Австралийский музыкальный инструмент диджериду. Музыка австралиии самые простые - природные - музыкальные инструменты

Очень интересно собирать информацию о самых простых музыкальных инструментах, используемых разными народами в своей культуре и ритуалах. Такие инструменты создаёт сама природа, и, глядя на то, что уже придумали люди, можно внимательнее смотреть на то, что есть вокруг. У нас тоже очень многое может быть использовано как музыкальный инструмент.

Музыка Австралии содержит элементы различных музыкальных культур: коренных жителей, англо-австралийцев, эмигрантов небританского происхождения.

Музыка коренных жителей - аборигенов -сохранила архаические черты, следы влияния музыки Новой Гвинеи, а также переселенцев с Малайского архипелага (Сев. Австралия). Разнообразны обрядовые песни, бытовые, эпические. В северных районах распространено индивидуальное пение с собственным сопровождением (ударные инструменты), в южной и центральной - групповое.

Среди музыкальных инструментов, которые считались священными или магическими: чуринги (деревянные или каменные гуделки), полое бревно убар , по которому ударяли палками. Среди древних идиофонов - бумеранги, свёртки шкур, напоминающие барабан (южные районы), погремушки из плодов и раковин, рифлёные дощечки , по которым водят палкой, папуасские ручные барабаны , обтянутые кожей (полуостров Кейп-Йорк); среди духовых - диджериду (труба из свёрнутой коры), юлунггул (из дерева), в Сев. Австралии - носовая флейта (из Новой Гвинеи).

С появлением европейцев и сокращением числа коренных жителей ареал распространения их музыки резко сузился.

Диджериду (Йедаки, дидьериду)

Диджериду нерукотворна, её создает сама природа. Австралийские термиты проедают изнутри стволы и ветви деревьев.

Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1-3 метра, сердцевина которого выедена термитами, мундштук может быть обработан чёрным пчелиным воском. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени.

Остается лишь отыскать заготовки, и диджериду почти готов, только немного доделать, украсить. Не всякому аборигену удается найти заготовку, так как для поиска, как говорят, нужно обладать особенным состоянием сознания.

Диджериду изготавливают ещё из бамбука. Многие инструменты украшают традиционными росписями, изображением животных тотемов.

Диджериду (Didgeridoo) – европейско-американское название духового обертонного музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют Йедаки. Самая большая диджериду достигает в длину 2,5 метров.

Уникальность диджериду состоит в том, что он звучит всего на одной ноте . Но при этом этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган и частично орган.

При игре используется техника непрерывного дыхания. На диджериду играют во время различных ритуалов и это способствует вхождению в транс. Этот инструмент не имел широкого применения и использовался только в некоторых районах Северной Австралии.

Пляски корробори

Аборигены находили множество радостей в повседневной жизни (чему нам можно у них учиться!), что способствовало созданию у них хорошего настроения и веселого нрава. А это - основа здоровья и долголетия. Радость бытия находила отражение в музыке и плясках, называемых корробори, которые обычно не связывались с обрядами и поэтому не были стеснены рамками ритуала - как говорится, танцевали "от души" :-).

В этих плясках изображались сцены из повседневной жизни, разыгрывались представления, имитирующие явления природы и события жизни.

Музыка как для корробори, так и для ритуалов исполнялась простыми средствами. В некоторых племенах ритм отбивали простым чередованием ударов по бедрам, в других - ударами палок о землю, иногда постукиванием двух бумерангов. Пучки листьев эвкалипта на лодыжках и предплечьях имитировали шуршание перьев эму.

Наиболее характерными звуками были монотонные причитания самих аборигенов и звуки, издаваемые «дидьериду» - описание смотрите выше. Труба служила своего рода рупором, усиливающим звук голоса.

Эти аборигены были очень уважаемы, ведь не так-то и легко найти хорошего «трубача», умеющего гудеть как бы не прерывая дыхания и в двух тональностях. Создатель песен тоже был очень уважаемой личностью. Он сам участвовал в представлениях и сочинял песни, повествующие о повседневных событиях; его обширный репертуар также пополнялся песнями, унаследованными от предков.

