Простой ремонт электрических обогревателей. Основные неисправности

Масляные электрические обогреватели в зависимости от их модели имеют соответственно свои режимы мощности. Обобщенная схема для различных моделей будет примерно таковой:

В нижней части радиатора масляного обогревателя расположены два нагревателя \два тэна\, соединенных между собой последовательно.

Схема однофазная, трех проводная \фаза, ноль, заземление\.

Провод заземления непосредственно соединен с корпусом обогревателя. Рассмотрим последовательное соединение отдельно взятого потенциала,- фазы либо нейтрали \ноля\. Два потенциала \два провода, не считая третьего- заземления\, имеют параллельное соединение с входными контактами переключателя мощности, выходной контакт переключателя мощности одного потенциала,- последовательно соединен с сигнальной лампой с последующим соединением одной пары контактов двух нагревателей. Выходной контакт переключателя мощности второго потенциала,- последовательно соединен с термостатом, от термостата идет последовательное соединение со второй парой контактов двух нагревателей, в результате электрическая цепь замыкается на последовательно соединенных между собой двух нагревателях.

Принцип работы масляного обогревателя. Как починить, если сломался обогреватель или радиатор?

Чтобы легче было понять принцип работы масляного обогревателя, — рассмотрим упрощенный вариант схемы в активной электрической цепи, удалив из схемы сигнальную лампу и один из двух нагревателей.

Нагреватель — представляет собой обыкновенную спираль накаливания. Провод допустим фазного потенциала от внешнего источника электрической сети \розетки\, имеет последовательное соединение с переключателем мощности, от переключателя мощности провод соединен с одним концом спирали. Провод нулевого потенциала \нейтрали\ так же соединен с переключателем мощности и далее с термостатом, от термостата провод подключен со вторым концом спирали. Иными словами более проще,- два потенциала \фазного и нулевого провода\ просто замыкаются на спирали накаливания.

Термовое релесоединение в электрической цепи последовательное, предназначено для предотвращения отклонения от выше номинального установленного значения температурного режима, то есть при температуре выше установленной нормы, происходит разъединение контактов в термовом реле.

Переключатель мощности- имеет ступенчатое переключение для изменения сопротивления за счет контактной группы.

Термостат — имеет плавный переход от одного значения сопротивления к другому, служит для установочного температурного режима. За счет нагревания биметаллической пластины, контакт при нагревании металлической пластины до определенной температуры — разъединяется.

Возможные причины неисправности масляного радиатора:

  • Неисправность термового реле,\ подлежит своей замене\.
  • — Неисправен переключатель мощности \штамповочное исполнение, подлежит замене\.
  • — Окисление контактов термостата \ зачистить контакты\.
  • — Неисправен электрический шнур.
  • — Неисправна вилка шнура.
  • — Нет контакта вилки с розеткой.

Тестирование \прозвонка\ в электрической цепи проводится последовательно, — пробником. Проверяется наличие сопротивления каждого соединения. Проверку электрической цепи следует проводить пассивно.

Каким бы не был качественным электрообогреватель, он рано или поздно начинает плохо греть или вовсе перестает работать. Электрические обогреватели не относятся к сложным устройствам и они очень редко ломаются после покупки в течении гарантийного срока.

Сразу скажу, чем проще конструкция электрообогревателя, тем реже он будет ломаться и проще будет найти и устранить неисправность.

Не рекомендую самостоятельно ремонтировать масляные радиаторы, потому что внутри него находится специальный теплоноситель- трансформаторное масло. Для того что бы, разобрать его придется сначала слить, а затем заливать обратно трансформаторное масло, а это очень хлопотное и по времени затратное дело. Если из масляного радиатора просто начало немного подтекать масло, тогда место течи рекомендую своими руками запаять или заварить аккуратно полуавтоматической сваркой. В таких случаях различные герметики или клей бесполезно использовать для устранения течи.

Всегда отключайте обогреватель из розетки — перед началом работ по разборке или прозвонке мультиметром компонентов устройства.

