Является ли грехом гомосексуализм? Мужеложство в священном писании.

(11 голосов : 3,3 из 5 )

прот. Тед Стилианопуло

Ключевой вопрос в Ваших размышлениях о вступлении в Православную церковь: хотите ли Вы принять в ее собственных понятиях, в свете ее собственной миссии, или только в Ваших собственных понятиях. Подумайте, чем Вас привлекает Православная церковь? Это, возможно, ее древность, красочное богослужение или исторический характер? Готовы ли Вы, также принять вызов ее свидетельства во всей полноте, включая ее догматику, этическое учение и духовность? Ваше упоминание, что Вы – гей, предполагает, что Вы задаетесь вопросом, можно ли будучи геем быть членом церкви. Возможно, Вы знаете, что, согласно традиционному православному учению, гомосексуальная деятельность – грех, как прелюбодеяние, внебрачная связь, и другие действия сексуальной нечистоты. В то время как мы не можем выбрать наши искушения, мы можем выбрать наш ответ на искушение. Исповедь и прощение возможны для тех, кто изо всех сил пытается сопротивляться греху, поэтому намерение продолжать практику гомосексуализма действительно препятствовало бы членству в Православной церкви. Кроме того, защита этого как приемлемого образа жизни в пределах церкви была бы разрушительной для сообщества, которое ценит историческую моральную практику, которую мы унаследовали.

Кающийся, борющийся гомосексуалист, который воздерживается от гомосексуальных действий, может быть принят в церковь после обычного курса научения, но он или она должен приложить все усилия, чтобы исповедовать этот грех на исповеди, так же, как обычно с каждым другим грехом.

Так как Вы затронули эту проблему, позвольте мне добавить несколько объяснительных замечаний. Речь не только о гомосексуализме; Православная церковь выступает против современной культурной вседозволенности в области сексуальности вообще, особенно относительно сожительства, беспорядочных связей и различных форм эротизма. Православный подход всегда стоял на твердом основании почитания святости тела как храма Святого Духа и на неприкосновенности брака, в котором дар сексуальности находит подлинное выражение. Гомосексуализм расценивается как противление ясной цели Бога в Его создании пола и брака (), прямо подтвержденной Христом (). Однако, гомосексуализм не должен быть изолирован как единственный грех. Он должен рассматриваться в большем контексте человеческой греховности, которая включает такие грехи как внебрачная связь, идолопоклонство, прелюбодеяние, воровство, жадность, и пьянство, каждый из которых согласно апостолу Павлу – препятствие для входа в Царствие Божие ().

Безусловно, сама церковь – историческое сообщество святых и грешных. Ее члены испытывают различные злые наклонности, искушения и падения. Церковь должна быть полной сострадания и прощения ко всем видам грешников внутри и вне ее общины. Тем не менее ее общественное свидетельство и слово, чтобы быть подлинными, должны быть совместимы с богоданной природой и миссией церкви, даже рискуя выглядеть резкими и жестокими к культуре вседозволенности. Чтобы быть собой и действенно служить, церковь должна стремиться воплотить то свое видение, которое она хочет передать всему миру – быть «царственным священнством, народом святым, людьми, взятыми в удел Бога, чтобы возвещать замечательные дела Того, кто призвал нас из темноты в Свой чудный свет» ().

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению.

1. Отношение как Ветхого, так и Нового Заветов к этому явлению весьма однозначно: это грех, причем грех – смертный. На языке Библии это означает, что совершающий его извергается из народа Божьего.

2. Ветхий Завет говорит об этом достаточно энергично, называя подобные действия «мерзостью». В современном языке это слово (и равносильное ему библейское выражение «мерзость пред Господом») стало просто бранью; но на языке Библии это всегда является четкой и точной формулой, обозначающей (но не описывающей!) случаи, когда Богу хотят служить грехом.

3. Иными словами, это проявление не служения Богу, но служения чему-то иному, как бы это не называлось. Богу грехом служить невозможно – об этом Библия говорит без колебаний.

4. Надо принять во внимание особый язык Ветхого Завета, особенно книг Закона, когда отдельные истории представляют собой своего рода наглядную проповедь к тем или иным Заповедям Моисея.