Сочинитель песен и «трубач» часто выступали по приглашению других групп и за эти услуги получали вознаграждение. Существовали также лидеры плясок. На них лежала основная часть исполнения корробори, что требовало мастерского подражания, особенно повадкам животных.

Современное корробори может изображать также хронику стычек или представлять сцены первых контактов с европейцами.

Австралийская народная музыка - это музыка австралийских аборигенов и аборигенов островов Торресова пролива, это понятие объединяет множество разнообразных стилей традиционной музыки коренных австралийцев, а также целый ряд современных музыкальных стилей в интерпретации и исполнении коренных австралийских музыкантов. Музыка является неотъемлемой частью социальных, культурных и церемониальных обрядов этих народов на протяжении всей их почти тысячелетней истории. В разных регионах Австралии различаются манера исполнения и музыкальные инструменты, однако есть общие элементы музыкальной традиции. Эти элементы присущи традиционной музыке как австралийских аборигенов, так и аборигенов островов Торресова пролива, почему музыку последних и включают в общее понятие. В дополнение к этим местным традициям и музыкальному наследию, начиная с европейской колонизации Австралии 18го века, коренные австралийские музыканты начали перенимать и интерпретировать многие западные музыкальные стили, часто в сочетании с традиционными инструментами и манерой исполнения. Кроме того, некоренные (в том числе и западные) исполнители начали использовать элементы австралийской этнической музыки в сочетании с другими стилями.
К традиционным музыкальным инструментам относятся: диджериду, хлопушки.
Диджериду - музыкальный духовой инструмент аборигенов Австралии. Один из старейших духовых инструментов в мире. Археологические исследования наскальной живописи в Северной территории позволяют предположить, что жители региона Какаду играли на инструменте 15000 лет назад. Он представляет собой длинную трубку без отверстий для пальцев. Он делается из куска ствола эвкалипта длиной 1-3 метра, сердцевина которого выедена термитами, однако в настоящее время используют также ПВХ. Мундштук может быть обработан чёрным пчелиным воском. Сам инструмент часто расписан красками или украшен изображениями тотемов племени. При игре используется техника непрерывного дыхания (циркулярного дыхания). Традиционно на диджериду играют только мужчины, и, как правило, игра на диджериду сопровождает церемониальное пение (например, ритуалы corroboree) и способствует вхождению в транс. Гораздо реже диджериду используется как сольный инструмент. Диджериду теснейшим образом вплетён в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Yurlungur. Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон», или гудение). При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра. Сравниться с ним может только человеческий голос, варган и отчасти орган. Хотя инструмент не получил широкого распространения по всей стране и обычно использовался в северных регионах, сегодня диджериду считается национальным музыкальным инструментом коренных австралийцев и известен по всему миру. Известные музыканты, играющие на диджериду: Djalu Gurruwiwi, Mark Atkins, William Barton, David Hudson, Joe Geia, Charlie McMahon.
Хлопушки (Clapstick) , или трещотки, - традиционный музыкальный ударный инструмент аборигенов Австралии. Хлопушки во многом схожи с клаве, являясь своего рода видом барабанных палочек. Однако, в отличие от барабанных палочек, которые обычно используются для ударов в барабан, хлопушки предназначены для ударов одной палочки о другую. Хлопушки представляют собой две деревянные палочки одной длины и традиционно сопровождают игру на диджериду для поддержания ритма. На языке австралийских аборигенов полуострова Арнем-Ленд хлопушки называются bimli. Существует также множество названий инструмента на других языках австралийских аборигенов, которые, как правило, при дословном переводе означают «палочки» или «музыкальные палочки».
Современная музыка коренных австралийцев продолжает ранние традиции в слиянии с современными стилями музыки, такими как рок-музыка и кантри. Продолжают использоваться и традиционные музыкальные элементы в контексте новых стилей. Например, музыкант Geoffrey Gurrumul Yunupingu получил мирового признания как исполнитель песен на английском языке и языке народа йолну. Музыка кантри стала особенно популярна среди австралийских аборигенов. Первыми из коренных австралийцев играть кантри начали Dougie Young и Jimmy Little, а одним из самых успешных кантри-исполнителей стал Troy Cassar-Daley. Музыканты Kev Carmody и Archie Roach объединяли элементы кантри и этнической музыки для выражения актуальных проблем коренных австралийцев. В рок-музыке музыканты также смешивают элементы двух стилей музыки, в частности, совмещают типичные для рок-музыки (гитара, бас-гитара, барабанная установка) и традиционные музыкальные инструменты (диджериду и хлопушки). Яркими представителями являются группы Yothu Yindi, Us Mob и No Fixed Address. Одной из наиболее успешных рок-групп стала the Warumpi Band. Также велико количество коренных австралийцев, исполняющих хип-хоп музыку. Наиболее известна группа NoKTuRNL. Среди современных музыкантов островов Торресова пролива выделяются Seaman Dan и Christine Anu (поп-музыка).
Австралийская народная музыка делится на традиционные формы: банггул ; вэнгга ; кун-боррк . Эти формы мы рассмотрим ниже.