Для того, что бы быстро и эффективно найти и устранить неисправность, необходимо знать устройство электроприбора, а так же как проверить все его компоненты на исправность. Для удобства далее Я сразу расскажу об устройстве электрообогревателя, а затем о проверке и ремонте всех компонентов по порядку.

Как устроен электрический обогреватель

Практически обогревателей устроены аналогично. Выпускаются как более простые, так и более сложные модели. Мы рассмотрим устройство наиболее сложного варианта. В более простых моделях могут отсутствовать в схеме термопредохранитель и датчик наклона.

Рассмотрим более упрощенную версию с одноклавишным включением и одной лампочкой. Часто обогреватели оборудуются двухклавишным включателем и несколькими лампочками индикации, схема работы будет аналогична, только лишь с той разницей, что вместо одной клавиши будет две, и одного Тэна будет как бы два в одном корпусе. В конвекционных вариантах часто встраивается датчик защиты от попадания предметов во внутрь, но он подключается и отключает электропитание аналогично датчику положения.

Любой современный электрический обогреватель состоит из вилки с кабелем электропитания, который через терморегулятор и выключатель подключается к установленному в корпусе нагревательному элементу- Тэну. Очень часто Тэн имеет для подключения не 2, а 3 контакта. На один подключается первый провод электропитания, а от другого из розетки- два других провода, подключенные от двухклавишного выключателя, что позволяет включать либо одну спираль или сразу две- на полную мощность.

В схеме может присутствовать термопредохранитель , который автоматически выключает-выключает устройство для защиты при перегреве. Также может устанавливаться датчик наклона, который размыкает цепь при наклоне обогревателя выше допустимого угла. В конвекционных дорогих моделях устанавливаются и другие датчики. Например, защиты от попадания предметов во внутрь устройства.

В некоторых моделях может присутствовать предохранитель для защиты от токов перегрузки или коротких замыканий, срабатывающий в аварийных ситуациях.

Пошаговая инструкция ремонта электрообогревателя

  1. Первым делом, прежде чем приступить к ремонту своими руками, отключаем из розетки обогреватель.
  2. Откручиваем болтики или саморезы и достаем панель управления с выключателем и термостатом или терморегулятором.
  3. Если устройство вообще не работает и не светятся лампочки, тогда проверяем наличие 220 Вольт на жилах кабеля, подключенного к розетке по . Неисправный кабель или вилку меняем на новую. Только будьте внимательны — возможно перестала работать электрическая розетка, а обогреватель при этом окажется полностью исправным.
  4. Далее на отключенном из розетки устройстве проверяем исправность всех клавиш выключателя . Во включенном положении на контактах должно быть короткое замыкание, а во выключенном- сопротивление бесконечно большим (обрыв цепи).
  5. На следующем этапе ремонта проверяем терморегулятор. Мультиметр должен показать на контактах нулевое (КЗ) или небольшое по величине сопротивление.
  6. Если исправность все еще не найдена , тогда придется полностью разбирать своими руками электрообогреватель, что бы добраться до остальных его компонентов.
  7. Иногда причина неисправности может оказаться довольно простой — это плохой или отсутствующий контакт в местах соединения проводов с клеммами. Надежность проверяется визуальным осмотром, но лучше использовать для этих целей мультиметр.
  8. Далее следует проверить на целостность нагревательный элемент или ТЭН, как правило, состоящий из двух контуров. Для его подключения используется один общий провод и два отходящих от двухклавишного выключателя. Для проверки установите мультиметр в режим измерения сопротивления. Так например, в моем личном обогревателе один нагревающий элемент показывает сопротивление 50 Ом, а другой- 100 Ом. Очень часто обогреватель перестает греть на полную мощность из-за выхода из строя одного из контуров Тэна, который ремонту не подлежит и заменяется на аналогичный по характеристикам новый.
  9. Очень часто причиной поломки обогревателя является выход из строя термопредохранителя , которых может устанавливаться несколько в корпусе. При поломке хотя бы одного- все Тэны перестанут работать. Проверяется термопредохранитель просто (на картинке обозначен как ТП )- между его контактами должно быть нулевое сопротивление или КЗ. Если в устройстве стоит не один термопредохранитель, тогда просто убираем неисправный и соединяем провода между собой, не забывая для изоляции использовать термоустойчивые материалы. Учтите, что иногда термопредохранители могут быть все исправны, а причиной их срабатывания может быть перегрев конвекционного обогревателя из-за забитых фильтров или отверстий воздухообмена.
  10. Далее стоит проверить датчик положения , состоящего из грузика, который при наклоне устройства нажимает на микровыключатель и размыкает цепь. В вертикальном положении между контактами должно быть нулевое сопротивление или КЗ.
  11. В тепловентиляторах и некоторых других типах электрообогревателей дополнительно устанавливается вентилятор, если он начал сильно шуметь при работе или вовсе не работает, тогда читайте нашу

