«Пугачев», Сергей Есенин. Значение слова чернить Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т

С.А. Есенин
Поэма «Пугачёв» (появление Пугачёва в Яицком городке)

Пугачёв

Ох, как устал и как болит нога…
Ржёт дорога в жуткое пространство.
Ты ли, ты ли, разбойный Чаган,
Приют дикарей и оборванцев?

Мне нравится степей твоих медь
И пропахшая солью почва.
Луна, как жёлтый медведь,
В мокрой траве ворочается.

Наконец-то я здесь, здесь!
Рать врагов цепью волн распалась,
Не удалось им на осиновый шест
Водрузить головы моей парус.

Яик, Яик, ты меня звал
Стоном придавленной черни.
Пучились в сердце жабьи глаза
Грустящей в закат деревни.

Только знаю я, что эти избы -
Деревянные колокола,
Голос их ветер хмарью съел.
О, помоги же, степная мгла,
Грозно свершить мой замысел.

Сторож

Кто ты, странник? Что бродишь долом?
Что тревожишь ты ночи гладь?
Отчего, словно яблоко тяжёлое,
Виснет с шеи твоя голова?

Пугачёв

В солончаковое ваше место
Я пришёл из далёких стран -
Посмотреть на золото телесное,
На родное золото славян.

Слушай, отче! Расскажи мне нежно,
Как живёт здесь мудрый наш мужик?
Так же ль он в полях своих прилежно
Цедит молоко соломенное ржи?

Так же ль здесь, сломав зари застенок,
Гонится овёс на водопой рысцой,
И на грядках, от капусты пенных,
Челноки ныряют огурцов?

Так же ль мирен труд домохозяек,
Слышен прялки ровный разговор?

Сторож

Нет, прохожий! С этой жизнью Яик
Раздружился с самых давних пор.

С первых дней, как оборвались вожжи,
С первых дней, как умер третий Петр,
Над капустой, над овсом, над рожью
Мы задаром проливаем пот.

Нашу рыбу, соль и рынок,
Чем сей край богат и рьян,
Отдала Екатерина
Под надзор своих дворян.

И теперь по всем окраинам
Стонет Русь от цепких лапищ.
Воском жалоб сердце Каина
К состраданью не окапишь.

Всех связали, всех вневолили,
С голоду хоть жри железо.
И течёт заря над полем
С горла неба перерезанного.

Пугачёв

Невеселое ваше житье!
Но скажи мне, скажи,
Неужель в народе нет суровой хватки
Вытащить из сапогов ножи
И всадить их в барские лопатки?

Сторож

Видел ли ты,
Как коса в лугу скачет,
Ртом железным перекусывая ноги трав?
Оттого, что стоит трава на корячках,
Под себя коренья подобрав.

И никуда ей, траве, не скрыться
От горячих зубов косы.
Потому что не может она, как птица,
Оторваться от земли в синь.

Так и мы! Вросли ногами крови в избы,
Что нам первый ряд подкошенной травы?
Только лишь до нас не добрались бы,
Только нам бы,
Только б нашей
Не скосили, как ромашке, головы.

Но теперь как будто пробудились,
И берёзами заплаканный наш тракт
Окружает, как туман от сырости,
Имя мёртвого Петра.

Пугачёв

Как Петра? Что ты сказал, старик?
Иль это взвыли в небе облака?

Сторож

Я говорю, что скоро грозный крик,
Который избы словно жаб влакал,
Сильней громов раскатится над нами.
Уже мятеж вздымает паруса!
Нам нужен тот, кто б первый бросил камень.

Пугачёв

Какая мысль!

Сторож

О чём вздыхаешь ты?

Пугачёв

Я положил себе зарок молчать до срока.
Клещи рассвета в небесах
Из пасти темноты
Выдергивают звёзды, словно зубы,
А мне ещё нигде вздремнуть не удалось.

Сторож

Я мог бы предложить тебе
Тюфяк свой грубый,
Но у меня в дому всего одна кровать,
И четверо на ней спит ребятишек.

Пугачёв

Благодарю! Я в этом граде гость.
Дадут приют мне под любою крышей.
Прощай, старик!

Сторож

Храни тебя Господь!

П у г а ч е в

Ох, как устал и как болит нога!..

Ржет дорога в жуткое пространство.

Ты ли, ты ли, разбойный Чаган,

Приют дикарей и оборванцев?

Мне нравится степей твоих медь

И пропахшая солью почва.

Луна, как желтый медведь,

В мокрой траве ворочается.

Наконец-то я здесь, здесь!