Культура австралийских аборигенов значительно различалась, в зависимости от территории их обитания. Люди, проживавшие в разных регионах, общались на разных языках, пользовались различным оружием, применяли своеобразные инструменты, использовали уникальные стили плетения утвари из трав, владели уникальными художественными стилями, применяли различные церемониальное наряды и имели свои исконные убеждения о сотворении мира.

Музыка, песни и танцы издревле были неотъемлемой частью жизни буквально всех народов мира, не исключая и коренных жителей Австралии. Обычаи австралийских аборигенов объединяют сознание с не всегда объяснимыми ощущениями и законами природы. Это своего рода попытка держаться «корней», не теряя контакта с окружающим миром и стихиями. Примером такого единения может служить традиционная этническая музыка, разливающаяся по просторам континента во время игры на диджериду. Есть предположение, что диджериду – старейший духовой музыкальный инструмент на Земле.

Более 2000 лет под музыку диджериду

Археологические исследования свидетельствуют о том, что диджериду существовало на австралийском континенте более 2000 лет. Доказательством этому служат исследования наскального искусства в Северных территориях. На стенах пещер изображены люди, играющие на инструменте. Свидетельств более раннего его существования на настоящее время обнаружить не удалось.

Диджериду глазами первых европейцев

Первые документальные упоминания о диковинном духовом инструменте принадлежат перу исследователя по фамилии Уилсон, описавшего играющего коренного жителя, которого он встретил на полуострове Кобург на северном берегу Австралии в 1835 году. Он описал изделие, сделанное из бамбука около трех футов в длину. Несмотря на то, что начало заселения европейцами австралийского континента датируется 1788 годом, западное общество относительно недавно смогло познакомиться с этим удивительным древним инструментом. Только к 1912 году была выполнена первая аудиозапись диджериду. Его звук записал сэр Болдуин Спенсер с помощью фонографа и восковых цилиндров.

Европейские этнографические исследования

В 1922 году антрополог Норман Тиндейл провел этнографическое исследование Грут Айленда в северо-восточной части Австралии. А в 1925 году, благодаря исследованиям в поселении Ганбаланье, слово диджериду пришло в обиход жителей Старого Света с подачи ученого Херберта Баседоу. В 1926 году антрополог Ллойд Уорнер начал первые исследования в Милинджимби. Результаты этнографических изысканий были опубликованы в труде «Социальные исследования племени аборигенов». В статье упоминалось о ритуальной «трубе», длиной около четырех футов. Информация о музыке континента начала распространяться по всему миру именно стараниями ученых-антропологов и этнографов. Начатые в начале прошлого года исследования ведутся до сегодняшнего дня.

В 1935 году в поселение Арнемленд состоялся визит антрополога Дональда Томпсона. Его исследования края остаются одними из наиболее важных и существенных работ по изучению культуры аборигенов. Им было собрано большое количество артефактов и предметов уникальной культуры. Историческое наследие аборигенов в наши экспонируются в музеях Мельбурна.

Первая запись звучания диджериду

Среди исследователей жизни и обычаев коренных австралийских племен особое место занимал англиканский священник Адольфус Питер Элькин. Элькин заинтересовался культурой аборигенов и, несмотря на то, что антропология не преподавалась в то время в Австралии, в 1922 году написал диссертацию, на тему обычаев коренного населения континента. В 1974 году Адольфус Питер писал, что, начиная с 1927 года он имел возможность наблюдать за церемониальными танцами корробори, происходившим непременно в сопровождении музыки, но только проведя полноценный анализ собранных материалов он смог по-настоящему оценить разнообразие, уникальность и богатство культурного наследия региона. Эта часть культуры коренного населения в последнее столетие имела ограниченное распространение в Австралии и наблюдалось лишь в Восточном Кимберли и в Северных территориях.