Масляные электрические обогреватели применяются уже давно и зарекомендовали себя как хорошее средство обогрева помещения, в случае если центрального отопления недостаточно. По сравнению с конвекторами масляные радиаторы имеют высокий КПД, так как отдают тепло еще долго после отключения. В статье рассмотрена одна из часто встречающихся поломок масляных радиаторов и способ её устранения.

Независимо от производителя, практически все масляные радиаторы имеют схожее строение и одинаковые узлы, применяемые как в дорогих, так и в дешевых моделях.

Перед вами один из представителей среднего класса.

Проблема этого обогревателя заключается в том, что он не греет ни в одном из трех положениях переключателя режимов работы. Помимо нагревателя масла в радиаторе, прибор имеет боковой тепловентилятор, который работает без проблем.

Начать ремонт масляного обогревателя нужно со снятия лицевой панели, на которой расположены элементы управления. Для этого вам понадобится прямая или крестовая отвертка (зависит от модели прибора).

На этом обогревателе их три. Один сверху и два снизу.

Находим все винты крепления этой панели и откручиваем их.

Для удобства удаления нижних, можно поставить прибор панелью вверх.

Когда винты сняты и лежат в коробке, аккуратно отводим крышку от радиатора. При этом провода внутри и другие элементы могут мешать этому, поэтому делать это нужно не спеша, убирая препятствия.

Крышка снята, и перед вами появляются ТЭНы и другие элементы схемы.

Вот главные из них

терморегулятор,

пакетный переключатель,

защитный термоэлемент.

Внешне выглядит все нормально. Провода в хорошем состоянии, узлы не повреждены. Придется проверить каждый элемент по отдельности.

Проверка ТЭНов масляного обогревателя

Для проверки понадобится прибор, способный определять целостность электрической цепи. Любая «прозвонка», мультиметр или указатель напряжения.

Но перед тем, как сделать замеры, нужно снять один конец провода.

Это нулевой провод «общий» для двух нагревателей. Нужно это для того, чтобы цепь не показало через схему, такое может быть даже при нерабочем ТЭНе.

Ставим один конец прозвонки на «общий» провод, а второй поочередно сначала на один, затем на другой конец нагревателя.

При исправных элементах, оба должны «звониться». В этом случае оба ТЭНа рабочие.

Проверим терморегулятор

При разомкнутых контактах он не показывал цепь, значит замер можно делать не снимая с него клемм с проводами. Вращая регулятор по часовой стрелке, послышится щелчок и контакт как визуально, так и по показаниям измерительного прибора - замкнулся.

И снова причина поломки не найдена.

Следующий этап - проверка элемента термозащиты

Найти его было не просто, так как он был спрятан в изолирующей трубке.

Откручиваем его крепление и стягиваем трубку. Работает он как предохранитель, срабатывает (разрывая цепь) при превышении норм температуры и остывая возвращается в исходное состояние.

Тут на помощь приходит та же прозвонка. Просто соединяем ее концы с двух сторон. Наличие цепи говорит об исправности термоэлемента. И снова поломка не найдена.

Проверка пакетного переключателя

При детальном осмотре можно заметить, что его пластмассовый корпус слегка деформировался. И произошло это, скорее всего из-за излишнего нагрева контактов.

Разбираем его.

Для этого маленькой отверткой разжимаем его крепление.

После этого, снимаем верхнюю крышку. Под ней обнаруживается вот такие контакты.

Сразу видно, что они подгорели, причем все.