Рать врагов цепью волн распалась,

Не удалось им на осиновый шест

Водрузить головы моей парус.

Яик, Яик, ты меня звал

Стоном придавленной черни!

Пучились в сердце жабьи глаза

Грустящей в закат деревни.

Только знаю я, что эти избы -

О, помоги же, степная мгла,

Грозно свершить мой замысел!

С т о р о ж

Кто ты, странник? Что бродишь долом?

Что тревожишь ты ночи гладь?

Отчего, словно яблоко тяжелое,

Виснет с шеи твоя голова?

П у г а ч е в

В солончаковое ваше место

Я пришел из далеких стран, -

Посмотреть на золото телесное,

На родное золото славян.

Слушай, отче! Расскажи мне нежно,

Как живет здесь мудрый наш мужик?

Так же ль он в полях своих прилежно

Цедит молоко соломенное ржи?

Так же ль здесь, сломав зари застенок,

Гонится овес на водопой рысцой,

И на грядках, от капусты пенных,

Челноки ныряют огурцов?

Так же ль мирен труд домохозяек,

Слышен прялки ровный разговор?

С т о р о ж

Нет, прохожий! С этой жизнью Яик

Раздружился с самых давних пор.

С первых дней, как оборвались вожжи,

С первых дней, как умер третий Петр,

Над капустой, над овсом, над рожью

Мы задаром проливаем пот.

Нашу рыбу, соль и рынок,

Чем сей край богат и рьян,

Отдала Екатерина

Под надзор своих дворян.

И теперь по всем окраинам

Стонет Русь от цепких лапищ.

Воском жалоб сердце Каина

К состраданью не окапишь.

Всех связали, всех вневолили,

С голоду хоть жри железо.

И течет заря над полем

С горла неба перерезанного.

П у г а ч е в

Невеселое ваше житье!

Но скажи мне, скажи,

Неужель в народе нет суровой хватки

Вытащить из сапогов ножи

И всадить их в барские лопатки?

С т о р о ж

Видел ли ты,

Как коса в лугу скачет,

Ртом железным перекусывая ноги трав?

Оттого что стоит трава на корячках,

Под себя коренья подобрав.

И никуда ей, траве, не скрыться

От горячих зубов косы,

Потому что не может она, как птица,

Оторваться от земли в синь.

Так и мы! Вросли ногами крови в избы,

Что нам первый ряд подкошенной травы?

Только лишь до нас не добрались бы,

Только нам бы,

Только б нашей

Не скосили, как ромашке, головы.

Но теперь как будто пробудились,

И березами заплаканный наш тракт

Окружает, как туман от сырости,

Имя мертвого Петра.

П у г а ч е в

Как Петра? Что ты сказал, старик?

. . . . . . . . . . . . . . .

Иль это взвыли в небе облака?

С т о р о ж

Я говорю, что скоро грозный крик,

Который избы словно жаб влакал,

Сильней громов раскатится над нами.

Уже мятеж вздымает паруса.

Нам нужен тот, кто б первый бросил камень.

П у г а ч е в

Какая мысль!

С т о р о ж

О чем вздыхаешь ты?

П у г а ч е в

Я положил себе зарок молчать до срока.

Клещи рассвета в небесах

Из пасти темноты

Выдергивают звезды, словно зубы,

А мне еще нигде вздремнуть не удалось.

С т о р о ж

Я мог бы предложить тебе

Тюфяк свой грубый,

Но у меня в дому всего одна кровать,

И четверо на ней спит ребятишек.

П у г а ч е в

Благодарю! Я в этом граде гость.

Дадут приют мне под любою крышей.

Прощай, старик!

С т о р о ж

Храни тебя господь!

. . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . .

Русь, Русь! И сколько их таких,

Как в решето просеивающих плоть,

Из края в край в твоих просторах шляется?

Вложив светильником им посох в пальцы?

Идут они, идут! Зеленый славя гул,

Купая тело в ветре и в пыли,

Как будто кто сослал их всех на каторгу

Вертеть ногами

Сей шар земли.

Но что я вижу?

Колокол луны скатился ниже,

Он, словно яблоко увянувшее, мал.

Благовест лучей его стал глух.

Уж на нашесте громко заиграл

В куриную гармонику петух.

БЕГСТВО КАЛМЫКОВ

П е р в ы й г о л о с

Послушайте, послушайте, послушайте,

Вам не снился тележный свист?

Нынче ночью на заре жидкой

Тридцать тысяч калмыцких кибиток

От Самары проползло на Иргис.

От российской чиновничьей неволи,

Оттого что, как куропаток, их щипали

На наших лугах,

Потянулись они в свою Монголию

Стадом деревянных черепах.