5. Несомненно, что вся история гибели городов Содома и Гоморры (Бытие, глава 19) является наглядной проповедью предписания Закона «не ложись с мужчиною как с женщиною: это мерзость» (Лев 18.22).

6. Эта же глава книги Левит дает подробное обоснование такого запрета и даже предупреждение, что будет, если его нарушить.

7. Есть грехи, которые не может вынести земля: она сбрасывает с себя тех, кто их совершает. Сам грех мужеложества именно из этой истории получает еще одно название - содомский грех.

8. Урок и назидание, которые даются народу Божьему в Быт. 19, состоит в том, что вместе с грешниками гибнут и те, кто не имел прямого отношения к этому греху – например, малые дети. Это значит, что если народ Божий (= Церковь) не отсекает от себя загнившие члены, она вся обречена на гибель.

9. Об этом же, но несколько иным языком, пишет и апостол Павел. Он говорит, что такие люди «Царства Божьего не наследуют», т.е. они не являются членами Церкви.

10. Весьма вероятно, что были в те времена среди первохристиан «учителя», которые проповедовали допустимость подобных деяний, утверждая, что Закон уже пройден, превзойден. Энергичный призыв апостола в 1-м Послании к Коринфянам «не обманывайтесь» говорит в пользу такого предположения.

11. Это находит свое подтверждение и в тексте 1 Послания к Тимофею, когда Павел с сарказмом пишет об учителях, которые учат Закону, не понимая его смысла и силы.

12. Обращаясь к членам церкви в Коринфе, Павел замечает, что «такими были некоторые из вас». Это значит, что для покаявшихся в этом грехе и оставивших его в Церкви не тесно. Но невозможно себе даже представить, что человек может продолжать грешить содомским грехом и пребывать в Церкви.

16. Необходимо также в занятиях с детьми и молодежью больше внимания уделять изучению Декалога, фундаментальных заповедей.

17. Есть граница, преступив которую, человек оказывается вне церкви. У нас есть еще возможность через покаяние обновить нашу церковную жизнь. Но для этого необходимо оставить все, что противоречит самой Жизни.

Ветхий Завет:

Левит, 18:22

22 Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость.

И оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно.]

24 Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас:

25 и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней.

26 А вы соблюдайте постановления Мои и законы Мои и не делайте всех этих мерзостей, ни туземец, ни пришлец, живущий между вами,

27 ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля;

28 чтоб и вас не свергнула с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергнула народы, бывшие прежде вас;

29 ибо если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего.

30 Итак соблюдайте повеления Мои, чтобы не поступать по гнусным обычаям, по которым поступали прежде вас, и чтобы не оскверняться ими. Я Господь, Бог ваш. (Левит 18)

Новый Завет:

1 Послание Коринфянам, гл. 6:

9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,

10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.

11 И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

1 Послание Тимофею, гл. 1:

3 Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному

4 и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере.

5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, 6 от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие,

7 желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают.

8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,

9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,

10 для блудников, мужеложников , человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,

11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №1500

Я гомосексуалист, неужели этот грех тягчайший?

Константин Пономарев , Харьков, Украина
12/06/2004

Благословите, отче. Благодарю Вас за данную нам всем возможность, хоть частично разрешать наши сомнения. Хочу признаться - я гомосексуалист. При этом искренне стараюсь быть верующим человеком и молюсь о помощи в неверии моем. Сколько общался со служителями матери-церкви, столько раз получал один и тот же банальный ответ, по моему разумению неподкрепленный ни одной цитатой Святого Писания, ибо толкование Его в устах встреченых мною толкователей, обнаруживало недостаточные знания даже в области истории и понимания эпохи в которую Они(Св. тексты) были созданы. Отче, ведь Господь в бесконечной щедрости Своей, создал меня таким,и других грехов у меня хватает так что каяться-неперекаяться, неужели этот тягчайший? Желаю Вам успехов в Вашем служении и надеюсь на ответ.

Ответ отца Олега Моленко:

Отношение Бога к омерзительному и постыдному греху мужеложства (именно так в Писании называется гомосексуализм) однозначно выражено.