В 1953 году его стараниями вышла виниловая пластинки «Музыка племен Австралии» — первая коммерческая запись звучания диджериду, изданная звукозаписывающей компанией «Folkways Records». В настоящее время любовь к инструменту распространилась по всему миру. Музыканты демонстрируют, как правило, традиционный стиль игры и технику.

Как изготавливали диджериду

Принято считать, что инструмент был распространен исключительно на севере и северо-востоке страны. Но в последние 100 лет диджериду используются и в Квинсленде, и на западе Нового Южного Уэльса и в Западной Австралии. Древесина, наиболее часто применяемая при его изготовлении, относится к семейству миртовых. Наибольшее применение получил эвкалипт косой и эвкалипт длиннолистный.

Термиты

Термиты — примитивные насекомые, которых часто ошибочно называют «белыми муравьями», а на деле они являются родственниками таракана и неоценимыми помощниками в изготовлении одного из самых древних духовых музыкальных инструментов. Некоторые разновидности термитов строят подземные жилища, другие — большие курганы-термитники, но и те, и другие потребляют древесину. В Северной Австралии, термиты питаются сердцевинами живых деревьев, которые и использовали издревле аборигены в качестве полых трубок для изготовления диджериду.

Породы древесины

С давних времен мастерами применялись ветви эвкалипта, полые внутри, вычищенные стараниями термитов. В прибрежных районах Арнемленда применялся преимущественно эвкалипт четырёхкрылый и эвкалипт длиннолистный. Эвкалипт камальдульский предпочитали в Северной Австралии., ближе к Кэтрин и дальше на юг. Инструменты в районе Манингрида были сделаны из многолетних пальм Ливистона. Найдя подходящую полую ветку или ствол дерева, мастер приступает к ее обработке.

В качестве альтернативы выеденных термитами эвкалиптовых деревьев, есть технология изготовления инструмента из бамбука. Сердцевина бамбука выжигается с помощью углей. Многие современные производители в Америке и в Европе делают его из различных лиственных пород, высверленных на токарном станке, из пластика или металлических труб.

Технология обработки

Удостоверившись в полости дерева, с помощью простого постукивания по стволу, мастер оставлял заготовку необходимой длины, очищал ее от коры, с помощью каменного ножа или мачете, полировал поверхность, подготавливал сторону, в которую предполагалось дуть, обрабатывая ее пчелиным воском и начинал тестировать свойства заготовки. Древними аборигенами традиционно в работе использовались каменные топоры, для рубки и обработки дерева. Очистка сердцевины от продуктов жизнедеятельности термитов производилась путем вымачивания заготовки в воде в течении нескольких дней с последующей очисткой палкой. Заготовка должна не иметь сквозных отверстий или трещин, а стало быть, была необходимость в проверке герметичности ствола. Для этого, заткнув с обоих концов инструмент руками, его удерживали под водой в течение двух-трех минут. Если появились пузырьки воздуха, становилось очевидным, что отверстия имеются и их заполняли пчелиным воском. Готовое изделие всячески украшали, нанося традиционные для края орнаменты и узоры.

Применение инструмента

Как выяснили исследования, нет жестких требований к форме или размеру инструмента. Акустические характеристики каждого отдельного образца зависят от длины трубки и ее формы вблизи конического отверстия. Исходя из измерений характеристик образцов, выполненных в различных частях Австралии, становится очевидно, что корпус диджериду выполнялся из полых ветвей или стволов древесины, длиной от метра, до 160 сантиметров.

Звучание диджериду

Самый низкий звук, издаваемый инструментом находятся в диапазоне частот от 70 до 100 Гц. Диджериду производит непрерывный гул. Искусный игрок может модулировать различные сложные ритмические эффекты и даже добиться мелодического звучания. Диджериду является чрезвычайно выразительным инструментом, способным вызывать разнообразные эмоции, начиная от мрачных или зловещих, заканчивая ощущением беззаботности и радости.