Ответ оставил Гость

1) "Разящие волны" - волны, сила которых способна убить(поразить). Можно использовать при описании шторма на море:"Разящие волны сбивали с ног, грозя смыть с палубы в бушующее море" . Или при рассказе о об отдыхе на морском побережье:"Удовольствием было распрямиться, принять разящие волны и устоять, не поддаться их напору. Хотя это редко удавалось."
2) "Бесстыдный" - не имеющий стыда, наглый человек или поступок. "Совершенно бесстыдный человек, он не считался с мнением окружающих". "Он совершил бесстыдный поступок, о котором не хочу говорить, но с этим человеком я порвала навсегда"
3) "Трусливый" - робкий, всего боящийся, не могущий победить страх. "Трусливый человек своей тени боится". "Я по натуре трусливый , не могу понять, как я ввязался в это дело" .
4) "Рать врагов" - вражеское войско. "Повинуясь сигналу, рать врагов ринулась в атаку". "Страсти и пороки - это рать врагов рода человеческого".
5) "Стон придавленной черни" - жалобный звук от боли и горя у угнетенных бедняков. Выражение употребил Сергей Есенин в своей поэме "Пугачев". В наше время в разговорной речи это может цитироваться только в публицистических выступлениях или шутливом и ироническом тоне. "Стон придавленной черни и поныне мы можем слышать, когда пенсия раскладывается на кучки, квартплата растет, на питание остается все меньше" . "Взглянув на груду оставшейся после праздника посуды, я, издав стон придавленной черни , приступила."
6) "Грустящие деревни" - это олицетворение, вся деревня считается, подобно человеку, испытывающей негативное чувство- тоски, грусти, печали. У Лермонтова в стихотворении "Родина" уже встречались, к примеру, "печальные деревни ". Это грусть о чем-то потерянном или несбыточном. Может также употребляться в публицистической или ироничной речи. "Трясясь по проселочным дорогам, я всматривался в грустящие деревни , пытаясь найти в них хотя бы робкие признаки возрождения, но тщетно". "На летние каникулы я захвачу к бабушке свой скутер: берегитесь, грустящие деревни !".
7) "Замысел" - вынашиваемый план. " Писатель сказал, что у него сначала был совсем другой замысел , но герои все решили по-своему ". "Есть, есть у меня один замысел , но пока помолчу"
8) "Странник" - паломник, богомолец, идущий пешком, часто в одиночку. Или бредущий человек не имеющий дома и цели, непонятый скиталец. С.Есенин: "Каждый в этом мире странник ". " Погруженный в раздумья, я брел по улицам. как странник , и опомнился уже далеко от того места, которое мне было нужно".
9) "Стонет Русь" - народ издает стоны и не знает, куда деваться от горя.
"Стонет Русь , но и протест подспудно зреет" " Стонет Русь от цепких лапищ - это олицетворение и метафора"
10) "Сострадание" - сочувствие ближнему, восприятие его беды, как своей. "Сострадание -христианская добродетель". " Великое сострадание меня охватило, когда я подумала о его муках" .
11) "Подкошенная трава" - легшая рядком после среза косой трава, не имеющая больше связи со стеблем и питающим корнем. В переносном значении выражение может описывать состояние сбитого с ног (пулею или дурной вестью) человека. "Подкошенная трава быстро подсыхала под полуденным солнцем". "Услыхав это, я как подкошенная трава , рухнула на диван".
12) "Вещий" - предсказывающий будущее, мудрый. "Как ныне сбирается вещий Олег". "Мне приснился вещий сон".
13) "Озарить" - осветить, внезапно сделать ясным. "Солнце уже вот-вот взойдет, чтобы озарить этот ландшафт, воистину достойный того, чтобы его касались лучи светила". "До сих пор не понимаю, как это могло меня озарить , но все потом оказалось правдой."

1. Характеристика героев поэмы.

· Каким предстает Пугачев в этом произведении?

(Есенин соз­дает в поэме образ человека сильного, смелого, способного на решительные, обдуманные действия. К мысли о восстании Пугачев приходит не сразу: ему нужно было увидеть, как «по всем окраинам стонет Русь от цепких лапищ», нужно было преисполниться зреющими в народе болью и гневом, прежде чем решиться бросить призыв к мятежу, «чтобы колья погромные правили над теми, кто грабил и мучил». Мятеж этот представляется ему войной справедливой, он идет в ней до конца, не желая смириться с мыслью о пора­жении. Но ему не дано обуздать стихию мятежа, не дано наделить своей волевой устремленностью тех, кто рядом с ним.)