Рим.1:" 18 Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою .
19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.
20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих , и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, --
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте , так что они сквернили сами свои тела .
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26 Потому предал их Бог постыдным страстям : женщины их заменили естественное употребление противоестественным ;
27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение .
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму -- делать непотребства ,
29 так что они исполнены всякой неправды , блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти ; однако не только их делают, но и делающих одобряют".

1Кор.6:" 9 Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
10 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники -- Царства Божия не наследуют .
13 Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

15 Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?

17 А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
18 Бегайте блуда ; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела .
19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?
20 Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ".

1Кор.7:" 2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену , и каждая имей своего мужа".

1Кор.5:" 11 Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником , или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе .
12 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
13 Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас ".

1Тим.1:" 9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников , человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению ...".

Откр.21:" 8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая".

1Петр.4:" 3 Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь нечистотам, похотям (мужеложству , скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению;
4 почему они и дивятся, что вы не участвуете с ними в том же распутстве , и злословят вас.
5
Они дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мертвых.
...
18 И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?
".

2Петр.2:" 6 и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам ,
7 а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными , избавил
8 (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные ) --
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания ,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти ".

Мы же знаем, что города Содом, Гоморра и пять окрестных с ними были сожжены Богом преимущественно за грех мужеложства и лесбиянства.

Быт.13:" 13 Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом".

Быт.17:" 20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма ;
21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю"
.

Что же это за такой тяжелый грех? Мужеложство: Быт.19:
" 1 И пришли те два Ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли
2 и сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице.
3 Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели.
4 Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом
5 и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их.
6 Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь,
7 и сказал [им]: братья мои, не делайте зла;
8 вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего.
9 Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними. И очень приступали к человеку сему, к Лоту , и подошли, чтобы выломать дверь".

Чем закончилось это? Быт.19:" 24 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба ,
25 и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли ".

Иуд.1:" 7 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию , подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, --
8 так точно будет и с сими мечтателями..."


Довольно часто жизнь подбрасывает нам неожиданности. Мы рассуждаем о добре и зле, о святости и пороке, мы ясно представляем себе разницу между грехом и добродетелью. И вдруг к нам обращается за помощью душа, на дно идущая, человек нетрадиционной ориентации, грешник, дитя порока, мужеложец.

Как относиться к нему? Протянуть руку, или поспешно оттолкнуть? У каждого мыслящего человека, несомненно, уже давно сложилось своё мнение об этом. Кто-то категорически осуждает гомосексуализм (мужеложство), кто-то относится к нему терпимо-толерантно, а, точнее, равнодушно, найдутся красноречивые сторонники, а кто-то, вероятно, ещё и не слышал этого слова.

Мужеложство, то есть половые контакты между двумя мужчинами , однозначно осуждается всеми религиями мира и рассматривается, как постыдное проявление греховности человеческой природы. Но как мы поступим, когда обнаружим, что чей-то хороший знакомый, коллега, или даже начальник, друг нашего ребёнка или доктор, к которому мы приходим со своей болезнью, имеют подобные склонности? Попробуем подробно разобраться с этим неоднозначным вопросом.

Общаясь с людьми, непохожими на нас, имеющими убеждения, отличные от наших, следует вспомнить мудрые слова о том, что не найти на земле человека исключительно праведного, который делал бы только лишь добро и никогда не согрешил. Относясь с отвращением к любому греху , в том числе и мужеложству, в обществе осуждается именно явление, но не сам человек. К заблудшей душе мы обязаны относиться так же, как и к другим людям, как и Бог любит нас со всеми нашими слабостями и ошибками.

Если человек имеет греховные склонности от рождения , или же ему навязала их его социальная среда, он, безусловно, обязан бороться со своими недостойными пристрастиями, преодолевая себя. Воздерживаться от совершения запретных поступков - таково его личное испытание, посланное Богом.

Почему мужеложство считается грехом?

Православная церковь в своих убеждениях традиционно руководствуется Ветхим и Новым Заветом, в которых мужеложеские действия прямо и однозначно называются мерзостью перед Господом. В ветхозаветном законодательстве обозначен чёткий запрет на гомосексуальные действия: «если кто ляжет с мужчиной, как с женщиной, то оба они совершили мерзость, и должны быть преданы смерти» (Лев. 20.13) .