Церемониальное предназначение

Традиционно инструмент использовался племенами в качестве необходимого атрибута при проведении церемониальных ритуалов, в качестве подражания звукам природы, для общения с духами, для изучения окружающего мира. Исполнитель использует уникальные игровые техники звукоизвлечения, среди которых можно выделить визг, покашливание, ворчание, так необходимые для сходства с звуками определенного животного, чтобы в рассказе об охоте реалистично имитировать его.

Особенности звукоизвлечения

Еще одной уникальной особенностью диджериду является наличие несъемного мундштука. Он достигает диаметра 3-4 сантиметров, в исключительных случаях может быть и больше. Играя, необходимо, чтобы практически вся поверхность губ музыканта вибрировала, для извлечения низких звуков. Сам мундштук, как правило, выполнен из пчелиного воска или эвкалиптовой резинки, жестко зафиксированной на узком конце диджериду. Опытный исполнитель может производить устойчивый гул в течение нескольких минут. Существующие техники дыхания позволяют музыканту поддерживать ноту, не останавливаясь, чтобы перевести дыхание. Круговое дыхание известно многим кларнетистам, саксофонистам и свойственно для разнообразных духовых инструментов мира.

Музыкант может добавлять сложные ритмические эффекты к гулу путем манипулирования губами, языком, щеками, гортанными мышцами и диафрагмой. Некоторые выдающиеся исполнители могут играть ритм и контр-ритм одновременно. Несмотря на то, диджериду является инструментом, предназначенным для получения одного основного тона, который зависит главным образом от длины диджериду, специальные техники игры способны добиться очевидного изменения его высоты. При пении в инструмент можно добиться целого ряда гармонических эффектов, например, извлечь звук целого аккорда. Этот прием часто используется музыкантами, играющими на металлических духовых инструментах.

Диджериду и современность

Диджериду невероятно универсальный инструмент, который, как показывает время, хорошо приспосабливается к различным музыкальным стилям. Так, в конце 70-х, начале 80-х годов прошлого века его применение распространилось по Европе и Америке. Звук исконно австралийского инструмента в сочетании с европейскими мелодическими образцами, такими как гитара, флейта, скрипка или кларнет, стали применяться музыкантами, исполняющими музыку в различных стилях по всему миру.

духовой музыкальный инструмент Медиафайлы на Викискладе

История

Диджериду тесно вплетён в мифологию австралийских аборигенов, символизируя собой образ радужной змеи Юрлунгур . Игра на нём сопровождает ритуалы корробори и способствует вхождению в транс . Уникальность диджериду как музыкального инструмента состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый «дрон» , или гудение). При этом инструмент обладает очень большим диапазоном тембра . Сравниться с ним может только человеческий голос, варган , и отчасти орган .

С конца XX века с диджериду экспериментируют западные музыканты (например, Софи Лаказ , Jamiroquai).

Большое применение диджериду получил в электронной и эмбиент-музыке. Стив Роуч одним из первых применил диджериду в эмбиенте и учился на нём играть в течение многих путешествий по Австралии в 1980-х годах. В 1992 году Aphex Twin использовал звучание диджериду в танцевальной композиции «Didgeridoo», которая стала хитом британских танцполов.

Название и этимология

«Yiḏaki» (иногда произносимый как «yirdaki») - одно из самых используемых названий, хотя в строгом смысле, слово используется для специфического типа инструмента, сделанного и используемого людьми йолнгу (англ. Yolngu people ), проживающими в Арнем-Ленд . Однако после того, как в начале 2011 года умер человек из клана Мэнгалили, чьё имя звучало похоже на «yiḏaki», люди йолнгу стали использовать синоним «mandapul» для обозначения инструмента из уважения к умершему [ ] .