Берем надфиль или на крайний случай пилочку для ногтей и зачищаем их. Подвижный контакт один, и имеет вот такую форму.

Чтобы снять его, необходимо просто потянуть на себя. При этом ручка переключателя освободится. Зачищаем подвижный контакт переключателя по всей поверхности и вставляем его в неподвижные.

Сделать это не просто, но возможно. Теперь накрываем его крышкой и пробуем ставить на прежнее место. При этом ручку на лицевой панели необходимо сопоставить с валом пакетного переключателя так, чтобы полоска на ней указывала на какое-нибудь положение переключателя.

Зажимаем крепление и пробуем переключать.

Если все работает без проблем, укладываем провода и жгутируем их.

Надеваем все снятые клеммы и ставим нагреватель на колесики. Не закрывая крышку, аккуратно включаем в сеть. Прибор должен греть. В нашем случае так и происходит.

Отключаем от сети и прикручиваем крышку винтами. Еще раз включаем и проверяем работу во всех положениях.

Ремонт масляного радиатора показал, что причина поломки заключалась в подгоревших контактах пакетного переключателя ступеней. Как не прискорбно, но эта поломка одна из частых в любых нагревательных приборах. Причина - переключения под большим током и некачественное изготовление контактов узла.

Всем привет!

Вот, скоро наступит зима и люди стали задумываться об обогреве своих жилищ в холодные дни. И, как следствие, буквально «завалили» меня всевозможными обогревателями , которые прошлый зимний сезон работали исправно, а перед началом нынешней зимы, вдруг, перестали функционировать. Починить электрические отопительные приборы, бывает, совсем не сложно. В частности, речь в данной статье пойдёт о масляных обогревателях .

Итак, как же всё-таки произвести ремонт масляного радиатора своими руками ? Давайте разберём эту тему на конкретном примере.
Вот, буквально на днях, поступил в ремонт электрический , типа «радиатор», с такой неисправностью:
При включении в сеть, индикатор на передней панели масляного радиатора загорался, но никакого тепла от данного прибора не поступало.
Чтобы узнать, в чём дело, нужно, естественно, его разобрать. Как снять переднюю панель на обогревателе , показано на фото сверху: нужно выкрутить один болт под заглушкой вверху и ещё два шурупчика, которые находятся внизу радиатора .
После снятия передней панели масляного радиатора отопления, перед нами предстаёт вот такая картина:
Итак, с самого начала, нужно «прозвонить» шнур питания на отсутствие обрыва или короткого замыкания (КЗ). В нашем случае, так как индикатор на передней панели светился, можно сделать вывод, что шнур питания находится в рабочем состоянии, но случаи бывают разные и, поэтому, такая проверка не повредит.

Дальше пойдём по цепи: проверяем переключатели и тепловое реле. Переключатели во включенном положении должны «звониться», а в выключенном, соответственно, нет. Тепловое реле также должно «звониться», если установлено на какую-нибудь температуру. Вообще, в большинстве подобных радиаторов отопления, данное реле отключается, когда сам обогреватель достигает определённой температуры (этим же реле и регулируется нужная температура) и, поэтому, в холодном состоянии, это реле «звониться» должно всегда. Но бывают реле, которые могут полностью отключать питание на ТЭНы и, чтобы «прозвонить» такое реле, нужно установить его на определённую температуру.

Далее проверяем защитный выключатель. Данный выключатель, когда обогреватель находится в вертикальном положении (в обычном положении обогревателя, т.е. ножками (колёсиками) на полу), должен пропускать питание (звониться), а когда радиатор, например, переворачивают, то гирька, своим весом, отключает питание этим выключателем. Эта защита сделана для того, чтобы, когда, в перевёрнутом состоянии радиатора, масло стекает и не покрывает полностью ТЭНы, они отключаются.

После этого проверяем термостаты (термопредохранители). Термостат – это устройство, рассчитанное на определённую температуру и, если температура превысит значение, на которое рассчитан термостат, он отключится или «сгорит». Такие устройства ставятся во многих электронных бытовых приборах (электрочайники, термопоты, микроволновые печи и т.д.) и очень часто выходят из строя. Короче, в рабочем состоянии эти термостаты должны пропускать ток (звониться).