В чём опасность мужеложства?

Религии всего мира справедливо видят в мужеложстве реальную угрозу установленному Богом порядку жизни. В первую очередь, опасна пропаганда повального разврата в молодёжных кругах, и это очень актуально для России. В современной литературе , кино и видеоматериалах довольно часто можно встретить размышления, что люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией такие же, как и остальные люди. Среди них много одарённых, добрых, интересных людей, часто они достигают больших и успешных результатов практически во всех видах деятельности. Многие из них высоко религиозны. В подобной агитации таится большая опасность.

Реальность такова, что мы имеем дело с психически и генетически проблематичными людьми. Учёные обнаружили, что в геноме гомосексуала, в отличие от здорового человека, отсутствует хромосома Y, а это признано страшной болезнью. Для гомосексуалиста считается нормой поведения и источником наслаждения все, что является ужасом, болью, страданием для обычного человека. Никто не имеет права распространять свою болезнь по миру, а ведь зачастую это происходит слишком навязчиво и даже насильно.

Возможно ли оправдать насильственное мужеложство?

  • На первом месте в группе риска на изнасилование - молодые заключённые.

Во времена СССР было проведено медико-социологическое исследование среди осуждённых, отбывающих тюремное заключение. Из 246 имевших гомосексуальные контакты заключённых практически половина людей показали, что они были изнасилованы уже в следственном изоляторе, 39% — по дороге к месту заключения, и 11% — в самом лагере. После изнасилования, ставшего позором и психологической травмой на всю жизнь, путь назад для них уже не существовал.

В современных российских тюрьмах не менее жестоко и страшно . Сексуальное насилие между заключёнными считается обычным делом, унаследованным из криминальных традиций, существовавших веками.

  • Немыслимо, но уголовная субкультура распространила свои губительные нравы и в армии.

Согласно исследованиям Центра геополитики и конфликтологии Российской Федерации, каждый десятый российский военный подвергался сексуальному домогательству за период службы в рядах вооружённых сил. Некоторые из них, не выдержав издевательств, покончили с собой. Психологи утверждают, что люди, прошедшие подобные пытки впоследствии становятся изощрёнными садистами.

Что предусматривает Уголовный кодекс Российской Федерации за мужеложство?

Ранее, с 1934 до 1993 года в РСФСР сам факт мужеложства был уголовно наказуем. Статья 121 УК РСФСР, принятая в 1960 году, предусматривала наказание за мужеложство в виде лишения свободы сроком до пяти лет. За совершённое преступление с применением насильственных действий , поступков угрожающего характера, или по отношению к несовершеннолетнему лицу либо воспользовавшись зависимым положением потерпевшего, применялось наказание в виде лишения свободы сроком до восьми лет.

Существенное влияние на прекращение действия 121-й статьи за мужеложство в УК РФ оказало Европейское сообщество. Ещё в 1982 году Европейский суд в Страсбурге по правам человека постановил, что уголовное преследование однополых отношений является безосновательным посягательством на частную жизнь человека и нарушением восьмой статьи Европейской конвенции о защите основных свобод и прав.

Таким образом, в мае 1993 года 121-я статья о мужеложстве в Уголовном кодексе РФ утратила свою силу, добровольный гомосексуализм в России больше не считается уголовно наказуемым действием. Но православная церковь не переменила своего отношения к данному явлению . Во все времена на Руси презиралось мужеложство.

Википедия приводит интереснейший список известных людей, отбывших наказание по 121-й статье УК. Среди них можно увидеть выдающегося кинорежиссёра, пианиста и музыкального педагога, профессора, народного артиста, театроведа, балетмейстера, учёного, историка.

Как трагично, что страшная болезнь не пощадила таких талантливых и знаменитых людей. Вероятно, сила духа их была недостаточно крепка, чтобы противостоять губительному пристрастию. Наверняка их достижения имели более существенный вес, чем пороки, но Бог и Закон ясно выразили своё отношение к ним.