Существует большое количество других имён для диджериду. Ниже описаны самые известные :

Народ Местность Название
Энинтиляква Грут-Айленд ngarrriralkpwina
Йолнгу Арнем-Ленд Mandapul (Yidaki)
Гаппапуги Арнем-Ленд Yiraka
Джинан Арнем-Ленд Yirtakki
Ивайдя Полуостров Кобург artawirr
Jawoyn Катрин Gunbarrk
Какутю Какаду garnbak
Нгарлума Рюборн Kurmur
Наилнаил Кимберли ngaribi
Уаррэй Аделаида bambu
Мэйалай Аллигатор Риверс martba
Pintupi Центральная Австралия paampu
Аранда Алис-Спрингс Ilpirra

Устройство

Классические диджериду

Традиционно диджериду изготавливаются после того, как в засушливый период термиты выедят мягкую сердцевину эвкалипта , образуя внутри ствола полость. Австралийские аборигены находят такие стволы, срубают, выбивают из них труху и изготавливают мундштук из пчелиного воска. Сам инструмент часто раскрашивают или покрывают изображениями тотемов племени . Длина инструментов варьируется от 1 до 2,5-3 м.

Модификации

Современные диджериду очень разнообразны . Существуют инструменты как с постоянным диаметром трубы, так и расширяющиеся от мундштука к раструбу, а также спиралевидные диджериду и диджебоксы .

Отдельным классом идут так называемые диджерибоны - гибриды диджериду и тромбона . Диджерибон изобрёл популярный австралийский музыкант Чарли МакМахон , известный своими экспериментами по смешиванию звучания диджериду с современной музыкой. Инструмент состоит из двух трубок, одна из которых вложена в другую по принципу телескопического механизма. Такая модификация позволяет во время игры менять длину и, как следствие, тональность звука. Диджерибоны изготавливают из пластика или алюминия и раскрашивают в чёрный, жёлтый и красный цвета, традиционные для австралийских аборигенов.

Менее распространённые модификации:

Техника игры

Особенности инструмента

По технике исполнения диджериду можно разделить на три категории:

  • для медленной, медитативной игры (тональности си , до , ре);
  • для быстрой, ритмичной игры (тональности фа и соль);
  • универсальные - как для медленной, так и для быстрой игры (тональность ми).

Звукоизвлечение

Извлечение звука при игре на диджериду происходит за счёт вибрации губ исполнителя, вызывающей колебание воздушного столба внутри канала. В процессе звукоизвлечения участвуют также щеки, язык, гортань и диафрагма .

Диджериду звучит только на одной ноте (основной тон или дрон), но обладает чрезвычайно богатым спектром обертонов (высокочастотные призвуки, по которым человеческое ухо различает тембр). Тон инструмента определяется его длиной и конфигурацией внутреннего канала. Приведём пример для прямолинейного диджериду, имеющего постоянный диаметр. Чем инструмент длиннее и уже, тем тон ниже, и наоборот - чем он короче и шире, тем тон выше. В процессе игры основной тон можно повышать или понижать на 0,5-2 тона, сильнее или слабее сжимая губы, уменьшая или увеличивая при этом силу выдоха. Степень варьирования тона зависит как от параметров самого инструмента, так и от мастерства исполнителя.

Непрерывное дыхание

При игре на диджериду применяется техника непрерывного (циркулярного, циклического) дыхания: для достижения непрерывного звучания вдох делается одновременно с выдохом. Добиться этого проще всего за счёт сжатия надутых щёк в момент вдоха. Щёки выполняют роль «мешка», аккумулирующего воздух и поддерживающего давление, необходимое для извлечения звука. Перекрыв поступление воздуха из лёгких, исполнитель может на короткое время продолжить вибрацию губ, уменьшая объём этого «мешка». Как раз в этот момент и делается быстрый, резкий вдох.

Приёмы игры

Одним из основных приёмов игры является использование так называемых «передувов». Во время попыток извлечь свой первый дрон у новичков иногда непроизвольно получается высокий, громкий звук, как у горна или трубы. Это происходит из-за чрезмерно напряжённых губ. При правильной технике передувы извлекаются быстро и коротко, расставляя акценты и образуя ритмическую составляющую.

Помимо этого очень важную роль играет язык. В процессе игры положение языка можно изменять, выделяя обертоны, однако в основном он используется для исполнения различных ритмов, например: «та-ка-ка, та-ка-ка», «туаки-туаки-туа», «та-ка-така, та-ка-та-ка-така» и т. п. Также можно разнообразить звучание диджериду посредством голоса. Опытные исполнители умеют имитировать голоса животных, звуки природы и проговаривать целые фразы, не прерывая дрон.