Дальше переходим к проверке ТЭНов. ТЕНы должны иметь совсем небольшое сопротивление. Если сопротивление на них больше 1 кОма или они не «звонятся» вообще, то, можно сделать вывод, что они неисправны.
После проведения вышеизложенных мероприятий, в нашем масляном обогревателе был выявлен один неисправный термостат.

После его замены радиатор стал работать исправно.

Если у вас нет под рукой исправного термопредохранителя, а обогреватель нужно починить срочно, то можно просто его перемкнуть и установить на место. В нашем случае такое проделать можно, так как установлено два термостата и, при перегреве радиатора отопления, второй термостат «спасёт» нас от тяжёлых последствий. Но такое решение может быть только временным и при первой возможности второй термопредохранитель нужно обязательно установить!

Всё, теперь, после сборки радиатора, его можно включить и наслаждаться исходящим от него теплом.


В независимости от качества, рано или поздно, почти все электрические обогреватели стают плохо греть, не включаются или уже совсем не греют.
Самостоятельный ремонт электрического обогревателя не составляет больших трудностей, так как зачастую данный класс устройств не считается сложным прибором.
В быту люди используют большое разнообразие электрических электрообогревателей: электрические инфракрасные камины, конвекторы, тепловентиляторы и разнообразные масляные радиаторы. У всех подобных приборов в независимости от конструктивных особенностей, нагревающим элементом служит нихром.

Следует заметить что чем проще конструкция обогревателя тем дольше будет работать такой прибор, и кто муже легче будет разобраться в поломке и починить его.

Устройство

Для быстрого и эффективного ремонта, прежде всего, необходимо понимать как устроен обогреватель.
В независимости от разновидности таких устройств, все они имеют основные общие элементы.
Обогреватели оборудуются одно- или двух клавишными выключателями которыми можно выбирать один или два ТЭНа которые будут греть, а также лампочками индикации работы ТЭНа.
ТЭН может иметь не два контакта а три, с двумя разделенными греющими спиралями внутри.

Сразу после сетевого шнура с вилкой может стоять защитный термопредохранитель, который будет автоматически отключать обогреватель после перегрева, например если накрыть конвектор сверху полотенцем.
Также может присутствовать датчик наклона, который сработает, если например, конвектор упадет или перевернется.
Помимо термопредохранителя, также может быть и "автоматический выключатель" - предохранитель тока перегрузки, для других аварийных ситуаций.

схематическое устройство обогревателей

Диагностика и поиск неисправности обогревателя

Любая диагностика начинается с разборки обогревателя, но прежде чем разбирать, его необходимо отключить и вытянуть вилку с розетки.
Откручиваем винтики корпуса, скорее всего корпуса панели управления. Добравшись до соединительной управляющей панели с термостатом, терморегулятором и другими элементами, проверку начинаем с прозвонки сетевого шнура.
Дальше проверяем работу всех управляющих клавиш и тумблеров - прозванивая их тестером. Затем все последовательные цепи.

Терморегулятор проверяется тестером и он должен выдать на контактах нулевое сопротивление (КЗ) или близкое к нулевому, это будет говорить о исправности терморегулятора.

Помимо исправности самих элементов обогревателя, причина поломки может скриватся и в плохом и ненадежном контакте проводников, со временем, из за разности материалов они окисляются и отгнивают, так что в данном моменте тоже следует обратить внимание.
Затем проверяются защитные элементы: датчик положения и термопредохранитель.

Термопредохранитель прозванивают тестером, в исправном и холодном состояние на его контактах должно быть нулевое сопротивление (КЗ).
Таких термопредохранителей может быть несколько штук в одном корпусе и как правило чем больше корпус - тем больше в нем термопредохранителей.
Следует заметить что термопредохранитель может быть и рабочим (исправным) но из за сильной загрязненности фильтров и конвекционных отверстий они могут моментально срабатывать и отключать обогреватель.