· Как объясняется в поэме Есенина причина, по которой Пуга­чев выдал себя за царя?

(Пугачев услышал о том, что люди сожалеют о смерти Петра III. Сторож говорит, что жизнь испортилась «Спервых дней, как оборвались вожжи, /Спер­вых дней, как умер третий Петр». Сторож еще раз помина­ет «имя мертвого Петра», говорит о том, что мятежу ну­жен вождь: «Нам нужен тот, кто б первый бросил камень». И тогда Пугачева осеняет мысль выдать себя за Петра III: «Как Петра? Что ты сказал, старик?.. Какая мысль!».)

Обратим внимание, что имя «Петр» значит «камень».

· Прочитайте выразительно отрывок из V главы «Уральский каторжник». Что вы можете сказать о Хлопуше? Чем он бли­зок Пугачеву?

(Хлопуша, как и чернь, любит Пугачева «за буйство и удаль…», «Пусть он даже не Петр». Хлопуша, «местно вскормленный бунтовщик», заряжен таким же мощным, как и Пугачев, зарядом ненависти к угнетателям, вместе с ним хочет, «чтобы гневные лица вместе с злобой умом налились».)

· Как изображен народ в поэме? Как он относится к Пугачеву?

(Народ изображен контрастными красками. С одной сторо­ны, это «придавленная чернь», с другой - «золото телесное, родное золото славян». В изображении Есенина изначально мужик «мудрый», привык «прилежно» трудиться, но его придавили: «всех связали, всех вневолили». Народ беден: у сторожа «в дому одна кровать, / И четверо на ней спят ребятишек». В словах сторожа объяснение терпения и без­действия народа: каждый боится наказания, все разобщены, живут по принципу «Только лишь до нас не добрались бы, / Только нам бы, / Только б нашей / Не скосили, как ромашке, головы». Но глухое пока недовольство зреет в народе: «Уж мятеж вздымает паруса». В народе скрыты неизмеримые силы, протест, желание воли. И Пугачева народ любит именно за смелое, открытое проявление собственных же­ланий, «за буйство и удаль». В словах Хлопуши - страстное стремление к этому народному идеалу, дважды повторен­ное: «Проведите, проведите меня к нему, / Я хочу видеть этого человека».)

2. Художественные особенности поэмы.

Задание 1. Определить виды тропов (олицетворения, сравнения, метафоры, эпитеты) в следующих цитатах:

«Ржет дорога в жуткое пространство»; (Олицетворение, эпитет.)

«Мне нравится степей твоих медь»; (Метафора.)

«Луна, как желтый медведь»; (Сравнение.)

«Яик, Яик, ты меня звал стоном придавленной черни»; (Олице­творение, эпитет.)

«Словно яблоко тяжелое / Виснет с шеи твоя голова»; (Срав­нение.)

«Родное золото славян»; (Эпитет, метафора.)

«Слышен прялки ровный разговор»; (Олицетворение, эпитет.)

«Стонет Русь от цепких лапищ»; (Олицетворение, эпитет.)

«И березами заплаканный наш тракт»; (Олицетворение.)

«Уж мятеж вздымает паруса»; (Метафора.)

«Из пасти темноты / Выдергивают звезды, словно зубы»; (Оли­цетворение, сравнение.)

«Колокол луны скатился ниже». (Метафора.)

· Как вы считаете, чем объяснить столь насыщенное, обильное употребление эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор в тексте поэмы?

(Движение, развитие образов, их противо­борство создает в поэме Есенина драматическое действие. Напряженность его обусловлена крайней эмоциональностью образного строя, где нет места нейтральности, информа­тивности.)

Задание 2 . Найдите повторы в тексте, определите их роль.

В тексте поэмы множество повторов. Повторяются обращения (Ты ли, ты ли, разбойный Чаган…; Яик, Яик, ты меня звал…; Русь, Русь!; О Азия, Азия!) ; повторяются отдельные слова (Наконец-то я здесь, здесь!; Но скажи мне, скажи; Только лишь до нас не добрались бы, Только нам бы, / Только б нашей /Не скосили… головы, ), повторяют­ся целые фразы (Проведите, проведите меня к нему /Я хочу видеть этого человека; Вы сума сошли! Вы сума сошли! Вы сума сошли!) .

Повторы усиливают воздействие на читателя, нагнетают на­пряжение, звучат как заклинание. Возникающие обычно в начале монологов, повторы логически обусловлены, но порождаемое ими однообразие ритмического движения дает еще и некоторую напев­ную настройку.