Известные исполнители и группы

Сольные исполнители

Коллективы

  • Gondwanaland - австралийская группа, использующая диджериду, синтезаторы и гитары. Была основана в 1981 году Чарли МакМахоном (диджериду, вокал) и Питером Кэроланом (синтезатор).
  • Airtist - музыкальный проект, сочетающий диджериду, варган и битбокс. Музыканты не используют синтетические звуки и семплы , создавая танцевальную музыку посредством акустических инструментов и голоса.
  • Hilight Tribe
  • Inlakesh - основой группы, созданной в 1990 году , являются двое музыкантов - Таня Жерар и Роб Томас. Таня освоила игру во время посещения тибетских общин в Дармсале .
  • Ganga Giri
  • Didjworks
  • eMDee
  • 3ple-d - голландская группа, образованная в Амстердаме в 1995 году двумя уличными музыкантами - Лизом Бейеринком и Михилом Техлером. В 2004 году в состав группы вошёл перкуссионист Теренс Самсон.
  • Like a Storm -группа из Новой Зеландии, созданная в 2005 году.

Диджериду в России

Диджериду и медицина

Доктор Мило Пулан и его коллеги из Цюрихского университета в 2005 году опубликовали результаты исследования, где показали, что игра на диджериду, благодаря тренировке верхних дыхательных путей, способствует прекращению храпа , снимает дневную сонливость и предотвращает апноэ во время сна . В 2017-ом году за эту работу авторам присудили шнобелевскую антипремию .

См. также

Примечания

  1. Didgeridoos (англ.) . h2g2.com (англ.) русск. (7 December 2001). Дата обращения 19 февраля 2015.
  2. Труба натуральная // Большая российская энциклопедия. Том 32. - М. , 2016. - С. 442.

Диджериду (Didgeridoo) - древний ритуальный духовой музыкальный инструмент австралийских аборигенов. Этот инструмент обладает особой магической силой. Неслучайно к его игре советуют прислушаться, как к высказыванию мудрого человека. « Волшебное звучание диджериду зовет нас вспомнить земное и духовное наследство » - это одно из многих высказываний, которые так точно передают то незабываемое впечатление, которое может произвести только такой загадочный инструмент как диджериду.

На севере Австралии, где появилась диджериду, его называют «Йедаки». Самая большая диджериду достигает в длину до трех метров. Играют на ней только посвященные мужчины. Шаманы Северной Австралии лечат больных, укладывая их на землю и играя над ними на диджериду.

Диджериду создает сама природа, поэтому и звук ее максимально близок к природе. Когда вы впервые услышите живой звук диджериду, вы переживете чувство реального единения с чудом и вашу душу заполнит бесконечная гармония и блаженство.

Интересен факт изготовления этого инструмента – он делается из стволов эвкалиптовых деревьев, которые изнутри выедаются термитами. Остается отыскать эти «заготовки» и вы – обладатель диджериду.

Диджериду являют собой многообразие форм, это зависит от форм ветвей и стволов. Внутренний диаметр отверстия со стороны мундштука должен быть примерно 3 см. Внутренний диаметр конца диджериду в идеале должен быть 10 см. Стенки диджериду не должны быть слишком толстыми, так как будет гаситься резонанс; кроме того, инструмент может потрескаться. Мундштук делают из пчелиного воска. Можно также изготавливать диджериду из бамбука, тростника или пластика. Многие инструменты, по старинным обычаям, украшают росписями или изображением животных. Внутреннюю поверхность диджериду нужно обрабатывать льняным маслом, но так чтобы масло не проступало наружу и не портило рисунок.

С появлением в мире диджериду связано множество легенд. Так, согласно одной из них, божественные сущности ванджина создали мир по образу, который им явился во сне. Выполнив столь нелегкое дело, они решили покинуть Землю и переселиться в духовный мир. Однако они очень любили людей и решили оставить им в дар диджериду. Это не просто подарок, а некий коридор, посредством которого ванджина могут посещать мир людей и наоборот.

