fallon, «Dictionary ofhindustani proverbs, iuclud. many Marwari, Panjabi, Maggah, Bhojpuri and Tirhuti proverbs etc. Edit. and revised by Temple and Lala Fagir Chand» (Бенарес, 1886)
  • Christian, «Behar proverbs accord. to the ir subject matter and transl. into engl. etc.» (Л., 1891)
  • Náná Dádáji Gund. Collection of Márvá di songs" (Пуна , 1896)

Тексты, издания, переводы на европ. языки

  • Subha Bilas, «A collection of stanzas on various subjects in Hindee by different author s. Edit. by Price» (Кальк., 1828)
  • Kuvi Lal, «The Ch’hutru Prukash; a biographical account of Ch’hutru Sal, Raja of Boondelkhund. Ed. by W. Price» (Кальк., 1829)
  • Lullov-Lal, «The Prem Sagur or the history of Krishnu, according to tho tenth chapter of the Bhaguvut of Vyasudevu, transl. into Hindu from the Bruj Bhasha etc.» (Кальк., 1842)
  • Eastwick «Prem Sagar» (Лонд., 1851, с англ. перев.), «Khirad-Afroz» (Лонд., 1857)
  • Pavie, «La légende de Padmani, d’après les textes hindis, hindouis et sanscrits» (П., 1856)
  • «The Prithiraj Rasan, an old Hindi epic, commonly adcribed to Chand Bard âî. Ed. in the orig. old Hindi by J. Beames and A. F. R. Hoornle» (ч. I, вып. 1 и ч. II, всего 5 вып., Кальк., «Bibliotheca Indica», 1873-86)
«The Prithiraj Rasan, an old Hindi epic, commonly adcribed to Chand Bard âî». англ. перевод «Translat. from tlie origin. old Hindi (with copious notes) by A. R. F. Hoornie» (там же, 1881)
  • Tulsi Dás, «Rámá yana. Transl. from the original Hindiby F. S. Growse» (т I-III, Каунпур, 1891)
  • «Tulsi-daskrit Rámá yana, or the epic poem of the Ramayana by Tulsidá s. In the Brij Dialect» (Бомбей, 1892)
  • Devêze, «Le Bâitâl Paccosi, Contes Hindi» («Muséon», XI, 379-88, XII , 164-70, 308-17; XIV , 352-361; XV, 27-39); «The Baitá l Pachisi. Translat. by W. Hellings» (Аллахабад, 1894-1900); «Théologie hindoue. Le Prem Sagar, océan d’amour. Traduit par Е. Lamairesse» (II., 1893, Saint-Amand, 1899)
  • «The Prem Sagar in English» (Аллахабад, 1900)
  • «Kêvala sâmudrika svara jyotishçâ stra samgraha» (астрономия , хиромантия и т. д., Бомбей, 1892)

Отдельные статьи по истории литературы

  • Grierson, «Some useful Hindo books» («Joun. of the Royal Asiat. Soc.», XIX , 138-148)
  • Grierson, «Notes on Tulso Das» («Indian Antiquary», XXII , 89-98, 122-129)
  • Grierson, «Note on the date of the composition of the Kavitta Rámá yana of Tulsi Das» («Proceedings of the Royal Asiat. Soc. Bengal Branch», 1898, 113-115)
  • Grierson, «А further note ou Tulsi-dasá etc.» (там же, 147)
  • Pandit Môhanlâl Vishnulâl Pandia, «The antiquity of the poet Nâgarî Dâs and his concubine Rasik Bihâri alias Banî Thanî» («Journ. of the Asiat. Soc. Bengal Branch», LXVI, I, 63-65)

Ссылки

  • Правительство Индии предпринимает усилия по продвижению хинди на роль одного из официальных языков ООН

Исправление по современным источникам проведено частично и должно быть продолжено