Что же представляет из себя датчик положения , так это, в большынстве конструкций, какой то грузик который при наклоне или ронению обогревателя воздействует на мини выключатель который уже размыкает напряжение. Исправный датчик положения, в нормальном вертикальном положение обогревателя на своих контактах должен иметь нулевое сопротивление (КЗ).
Основным решающим моментом будет проверка нагревательных ТЭН ов. В больших обогревателях их как правило несколько, наиболее часто их два. И часто причиной недостаточного прогрева помещения есть выход из строя одного из ТЕНов.
В большинстве случаев ТЭН не подлежит ремонту и заменяется аналогичным.
Как проверить ТЭН? Сопротивление на его контактах может быть разным, в зависимости от конкретного устройства, но однозначно он должен прозваниватся. Примерные значения сопротивления могут быть в диапазоне 20 - 100 Ом.

Основные неисправности обогревателей

Обогреватель не включается.
Причин может быть несколько. Необходимо проверить розетку, вилку и электрический шнур. Затем разобрать и убедится в наличие сетевого напряжения внутри устройства, лучше всего использовать для этого контрольную лампочку на 40Вт.
Проверяется напряжение по последовательной цепи, термопредохранитель, термостат, термовыключатель, ТЭН
Проверку под напряжением следует проводить осторожно или использовать метод прозвонки на сопротивление (мультиметром) уже без напряжения.

Тепловентелятор включается но не греет.
Обогреватель дует воздух но при этом не греет его, такая ситуация явно указывает на неисправность ТЭНа, один из участков спирали может быть поврежден, необходимо внимательно осмотреть всю протяжность нихромного проводника, а также прозвонить тестером сам ТЭН, сопротивление должно быть где то в раене 70 Ом.
В случае видимого разрыва или отгорания нихромового проводника, его можно попытаться восстановить если немножко оттянуть оборванные проводники к центру и аккуратно скрутить с запасом их друг к другу, затем надежно вставить "соединение" обратно, но так чтоб оно не сместилось и не замкнуло в процессе работы случайно на соседние витки спирали.
Также причиной такой работы может быть термопредохранитель или биметаллические пластины терморегулятора. В холодном состояние они должны быть замкнути, иногда возникает необходимость их зачистки для улучшения надежности контакта. Исправные биметаллические пластины от тепла паяльника должны размыкаться.

Тепловентилятор греет но вентилятор не крутится (не дует).
Если лопасти исправны и нигде не подклинены, то вероятнее всего причина в двигатели.
Но все же сначала необходимо убедится в том что на двигатель поступает напряжение. Убедится в том что его вал легко и без усилий проворачивается.
Дальше двигатель можно проверить мультиметром, его контакты должны прозваниватся и показывать хоть каое то сопротивление.
При необходимости моторчик можно разобрать и осмотреть внутри, возможно сильное загрязнение. Прозвонить обмотки, почистить коллекторный узел и осмотреть надежность прилегания щеток. Возможно будет необходимо прокапать машинным маслом втулки движущей части двигателя.
При перегоранию обмоток двигатель необходимо заменить.

Обогреватель отключается (из за перегрева)
Причин может быть несколько. Например большая площадь обогрева и маломощный конвектор, в следствие постоянной работы перегревается корпус и внутренние элементы в том числе элементы защиты от перегрева которые отключают устройство.
В других случаях может быть причиной неправильная установка конветора. Необходимо организовать свободный приток поступающего воздуха к нижней части обогревателя и свободный отток горячего воздуха из верхней части конвектора, нечем не накрывать его и не создавать сопротивление выходу тепла с конвектора.

Масляный радиатор протекает.
Самостоятельный ремонт в таких случаях является задачей непростой и неблагодарной. Клеи и герметики в данном случае бесполезны.
Для герметизации пробоин необходимо слить масло, залить водой и с помощью инверторной сварки для тонких листов. Проварить пробоину, предварительно зачистив место от краски и коррозии.
При постоянном вытекание масла следует понимать что все же масло необходимо будет долить, так как для эффективной работы такого обогревателя необходимо наличие 90% объема масла от общей емкости масляного "бака", остальное пространство должен занимать воздух, он играет роль своеобразной подушки при розшырению масла при нагреве.