Диджериду обладает живительной силой. Согласно древнему сказанию, диджериду – это флейта Радуги-Змеи Юрлунггур, основной божественной сущности. Однажды Юрлунггур в ярости проглотила сущностей воздуха сестер Вавилак и двух их сыновей. Затем она выплюнула их на берег пруда. Но все это видела флейта Диджериду. Она вдохнула жизнь в их безжизненные тела. Эта спасительная акция символизирует вечное непрерывное дыхание творчества жизни.

Ученых всегда интересовал вопрос по поводу невероятной живучести кошек. Они пришли к выводу, что умение кошки мурлыкать – это ее источник долголетия. Эти низкочастотные вибрации, воспроизводимые кошкой полезны для неё и для людей. Мурлыкание кошки можно сравнить с гудением диджериду, ведь все это - вибрации низкой частоты. На фоне низкой частоты основного звука слышны более высокие обертона. Обертона всегда выше основного тона, они образуют гармоничный ряд звуков и создают тембр диджериду (и кошки). Для игры на диджериду используется прием "кругового дыхания", за счет которого можно производить вдох, не прерывая звучания. Воздух должен выходить сквозь расслабленные вибрирующие губы. И начинается магическое пение этой могучей флейты. Все твое тело становится инструментом. Тренировка позволяет научиться управлять всеми мышцами. В формировании звука участвуют губы, язык, гортань, челюсть и голос исполнителя. Этим объясняется индивидуальность звучания диджериду в каждом отдельном случае.

Диджериду - это однотональный инструмент, но за счет индивидуальных особенностей голоса можно получать различные варианты мелодического звучания: от рокота до имитации голосов зверей и птиц. Используя язык, губы и варьируя силу выдоха, можно значительно изменять тембр звука.

Музыкальные жанры можно условно разделить на две разновидности: медитативно-трансовый жанр и ритмический action. Первый характеризуется плавностью звучания и неспешностью исполнения. Второй является практикой ритмического дыхания, так как форсированный вдох должен быть органично встроен в образ ритмического рисунка. Таким образом, манеру игры на диджериду можно выразить следующей комбинацией: "дыхание+звук+ритм". Приведем несколько примерных упражнений для игры на диджериду.

Упражнение 1

Что означает фраза « выдох через расслабленные вибрирующие губы»? Для этого надо сказать воображаемой лошадке «Тпру». При этом ваши губы будут расслаблены, будут вибрировать, и сквозь них будет выходить струя воздуха. Остается лишь поднести к губам диджериду и послать в неё воздух. Это и будет основной тон диджериду.

Упражнение 2.

Наполните щеки воздухом, надуйте их и подышите через нос. Теперь представьте, что воздух в щеках выталкивается изо рта лишь вашими мышцами щек. При этом вы можете быстро вдохнуть через нос. Это принцип непрерывного дыхания, который так важен при игре на диджериду.

При игре на диджериду важно соблюдать три основных правила: во-первых, основной тон должен быть сильным и устойчивым; во-вторых, мышцы щек должны легко выдавливать воздух, аккумулированный в щеках; в-третьих, при любом движении щек, языка, губ и т. д. основной тон диджериду не должен прерываться. Все эти условия легко выполнить при регулярных тренировках, что является основным требованием при игре на любом инструменте.

К сожалению, в России пока очень мало магазинов, где продавались бы диджериду. Однако в этнических магазинах, магазинах духовной литературы продаются иногда бамбуковые трубочки из Индонезии, Индии и других стран, которые являются аналогом диджериду. Но, тем не менее, есть на Урале мастера, которые профессионально занимаются изготовлением этого редчайшего инструмента и даже основали Уральскую Диджериду Лабораторию.

В чем же особенность уральских диджериду? Секрет заключается в правильно построенной акустике, что дает красивое звучание и широкий диапазон возможностей. Хороший природный инструмент - это редкость, поэтому так важно сделать акустически безупречный инструмент, воссоздав при этом, природную специфику звучания. Мастера должны проделать поистине ювелирную работу, чтобы добиться идеального баланса - конфигурация канала, заданная толщина стенки, параметры внутренних канавок и многое другое. Многое найдено и оптимизировано российскими мастерами опытным путем.

Поиск и исследования "конфигурации" диджериду продолжаются до сих пор, поэтому каждый уральский мастер в чем-то уникален и своеобразен. Так же как уникален каждый музыкант.

Пример звучания

Пример звучания (Beat Box)